Повесть временных лет как исторический источник

Повесть временных лет

повесть временных лет как исторический источник

Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.

Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.

Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.

Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет»

История создания Повести временных лет

Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.

Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.

Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году.

Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях.

После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.

Жанр и особенности Повести временных лет

Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.

Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.

Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.

Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.

Повести временных лет

Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.

Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.

Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.

Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.

Таким образом, основу Повести временных лет составляют:

  • Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
  • Описание крещения Руси;
  • Описание жизни великих князей: Олега, Владимира, Ольги и других;
  • Жития святых;
  • Описание войн и военных походов.

Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.

Источник: https://historykratko.com/povest-vremennyh-let

Интересные факты о Повесте временных лет

повесть временных лет как исторический источник

Повесть временных лет — один из самых интересных и значимых документов в истории России. Эта летопись имеет огромное значение для России: именно из нее мы можем узнать историю Древнерусского государства. Имя летописца Нестора вовсе стало нарицательным. Что же интересного в Повести временных лет? Чем она так знаменательна? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в данной статье, ведь мы приготовили для вас 30 интереснейших фактов о повести временных лет.

История создания

Оглавление

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и композиция
  • 3 Действия
  • 4 Автор
  • 5 Значение

Автором повести временных лет является монах Нестор, который жил в конце 11-начале 12 века. Нестор служил в Киево-Печерском монастыре. Изначально имя автора было неизвестно, оно упоминается через несколько веков после создания повести. Напомним, что Нестор является первым русским летописцем.

К сожалению, подлинный экземпляр повести временных лет не дошла до наших времен. Летопись несколько раз копировалась и переписывалась. Самая древняя копия, дошедшая до нашего времени, была написана в 14 веке монахом Лаврентием. Копия была названа в честь монаха, Лаврентьевской.

Есть несколько гипотез и предположений о создании повести временных лет.

Согласно первой теории Нестор написал повесть в 1037 году, находясь в столице Древнерусского государства, Киеве. Эту теорию подтверждают многие исторические источники: сказания, предания, устное народное творчество.

Второй теории придерживаются многие ученые. Она гласит так: монах Киево-Печерского монастыря написал летопись лишь в 1100 году.

Жанр и композиция

Ученые до сих пор спорят, к какому же жанру относится повесть временных лет. Одни утверждают, что к историческому, другие — к художественному. Было проведено очень много исследований, но жанр так и не был выявлен. По этому поводу специалисты до сих пор спорят и не могут дать окончательный вердикт.

Одна из отличительных особенностей состоит в том, что в повести события не истолковываются, а лишь повествуются. Автор практически не выражает своего отношения к происходящему. Это связано с тем, что речь в летописи идет о князях, то есть значительных лицах, поэтому высказываться о них обычный человек просто напросто не мог. Автор связывает любое событие с Божьей волей, а причины и последствия определенных действий просто опускает.

  1. Сочетание нескольких жанров.

Повесть временных лет собрала в себе сразу несколько жанров. В ней есть черты и повести, и народных приданий, и сказаний, содержатся повествования и описания, много пейзажей и исторических событий.

Оказывается, летопись несла еще и законодательный характер. Она являлась первым документом, предписывающим действия людей. Часто повесть временных лет называют первым сводом законов и документов Древнерусского государства.

Действия

Нестор считал своей целью не только сохранение памяти об исторических событиях, но и исследование поведения русского народа, его происхождение, обычаи и нравы. Также внимание уделялось и княжеской власти. Главными действующими лицами в летописи как раз и являются князи и их родственники.

  1. Все о появлении славян и зарождении государственности на Руси.

В самом начале повести автор рассказывает, откуда же взялись славяне? Он утверждает, что славянский род является потомком Иафета, одного из сыновей Ноя.

Нестор очень подробно описывает, как жили славяне до прихода Рюрика, как был призван известнейший выходец из Скандинавии, как призвание повлияло на жизнь народа. В повести рассказывается и о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе.

Подробно описывается постепенное становление Древнерусского государства, его совершенствование от полнейшей распущенности, беспорядочности, до закрепленного и сильнейшего государства.

В основной части повести идет описание различных сражений и войн, описывается уклад общества, рассказываются придания и легенды. Большое внимание уделяется периоду правления Ярослава Мудрого, одного из самых известных и примечательных князей за всю историю Руси.

Подводя итоги, хочется выделить самые главные события и действия, составляющие повесть временных лет:

1) рассказ о расселении славян;

2) описание уклада жизни общества до становления государственности на Руси;

3) призвание Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора, причины и следствия;

4) рассказ о том, как поменялась жизнь славян после прихода Рюрика;

5) подробное описание крещения Руси: причины, почему Русь приняла христианство, описание самого процесса крещения, отношение народа к этому значительному событию, как поменялась жизнь народа после принятия православия;

6) деятельность известнейших государей, таких как: Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый и другие. В летописи подробно описывается их деятельность и ее влияние на государство;

7) описание некоторых военных походов. Например, описание похода Игоря, князя новгород-северского, на половцев;

8) жития святых.

Автор

Нестор — монах, который на восемнадцатом году своей жизни решил прейти в обитель святого старца Феодосия Печерского. К сожалению, точная дата так и неизвестна, но ученые связывают это событие с концом десятых годов 11 столетия.

По приданию Нестор пришел в храм будучи очень грамотным и образованным. Дело в том, что Нестор пришел из Киева, где жили самые умные и образованные люди Древнерусского государства, у которых Нестор видимо и научился грамоте.

Он был обычным монахом до тех пор, пока не получил разрешение у наставника, Феодосия Печерского на веление истории государства Российского.

  1. Другие произведения Нестора.

Повесть временных лет — не первый труд Нестора. До нее автор выпустил Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда, где рассказывается о сотворении мира, о роли Всевышнего на человека. В произведении прослеживается тема нравоучения.

Далее Нестор выпускает Житие преподобного Феодосия Печерского, описывающее жизнь его наставника. Нестор восхваляет Феодосия Печерского и гордится тем, что был знаком с таким величайшим человеком. Он считал его идеалом и ставил в пример.

Однозначно, самым его известным и значимым произведением является повесть временных лет. Ученые предполагают, что в основу летописи вошли следующие письменные источники: Древнейший свод, свод Никона, а также начальный свод. Также есть версия, что Нестором были использованы и иноязычные источники.

Повесть временных лет принесла Нестору известность, сделав его отцом истории русской.

Значение

Значение повести временных лет очень велико. Переоценить ее влияние очень сложно, ведь она стала первым письменным сводом законов и документов на Руси.

Повесть временных лет — единственный письменный источник, сохранившийся до наших дней, в котором содержится подробная информация о строе Древнерусского государства, о жизни людей, укладе их жизни, обычаях, традициях. Она стала первым и главным источником для всех историков.

К ней не раз обращались и до сих пор продолжают обращаться специалисты для получения информации о жизни Древнерусского государства, которая служит для дальнейших открытий и исследований.

Источник: https://www.interesnie-fakty.ru/istoriya/o-poveste-vremennyh-let/

rrulibs.com

повесть временных лет как исторический источник

Рыбаков Б. А. «Остромирова летопись». // Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984, с. 67–81.

2

Брайчевський М. Лiтопис Аскольда. // «Кiив», 1988, № 2, с. 146–170. См. также: Лурье Я. С. Об одном необыкновенном открытии. // ИСССР, 1988, № 5, с. 169–171.

3

Шахматов А. А. О Начальном киевском летописном своде. М., 1897; он же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908; он же. Повесть временных лет, т. I. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг, 1916; и др.

4

«Затеянная Грозным опричнина имела игровой, скомороший характер.

Опричнина организовывалась как своего рода антимонастырь с монашескими одеждами опричников как антиодеждами, с пьянством как антипостом, со смеховым богослужением, со смеховым чтением самим Грозным отцов церкви о воздержании и посте во время трапез-оргий, со смеховыми разговорами о законе и незаконности во время пыток и т. д.» (Лихачев Д. С., Панченко A. M., Понырко Н. В.

Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 61 и др.). Между тем, автор не мог не знать, как обстояло дело в действительности, и что созданный им образ «скоморошьего веселья» не имел ничего общего с железной дисциплиной «ордена кромешников» в той же Александровой слободе, как об этом свидетельствуют очевидцы-иностранцы.

5

Памяти академика В. Р. Розена. Статьи и материалы к сорокалетию со дня его смерти (1908–1948). М.-Л., 1947, с. 35–36.

6

Впрочем, порой у них можно обнаружить такие очаровательные открытия, как «моржи в 20–25 м. длиной» [ «Там они (т. е. моржи. — А. Н.) бывают сорока восьми локтей длиной, а самый большой — пятидесяти локтей» (Матузова В. И. Английские средневековые источники. М.

, 1979, с. 24)] или сообщение, что на корабле викингов «вращались штурвалы» (Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей X–XIII вв. // ДГ, М., 1991, с.

 103), которые, как известно, на судах появляются только несколько веков спустя.

7

Напр.: Джаксон Т. Н. Бьярмия, Древняя Русь и «земля незнаемая». // СС, XXIV, Таллин, 1979, с. 133–138; Мельникова Е. А. Древнескандинавские географические сочинения. М., 1986, с. 197; Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Название «Русь» в этнокультурной истории древнерусского государства (IX–X вв.). // ВИ, 1989, № 8, с. 25, прим. 6.

Замечательно, что еще в 1882 г. Д. И. Иловайский писал по этому поводу: «Некоторые из норманистов уже высказали мысль, что вопрос о происхождении Руси есть вопрос не исторический, а филологический, как будто история может расходиться с филологией.

Мы думаем, что там, где филологические выводы противоречат историческим обстоятельствам, виновата не наука филология, а те филологи, которые прибегают к натяжкам на заданную тему.

Если выходит несогласие с историей, значит филологические приемы были не научны, исследования произведены не точно, данные осмотрены односторонне, а потому и выводы не верны» (Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. М., 1882, с. 113–114).

8

Шахматов А. А. Киевский начальный свод 1095 года. // А. А. Шахматов. 1864–1920. Сборник статей и материалов. М.-Л., 1947, с. 150–154.

9

Черепнин Л. В. «Повесть временных лет», ее редакции и предшествующие ей летописные своды. // ИЗ, т.25, М.-Л., 1948, с. 293–333; Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963, с. 188–189.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно умываться святой водой

10

Алешковский М. Х. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971, с. 69–70. Мысль о возможности «свода Изяслава», предшествовавшего своду Нестора, была высказана еще В. М. Истриным (Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе, т. II. Пп, 1922, с. 306).

11

Под этим же углом зрения была выполнена и работа О. В. Творогова, посвященная словарному фонду ПВЛ (Творогов О. В. Лексический состав «Повести временных лет». Киев, 1984), где всё внимание было уделено Лаврентьевскому списку, тогда как Ипатьевский, не менее важный, представлен только статьями 1110–1117 гг., в результате чего действительный объем лексики представлен далеко не в полной мере.

12

ПСРЛ, т. 41. Летописец Переславля Суздальского. М., 1995, с. 15.

13

ПСРЛ, т. 7. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856, с. 5.

15

Рыбаков Б. А. Древняя Русь, с. 204–205.

16

Брайчевьский М. Ю. Лiтопис Аскольда. // «Кiив», 1988, № 2, с. 146–170; он же. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989, с. 42–88.

17

Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 28, 31, 35 и пр.

18

Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982, с. 142.

19

Как, например, в известной монографии В. Т. Пашуто, требующей крайне осторожного использования приводимых в ней данных, оценок и выводов автора (Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968).

20

Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве» М., 1972.

21

Тихомиров М. Н. Краткие заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы. М., 1962, с. 97 и 112.

22

Стоит заметить, что наименование Олега Святославича в «Слове о полку Игореве» ‘Гориславичем’, обычно трактуемое в качестве уничижительного эпитета и насмешки («горе-слава»), не имеет ничего общего с действительностью, поскольку первая, определяющая его часть произведена не от «горя» (в таком случае он был бы `Гореславичем’), а от глагола «гореть», т. е. ‘горящий славою’. Подтверждением такому толкованию является распространенность этого имени в древней Руси среди мужчин и женщин, что было бы невозможно при его уничижительном значении, а также наличие орнитонима «горихвостка» и фитонима «горицвет», ничего общего с «горем» не имеющих.

23

Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1906, с. 2; он же. Повесть временных лет, т. I. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916, с. I–LXXVII.

24

[Творогов О. Б.] Сильвестр. // СККДР, вып. I. Л., 1987, с. 390–391.

25

Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963, с. 276–279; см. также: [Творогов О. В.] Повесть временных лет. // СККДР, вып. I, с. 337–343.

26

Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977, с. 133–183.

27

Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. XLI; [Творогов О. В.] Повесть временных лет, с. 340–341.

28

Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. XXXIX.

29

Рыбаков Б. А. Древняя Русь, с. 289–299; Кузьмин А. Г. К вопросу о происхождении варяжской легенды. // Новое о прошлом нашей страны. М., 1967, с. 42–53.

30

Я не останавливаюсь на второстепенных аргументах исследователя в пользу «третьей редакции», поскольку они не имеют серьезного датирующего значения и во многом оспорены даже его последователями. Что же касается социологизации творчества летописца, то желающим убедиться в этом достаточно просмотреть предисловие А. А. Шахматова к его реконструкции «Повести временных лет» или перелистать «Разыскания».

31

Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. XXXII–XXXIII.

32

Рыбаков Б. А. Древняя Русь, с. 277.

33

Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. XXXII.

34

ПСРЛ, т. 2. СПб., 1845, с. 284–285.

35

Рыбаков Б. А. Древняя Русь, с. 275–279.

36

Алешковский М. Х. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971, с. 34–49.

37

Алешковский М. Х. Повесть временных лет, с. 39.

38

Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963, с. 219–222.

39

Кузьмин А. Г. Начальные этапы, с. 85–110.

40

Алешковский М. Х. К датировке первой редакции Повести временных лет. // АЕ за 1968 г. М., 1970, с. 71–72.

41

Кузьмин А. Г. К вопросу о происхождении, с. 53.

42

См. во втором разделе книги статью «Датирующие реалии рассказа Ипатьевской летописи о походе 1185 г. на половцев».

43

Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977, с. 132–220.

44

«Из всего вышеизложенного явствует, как ненадежен текст Лаврентьевской летописи для восстановления по нему первоначального текста „Повести временных лет“», — писал А. А. Шахматов (Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. М.-Л., 1938, с. 37).

45

Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953, с. 21.

46

Кузьмин А. Г. Русские летописи как источник по истории Древней Руси. Рязань, 1969, с. 142–146.

47

Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники. // ТОДРЛ, IV. Л., 1940, с. 46–47.

48

Шахматов А. А. Сказание о преложении книг на словенский язык. // Jagic-Festschrift. Zbornik u slavu Vatroslava Jagica. Berlin, 1908, S. 178–181.

49

Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники, с. 54–57.

50

Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники, с. 69–72.

52

Следует отметить, что здесь и в других местах сокращения принадлежат последующим редакторам, о чем свидетельствует, например, сон князя Мала («Князю же веселие творящу къ браку, и сонь часто зряше Малъ князь: се бо пришел, Олга дааше ему пръты многоценьны, червени, вси жемчюгомъ иссаждены, и одеяла чръны съ зелеными узоры, и лод(ь)и, в них же несенымъ быти, смолны»), присутствие которого в тексте Летописца Переславля Суздальского (ПСРЛ, т. 41. Летописей Переславля Суздальского. М., 1995, с. 15), являющегося наглядным примером «сокращения сокращений», говорит о наличии данного фрагмента в общем архетипе ПВЛ.

53

Правда Русская, т. I. Тексты. М.-Л., 1940, с. 71.

54

Тихомиров М. Л. (на обложке и титуле ошибочно — Н. Н.) Исследование о Русской Правде. М.-Л., 1941, с. 64–65.

55

Успенский сборник XII–XIII вв. М., 1971, с. 63.

56

Гупало К. Н. Подол в древнем Киеве. Киев, 1982, с. 20–28.

57

В плане географическом вся эта статья основана на недоразумении, обусловленном знакомством «краеведа» с географией Новгородской земли, в частности, Деревской пятины, из-за чего выражение «по мьсте» (т. е. ‘по отмщении’) было понято в качестве указания на реку Мету, а уже сложившаяся к началу XII в. легенда о происхождении Ольги из Плескова северного, а не Дунайского, позволила домыслить остальное.

58

Кузьмин А. Г. Начальные этапы, с. 339–340.

59

Лев Диакон. История. М., 1988, с. 75.

60

Кузьмин А. Г. Начальные этапы, с. 340.

61

Точнее будет сказать, что эта фраза изначально принадлежала Святославу Ярославичу, поскольку в ситуации 1068 г. ему с дружиной и черниговским ополчением действительно «нельзе камо ся дети», защищая родной город, тогда как Святослав Игоревич вполне мог и уйти от столкновения с греками.

62

Лев Диакон. История, с. 71 и 76.

63

Впрочем, надо отметить, что с таким же пиететом Нестер/Нестор пишет в «Житии Феодосия» о его матери, а в новелле об обретении мощей Феодосия — о Марии, супруге Яна, которая была похоронена напротив гроба Феодосия через день после его перезахоронения [Ип., 203–204].

64

Шахматов А. А. Разыскания, с. 147–154.

65

Львов А. С. Исследование Речи философа. // Памятники древнерусской письменности. М., 1968, с. 333–396).

67

Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского. // ТОДРЛ, V, М.-Л., 1947, с. 162.

68

Лихачев Д. С. . // Повесть временных лет, т. 2. М.-Л., 1950, с. 338

69

Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975, с. 197–197, который приводит в подтверждение мнения П. И. Савваитова и М. Фасмера.

70

Еремин И. П. Из истории древнерусской публицистики XI в. // ТОДРЛ, II, М.-Л., 1935, с. 21–38.

71

Источник: http://rulibs.com/ru_zar/sci_history/nikitin/2/notes.html

Повесть временных лет: правдивая история Руси или элемент манипуляции со стороны князей

Повесть временных лет – это, пожалуй, самая известная русская летопись. По совместительству она еще и самая древняя. Произведение принадлежит перу Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря. Но до наших дней первая редакция не сохранилась. То, что историки изучают, как Повесть временных лет на самом деле является уже переписанной версией. В ней изменены некоторые суждения Нестора, а также подкорректированы события тех лет.

Первая редакция Повести временных лет

Считается, что первую версию летописи создали в период между 1110 и 1113 годом. Документ представлял собой пространный летописный свод различных исторических событий. Его автором считается монах Нестор, но вполне возможно, что у него были помощники. Первоначальный текст не сохранился. Но отдельные его рассказы отображены в «Киево-Печерском патерике», сохранившем указание на авторство Нестора.

Главные темы, рассматриваемые в летописи:

  • место русичей среди других славянских народов;
  • взаимоотношения русских князей;
  • политические отношения Руси с соседями;
  • влияние христианства на русичей;
  • опасность со стороны половцев;
  • родственные отношения князей Руси с правителями других стран;
  • важность строительства храмов, монастырей.

Повесть временных лет – это древний обзор внешней и внутренней политики государства. Летопись подтверждает развитое национальное самосознание людей того времени. Автор призывает князей к миру, прекращению междоусобиц. Но вместе с тем делает акцент на необходимости борьбы с внешним врагом. Для Древней Руси было важно отстаивать независимость. Даже если для этого нужно было вступить в борьбу с более сильным противником.

>>  Население Древнерусского государства: смерды

Первая версия летописи отражала политическое видение Святополка Изяславича. В 1113 году после кончины князя к власти пришел его оппонент – Владимир Мономах. Сразу же появилась необходимость в переписывании истории. Этим занялся монах Сильвестр.

Последующие редакции Повести временных лет

В период с 1116 по 1118 год над летописью поработал монах Сильвестр. А затем и неизвестный книжник из окружения Мстислава, сына князя Владимира Мономаха. Появилась вторая, а затем и третья версия Повести временных лет. Они обе сохранились до нашего времени. Вторая редакция вошла в состав Лаврентьевской, а третья – Ипатьевской летописи.

Почему Владимир Мономах решил исправить несторовскую летопись? Все дело в освещении правления Святополка Изяславича. Нестор прославлял князя, подробно рассказал о походе 1103 года на половцев, который возглавлял Святополк.

Под влиянием Мономаха Сильвестр переписал Повесть временных лет, дополнив ее вставками о негативных деяниях предыдущего правителя. В истории о походе на половцев Святополк Изяславич был отодвинут на второй план. Все лавры достались Владимиру Мономаху, хотя он был простым участником военных действий, а не главнокомандующим.

Сильвестр отредактировал летопись по заказу нового князя, но не продолжил ее ни на один год. Именно его версия стала официальной и использовалась как основа в дальнейших русских летописях. О работе Нестора можно судить только из отрывков, сохранившихся в «Киево-Печерском патерике».

>>  Норманнская теория: основные положения, аргументы «за» и «против»

В 1118 году летопись пополнилась новыми рассказами. Наибольший интерес вызывают истории о северных странах. Также много внимания уделено «Поучению Владимира Мономаха». Историки сходятся во мнении, что третья редакция принадлежит книжнику из окружения Мстислава Владимировича. Именно он был инициатором прославления дел своего отца Мономаха.

Даже в те далекие времена правители писали и переписывали историю под себя. Каждый автор пропускал события через призму своего понимания, а также политической ситуации в стране. Именно поэтому Повесть временных лет невозможно считать на 100% правдивым историческим документом.

Источник: http://rrepetitor.ru/ancient/povest-vremennyh-let-pravdivaya-istoriya-rusi-ili-element-manipulyatsii-so-storony-knyazej/

Кратко о повести временных лет: краткий пересказ или описание и содержание повести по главам, ее история создания и о чем она рассказывает

Великое произведение человечества, вышедшее из-под пера легендарного летописца тех времен Преподобного Нестора, является ценнейшим кладезем информации для современников.

Во времена Ноя, его дети Хам, Сим и Иафет после гибели отца, решают поделить Землю. Северной и Западной частью стал править Иафет, Южной часть досталась среднему брату Хаму, а на Востоке обосновался младший Сим. Позднее, когда Господь обозлился и разрушил башню Вавилона, весь человеческий люд рассыпался по всей Земле.

Славяне

Образовались разные народности, одной из них были славяне, заселившие территорию Иафета. Затем они перекочевали к берегам Дуная, а после расселились близ Днепра. В зависимости от места жительства славян, их прозвали деревлянами, это те, кто проживал в лесах, и полянами, соответственно живших в поле.

Нестор описал характеры и тех, и других народов. Поляне были скромными и спокойными жителями, а деревляне жестокими и безжалостными разбойниками.

Апостол Андрей и его путешествие

Андрей Первозванный, проповедуя ученье Божье, является в Крым, затем перебирается вверх по Днепру. Расположившись на ночевку на берегу реки, святой, на утро, предвещает своим воспитанникам рождение великолепного города Киева на этом самом месте. Впоследствии, так и вышло, предсказание Андрея Первозванного сбылось, Киев был построен именно там.

Возвратясь домой в Рим, Андрей сообщает своим соотечественникам о словенской благодатной земле, где потом построят город Новгород, о странных обычаях и традициях живущих там людей.

Про Кия

На холмах Днепра жили три брата, каждый из них руководил своим участком владений. Братьев звали: старшего – Кий, среднего – Щек, а младшего Хорив. Братья основали город, и назвали его из уважения к старшему – Киевом.

Кий отправляется в Византию, где тамошний правитель выражает ему свое почтение. Кий облюбовал один уголок у Дуная, где воздвиг небольшой городишко Киевец, но не смог там ужиться, местные его не приняли. Он возвратился в свой Киев, где и провел остаток жизни.

Про хазар

После кончины всех троих братьев, на полянские земли стали нападать хазары и требовать дань. Каждая семья была вынуждена выделить по мечу для хазарских податей.

Неприятели, счастливые, вернулись в свои края. Впрочем, недруги недолго веселились, мудрые старейшины предупредили о плохом знаке, который предвещало добытое оружие.

Это предупреждение имело силу, русские правители полонили и разбили хазарское племя.

О названии «русская земля». 852−862 гг

В древнейших записях народов Византии говорится о походе какой – то руси на Царьград, чьи уделы захвачены в результате междуусобных войн, жители Севера обложены данью со стороны варяг, а жители Юга платят хазарам.

Северные народы вытесняют врагов за море Балтии, и зовут себе руководителя из племени «русь».

На это предложение выдвинули свои кандидатуры три брата: Рюрик, взял на себя бразды правления новгородскими словенами, Синеус княжил у белозерских весей, а третьему Трувору достались уделы кривичей в Изборске.

Не прошло и двух лет, как Рюрик остался один, его братья скончались. Он становится единоличным правителем, а свои земли отдает под руководство своих соплеменников, «русей». Отсюда и пошло название Русская земля.

Про Аскольда и Дира

На службе у Рюрика были два боярина, Дик и Аскольд. С его позволения они отправляются в Царьград, по пути замечают город, основанный Кием, там и остаются княжить. Бояре нападают на византийскую землю, но безуспешно, правитель Царьграда с Божьей помощью избавляется от непрошеных гостей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как избавиться от гордыни

В то же время скончался Рюрик, после него остался сын Игорь, но он еще совсем ребенок, поэтому бразды правления временно принимает близкий родственник по имени Олег. Он узнает, что бояре самовольно стали править Киевом, и предает их смерти.

Дела Олега

Олег остается править Киевом, и провозглашает его столицей Земли русской. Он захватывает новые земли, берет в плен деревлян, и завоевывает Царьград. Обложив данью всех недругов, Олег возвращается домой. Правителя называют Вещим Олегом, посланником Божьим.

Волхвы предсказали смерть Олега от его любимого коня, но правитель не верил их словам, так как конь давно скончался, и как он, мертвый, может принести гибель своему хозяину. Отправившись посмотреть на пристанище своего верного друга, Олег ногой толкает череп животного, а оттуда высовывается змея и кусает князя. От ядовитого укуса Олег умирает. Предсказание сбылось.

Про смерть Игоря

После кончины Олега править стал Игорь.  Его царствование было весьма неудачным. Он брал податей с деревлян намного больше, чем его предшественник. Игорь дважды совершает нападения на Византийскую землю.

Подвергшееся дерзким захватам, государство щедро откупается от Игоря. Дружинники Игоря недовольны распределением дани и уговаривают своего правителя обложить еще большими податями деревлян.

Князь соглашается, и это стало роковой ошибкой, разгневанные жители уничтожают Игоря и его воинов, близ стен города Искоростень.

Месть жены Игоря Ольги

У Игоря остается жена Ольга и маленький сын Святослав. Они сиротствуют в Киеве. Деревляне решают выдать ее замуж, за своего правителя Мала, но мудрая Ольга, применив женскую хитрость и коварство, истребляет большую часть деревлян, оставшихся в живых облагает немыслимой данью и стирает с лица земли город Искоростень, тем самым жестоко отомстив за своего супруга Игоря.

Про крещение Ольги

Княгиня Ольга принимает обряд крещения от правителя Византии, который хотел взять ее в жены, таким способом избавляя себя от замужества с ним. Правитель Царьграда поражен смекалкой и умом великой княгини, он с миром отпускает ее на Родину.

Ольга посвящает всю свою жизнь заботам о сыне, а потом и о внуках. Годы ее проходят в Киеве, где она потом и умирает.

Про войны Святослава

Повзрослевший Святослав был отважным и неподкупным воином. Он одержал множество побед в сражениях, заслужил почет и уважение у греческих народов.

Возвращаясь из очередного похода, великий князь, потеряв большое количество воинов своей армии в боях, ехал домой, но этому не суждено было сбыться, сын Ольги был убит рукой правителя печенегов Кури.

Про крещение Руси

Внук Ольги, Владимир, правит Киевом. Он ведет довольно разгульный образ жизни, и поклоняется языческим богам. Люди разных вероисповеданий приходят на двор к князю и просят принять их религию. Владимир же всем категорично отказывает.

Потом, все – таки, князь желает принять христианство, но по каким – то причинам процесс этот затягивается, и лишь когда Владимир становится незрячим, просит провести обряд крещения. Покрестившись, правитель прозревает, и, восхищенный этим чудом, велит окрестить весь его народ, от мала до велика. Таким образом, Русь принимает крещение.

Про борьбу с печенегами

Горожане Белгорода, который держали в осаде печенеги, решили сдаться, так как уже нечего было есть. На собрании мудрые старцы предлагают разыграть перед врагами спектакль о дивном преобразовании воды в колодцах в кушанье. Спектакль удался на славу, пораженные увиденным, враги отступают. Белгород спасен.

Про расправы с волхвами

Волхвы ходили по Руси, обманывали и грабили народ. Своим коварством и злодейскими выходками, они разорили бесчисленное количество людей, немало народу погибло от их рук, и еще бы погибли, не будь на ту пору у князя Киевского мудрого воеводы по имени Ян Вышатич. Он учинил расправу над волхвами, освободил людей от страшной напасти.

Про ослепление князя города Теребоволь, Василько Ростиславича

Для установления мира между землями Руси, в городе Любеч проходит собрание князей русских.

Тут были и внуки Ярослава Мудрого, такие как: Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Давыд Игоревич, сыновья Святослава Давыд и Олег, и правнук Василько Ростиславич.

Договорившись об объединении и единстве своих уделов, правители дают клятву не затевать войны друг с другом и разъезжаются по своим владениям.

Святополк и Давыд прибывают на землю киевскую. Давыд подвергшись чьему – то дурному влиянию, настраивает Святополка против Василька Ростиславича, князя теребовольского. Приказом царя киевского, Василько был лишен зрения. Владимир Мономах, узнав об этом, выражает свое недовольство, он возмущен столь лиходейским поступком по отношению братьев друг к другу.

Владимир послал князей узнать о случившемся, прибыв в Киев, они услышали оправдания Святополка, он утверждал, что его вины в этой страшной расправе нет, во всем виноват Давыд Игоревич. Братья мирно расходятся, а Давыда изгоняют из его земель, оставляя право руководить Дорогобужем, где в скором времени он и скончался.

Василько Ростиславич снова приступает к своим руководящим обязанностям в городе Теребовль.

Про победу над половцами

Владимир Всеволодович и Святополк Изяславич, князья Руси, со своими армиями выступают против половецких племен. В этом сражении половцы, увидев русскую мощь, в страхе и ужасе покидают поле битвы. Их предводитель Белдюзь был пленен нашими государями, он пытается откупиться, но его предают смерти.

Сие произведение – подлинная история становления Земли русской. Благодаря труду великого Преподобного Нестора, мы подробно узнаем, как жили наши предки, каковы обычаи и традиции существовали в то время.

Читая «Повесть временных лет», становится понятно возникновение твердости характера, стойкости и мужества русского человека.

Эта повесть призывает нас быть едиными, не враждовать с ближними, быть благоразумными и честными по отношению к окружающим, любить свою Родину и защищать ее честь и независимость.

Источник: https://obraz-ola.ru/gumanitarnye-nauki/gde-uznat-kratko-o-povesti-vremennyh-let.html

«Повесть временных лет» кратко

«Повесть временных лет» – свод сказаний или исторический источник?

Монах сидел за столом в отведенном для него месте библиотеки Киево-Печерского монастыря. За окном вечерело и мела поземка. Сегодня вернулись братья из Византии, привезли книги из Константинопольской библиотеки, которые надо внимательно изучить. Монах зажег свечу и дрожащими от волнения руками открыл первую книгу. На дворе стоял 1110 год от рождества Христова. Монаха звали Нестор.

Кто они – авторы летописи?

На картинах художников Тарасевича и Васнецова изображен древний старец. Он сидит за столом и разбирает рукопись. Тот же старец представлен в камне скульптора Антокольского. Таким образом, художники и скульптор в разные века увековечили имя монаха Нестора, летописца, изложившего события по заказу князя Святополка, тем самым положившим начало «Повести временных лет».Впервые имя Нестора упоминается в переписке монаха Поликарпа с архимандритом Акиндином.

Также в «Житие святого Антония», составленного со слов монахов-черноризцев Печерского монастыря есть имя Нестора.Нестор пользовался для составления летописи источником, который до сих пор не найден. Ярослав Мудрый отправил монахов из Киево-Печерского монастыря в Константинополь, чтобы они привезли оттуда византийские книги. Среди них мог попасться более древний свод. Древнейший свод писали и дополняли монах Никон, игумен Иоанн. Но Нестор не опирался на данные из свода.

Никаких упоминаний об античности, кроме имени Арматола.

Нестор — автор начальной части повести, умер в 1114 году, потом был канонизирован и занесен в книгу «Жития святых». Кроме Нестора епископ Симон Суздальский внес в повествование свои изменения. Другой автор — монах Сильвестр. Он начал вносить изменения в летопись с 1093г.

, но не продолжил летопись ни на один год, оставаясь в тех же временных рамках, что и Нестор, и внес указание на авторство киево-печерского монаха.

Летопись – собрание исторических материалов и противоречий

Всего сохранилось пять списков летописи:

Лаврентьевский (1377);
Радзивилловский (конец 15 в.);
Московско-Академический (кон. 15 в.),
Ипатьевский (начало 1420-х гг.);
Хлебниковский (1550-е – 1560-е гг.).

Скорее всего, это переписанная копия Радзивиловской рукописи, так как ни одного оригинального документа не сохранилось. Всего редакций повести, по мнению историков, три. Ни в одной из них нет сведений, где конкретно заканчивается повесть.

Летопись начинается описанием событий с 852 года и заканчивается серединой 12 века. Согласно мифу о сотворении мира, которое было установлено библией, Иисус Христос родился в 5508 году. Это летоисчисление было принято на Руси с конца 10-го века по 1700 год.

Поэтому в повести присутствуют две даты – от начала мира и от рождества Христова.

Повесть состоит из вводной и аналитической частей. Вводная часть полностью посвящена дохристианской истории и состоит, в основном, из переведенных источников, в частности, византийского материала. С греческого языка переведены тексты русско-византийских договоров, содержащихся в статьях 907, 912, 945 и 971 годов. Даты в этой части летописи не проставлены.Далее идут описания жизнедеятельности русских князей, воинские походы против печенегов, былины и сказания. Собраны образцы русского эпоса в рассказах о смерти Олега, о мести княгини Ольги за убийство мужа князя Игоря, как был осажден печенегами Белгород, как бился в поединке юноша-кожемяка.

Хронология событий начинает выстраиваться в повести к концу 11 века. Описания становятся подробнее, встречаются не только погодные, но и даты по дням и даже по часам. Вставляются рассказы очевидцев событий. Особенно ярко освещены сцены ослепления князя Василько Ростиславича, убийства святых Бориса и Глеба, подавления восстания волхвов в Ростовской земле, а также истории Киево-Печерского монастыря.

По записям в летописи можно было отследить, какая погода была в то или иное лето, была ли засуха, хороший урожай, или, наоборот, лето было дождливое, разливы рек, начало зимы, когда был голод.В повести поражает несоответствие событий, изложенных далеко не в хронологическом порядке. Это не художественное произведение, а описание, составленное по годам. По мнению академика Лихачева, даты в летописи проставлял другой автор, не Нестор.

Идея избранности русской земли Богом

Историческое повествование перекликается в летописи назиданием и комментарием библейских цитат, раскрывающим событийное развитие, как проявление воли Бога. Воспевая княжение первых русских властителей, летописец через весь текст проносит идею избранности русской земли Богом. Народ он называет новые люди-христиане.

Все битвы, в которых русское войско понесло поражение, — казни людей, посылаемые Богом для испытания их веры и духа.

В описании истории русской земли проводится параллель с библейскими событиями.

Так статья 966 года повествует о речи Владимира Святославича, который при освящении Десятинной церкви произносит слова царя Соломона при освящении Иерусалимского храма.

Основанная на воспроизведении библии и провидения Бога, повесть несет в себе много идейных несовпадений или противоречий. Например, путешествие апостола Андрея Первозванного по пути из варяг в греки, установку крестов в Новгороде и на Киевских горах. По тексту летописи, крещение Руси произошло гораздо раньше 988 года первым апостолом и учеником Иисуса Христа.Вздохнув, летописец отложил в сторону перо. За окном была глубокая ночь. Монах понимал, что при жизни свои записи он не успеет закончить.

«Повесть временных лет», скорее всего, расширенное повествование о начале и становлении христианства и письменности на Руси, в дальнейшем исправленное и дополненное несколькими переписчиками. Нестор передал в общем контексте формирование русской земли, переработав сказания, легенды, жития. С этой точки зрения летопись является памятником русской культуры, а не документом с хронологически изложенными событиями. Впрочем, с этим можно поспорить.

: Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/14984-povest-vremennyh-let-kratko.html

История создания повести временных лет кратко — Летопись Времен

Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.

Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.

Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год.

Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.

Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет»

Общая трактовка

Летописный сборник середины XVI века называется Хлебниковским сводом. Он входит в список Ипатьевской летописи и состоит из 386 листов.

Исторические данные

Летописное издание — жанр древнерусской литературы, форма исторической хроники событий того времени. Отличием от византийских хроник является распределение по годам — летам. Летописание велось в монастырях, храмах, при княжеском дворе, в окружении царей и священнослужителей высшего сана.

Хлебниковский список содержит описание автора «Повести временных лет» — летописца Нестора, а также Киевскую и Галицко-Волынскую летописи. Рукописные тексты хранятся в национальной библиотеке Санкт-Петербурга.

Изучение данных лингвистом А. А. Шахматовым и его учениками показало, что имелись своды, предшествовавшие этому летописанию, с указанием дат и глав. Доказано, что как независимый памятный объект повесть не сохранилась.

Ее предшествующими и основными списками являются два издания: летопись Лаврентия, где отразилась вторая редакция свода, и Ипатьевская, содержащая третью часть. Они имеют большую историческую ценность.

Концепция Шахматова играет роль «типичной модели», на которой основаны современные исследования древнерусских писаний, несмотря на разногласия и критику.

Вторая правка повести читается в составе характеристики летописи Лаврентия от 1377 года. Основой источника летописания послужили предания, песнопения, устные рассказы, письменная документация, изучающая житие святых, богословские и церковные аспекты. Древнейший свод продолжил и добавил монах Никон, являющийся основателем Киевского Печерского монастыря.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В фаворе это что значит

Монаху Иоанну помогли издать «Начальный свод». Нестором были пересмотрены и переписаны страницы свода, расширена историографическая основа. Летописные рукописи дополнились текстами договоров Руси с Византией. Также ввелись дополнительные предания истории, сохраненные в устной традиции.

Начальную редакцию Повести временных лет и черновые записи Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в начале XII века, а вторую удалось создать и дополнить игумену Сильвестру на четыре года позже.

Эти две версии сравнивают между собой. Заключение переработано, составлена третья корректура по поручению князя Новгорода Мстислава и Олега.

Основное содержание

Древнейшая летопись представляет тексты, повествующие о событиях в Киеве со времен, описанных Библейским посланием до 1137 года. Писалось произведение в Киеве, корректировалось и редактировалось несколько раз, поэтому авторство принадлежит разным людям.

Фундаментальных корректировок текста не осуществлялось. Каждая статья начинается одинаково с указанием конкретного периода.

Часто встречаются элементы фольклора, сказания, предания и песни. Значимый вклад в летописное издание имели тексты-поучения Владимира Мономаха. Эти характеристики выделяют повесть среди прочих древнерусских произведений.

:

  • исторические хроники Руси;
  • данные о междоусобных войнах русского населения с Византией;
  • информация о призвании на княжество предводителей варягов — Рюрика, Синеуса;
  • история Киево-Печерского монастыря;
  • преступления и нарушения законов тех времен князьями.

Жанр «Повести временных лет» не является историческим или литературным. Летопись в кратком содержании повествует о произошедших значимых событиях прошлых веков.

Русская земля — мощное крупное православное государство со своей автономной политикой, готовое бороться с мощной Византийской империей, связанное политическими интересами и семейными узами. Русь с первых лет христианской истории освящена особенным божественным даром в лице святых покровителей — князя Бориса, Глеба, а также святыми местами — монастырями, церквями, духовными наставниками.

ПВЛ имеются библейские сказания. Например, в нем рассказано о выборе вероисповедания, осуществленного князем Владимиром. Он остановился на христианстве по греческому типу, отличавшемуся причащением вином и хлебом.

Пересказывались книги бытия и истории ветхого завета. Возникшее расхождение объясняется тем, что книжники применяли выдержку из латинских легенд, написанную первым языком славянского народа — глаголицей.

Гарантией неделимости и военной силы Руси является владычество единой династии — Рюриковичей. Напоминания о том, что все князья являются кровными братьями, является мотивом повести.

Важной темой обсуждения летописи является половецкая опасность. Ханы были предводителями опустошительных разрушительных набегов. Они осаждали города, селенья, убивали народ или забирали в плен.

Редакция и редактирование

с 1110 по 1113 г. велась первая правка летописного свода. Повесть вобрала различные исторические сведения.

Начальное название

Все летописные издания представляют собой объединение различных текстов или известий из прочих источников раннего времени. Наименование переводится как «Повесть минувших лет».

Материал начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя. Первичный текст повести остался только достоянием монастырской традиции, не дошел до настоящего времени, хотя отдельные следы от новой редакции сохранились в Патерике.

Нынешний текст мог содержать не всю информацию из прошлого. Были переставлены листы оригинала. «Повесть временных лет» как исторический источник представляет собой сочинения, в которых события перечисляются по годам. Их еще называют погодными записями.

Создание «Повести временных лет» отличается от византийских хроник, из которых русские составители перенимали несчетные сведения об истории мира.

В первичных текстах события распределялись не по годам, а по императорским царствованиям Древней Руси.

Благодаря скрупулезному анализу ПВЛ исследователи выявили следы ранних сочинений, вошедших в ее состав.

Изменение и корректировка фактов

Предположительно, авторство принадлежит монаху Нестору, но первичное издание не сохранилось. В первой правке отражались увлечения и пристрастия князя Святополка. После его кончины на престол вступает Владимир Мономах, который являлся князем русских земель и военачальником.

Взойдя на киевский трон, он сохранил собственную «отчину русских земель». При нем восстановилась старая военная мощь государства, обессиленная предшествовавшими феодальными размолвками. Половцам наносился серьезный удар, и они не рисковали набрасываться на землю.

Монах Сильвестр и книжник из среды князя Мстислава текст изменили и исправили. Древнейший список второй правки дошел до настоящего времени в составе Лаврентьевской, а ранний список третьей — в числе Ипатьевской летописи.

При княжении Мономаха в 1113 году произошло корректирование повести с целью правильного трактования власти Святополка, ненавистного киевскому населению. Дело поручили игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру, который переписал свод и добавил несколько вставок о плохих действиях Святополка.

Изменения написания Сильвестром:

  • Введение рассказа попа Василия об ослеплении Василька Ростиславовича.
  • Новое видение и изложение истории похода и русского княжества против половцев.

Сильвестровская начальная редакция была официально признана. Она стала основой будущего русского летописания и дошла во множестве летописных списков. Удалось написать новое видение. Важнейшие события — войны, основание храмов и монастырей, смерть головных лиц церкви. Летописи, включая ПВЛ, — не художественные произведения. В них добавлены договоры русских князей.

Летописи составлялись для окончания земной жизни и Страшного Суда, на котором Всевышний решает судьбы в конце мира, поэтому в своде перечислялись проступки и заслуги правителей и обычного человека.

События сказания не разъясняются, а просто перечисляются. В Повести часть преданий значительна, так как описываемые начальные события старорусской истории изолированы от времени работы первых летописцев десятками и сотнями лет. В сводах, повествующих о более новых событиях, количество преданий малозначимо.

Перевод и теории текста

Согласно переводу автора Лихачева Д. С., слово «временных» означает «минувших». В подлинном варианте слово «повести» указывается и характеризуется во множественном числе.

Основные теории:

Два вида являются вымышленными и разрозненными — непоследовательными внутренне и возражающими инородным историческим источникам. По отдельности они не существуют. Это два некомпетентных воззрения на один и тот же объект.

Из грамматики древнерусского языка переводчик текста Лихачев не знал ничего. В переводе встречаются детские орфографические ошибки. Тщательные корректировки Советского периода допустили в печать этот текст.

Повесть временных лет занимает в истории отечественного самосознания и в русской литературе особенное место. Это древнейший из сохранившихся летописных сводов, рассказывающий об образовании и создании государства, первых столетиях его создания. Также это значимый памятник, отражающий представления книгописцев XII века о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии. ПВЛ подтверждает высокоразвитое в то время национальное самосознание.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/povest-vremennykh-let.html

Создание «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» — древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале 12-го в.

Повесть представляет собой крупное сочинение, которое описывает события, происходящие на Руси начиная с прихода первых славян и заканчивая 12-м в. Сама летопись не является цельным повествованием, она включает в себя:

  • исторические записки;
  • погодичные статьи (начиная с 852 г.); одна статья рассказывает о событиях, произошедших за один год;
  • исторические документы;
  • поучения князей;
  • жития святых;
  • народные сказания.

История создания «Повести временных лет»

До появления «Повести временных лет» на Руси существовали другие сборники сочинений и исторические записки, составляли которые в основном монахи. Однако все эти записи носили локальный характер и не могли представить полную историю жизни Руси. Идея создания единой летописи принадлежит монаху Нестору, жившему и работавшему в Киево-Печерском монастыре на стыке 11-го и 12-го вв.

Среди ученых существуют некоторые расхождения по поводу истории написания повести. Согласно общепринятой теории, летопись была написана Нестором в Киеве.

В основу первоначальной редакции легли ранние исторические записи, легенды, фольклорные рассказы, поучения и записи монахов.

После написания Нестор и другие монахи несколько раз перерабатывали летопись, а позднее сам автор добавил в нее христианскую идеологию, и уже эта редакция считалась окончательной. Что касается даты создания летописи, то ученые называют две даты — 1037 и 1110 гг.

Летопись, составленная Нестором, считается первой русской летописью, а ее автор — первым летописцем. К сожалению, до наших дней не дошло древних редакций, самый ранний вариант, который существует сегодня, датируется 14-м в.

Жанр и идея «Повести временных лет»

Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси с библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события.

Что касается жанра, то современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку «Повесть временных лет» несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр открытый, о чем говорят порой не согласующиеся друг с другом по стилю части.

«Повесть временных лет» отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца — передать все то, что происходило, но не делать выводов. Однако стоит понимать, что летопись создавалась с точки зрения христианской идеологии, поэтому и носит соответствующий характер.

Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, «Поучение Владимира Мономаха»).

«Повести временных лет»

Повесть можно условно разделить на три части:

  • в самом начале рассказывается о библейских временах (русские считались потомками Иафета), о происхождении славян, о призвании варяг для княжения, о становлении династии Рюриковичей, о Крещении Руси и становлении государства;
  • основную часть составляют описания жизни князей (Олега, Владимира, княгини Ольги, Ярослава Мудрого и др.), описания жизни святых, а также истории о завоеваниях и великих русских героях (Никита Кожемяка и др.);
  • заключительная часть посвящена описанию многочисленных походов, войн и сражений. Кроме того, в ней содержатся княжеские некрологи.

Значение «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись стала литературным и культурным памятником русской письменности.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: https://historynotes.ru/istoriya-sozdaniya-povesti-vremennyh-let/

Повесть временных лет –первая древнерусская летопись

История Древнерусского государства сохранилась в первую очередь благодаря летописям. Одна из наиболее ранних и известных — это «Повесть временных лет» (ПВЛ). Именно по этому великому произведению древнерусской литературы изучают историю Руси до сих пор. К сожалению, его оригинал не сохранился. До наших дней дошли лишь более поздние редакции, сделанные переписчиками того времени.

Военные походы

«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей. Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:

  • Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
  • Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
  • Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
  • Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.

Ключевые события в истории

Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.

Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».

Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.

Последние события, изложенные в летописи, принадлежат периоду правления Ярослава Мудрого и его сыновей. В более поздние редакции ПВЛ вошло и знаменитое «Поучение Владимира Мономаха», внука Ярослава Мудрого и талантливого правителя Русской земли.

Историческое значение произведения

«Повесть временных лет» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что написанная в 1100—1112 годах летопись отчасти не соответствовала интересам Владимира Мономаха, вступившего на престол в 1113 году.

Поэтому через некоторое время монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составить новую редакцию знаменитого произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом и третья редакция, датируемая 1118 годом.

Именно в последнюю редакцию летописи было включено знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Списки обеих редакций дошли до наших дней в составе летописей монаха Лаврентия и Ивпатия.

Несмотря на то что летопись подвергалась внесению изменений, и её достоверность может быть поставлена под сомнение, это один из наиболее полных источников о событиях того времени. Несомненно, она является памятником русского наследия. Причем как историческим, так и литературным.

Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором и их нельзя взять в библиотеке, как обычную книгу.

Однако в настоящее время «Повесть временных лет» читают многие историки, исследователи и просто люди, интересующиеся этой эпохой. А потому найти ее где-нибудь на полке книжного магазина — далеко не редкость.

Источник: https://diaryrh.ru/istoricheskij-fakt/povest-vremennyh-let-pervaya-drevnerusskaya-letopis

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Какой платок одевать в церковь

Закрыть