Пушкин пророк когда написано

Пушкин — Пророк: Читать стихотворение, текст стиха онлайн Александра Сергеевича Пушкина — РуСтих

пушкин пророк когда написано

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.

«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества.

«Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.

Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.

Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил», «и внял», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в одноименном произведении Лермонтов.

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Александр Пушкин — Пророк на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-prorok/

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» | Литерагуру

пушкин пророк когда написано

Дети знакомятся с творчеством Пушкина еще до школьной программы, а уже сидя за партой, по-настоящему оценивают его вклад в русскую культуру. Спустя не одно столетие мы зачитываемся «Онегиным», «Медным всадником», «Капитанской дочкой», а так же учим стихотворения великого поэта. Произведение «Пророк» — одно из ярчайших доказательств того, что Пушкин действительно заслуживает своей похвалы и остается для многих из нас примером.

История создания

Стихотворение «Пророк» было сочинено Пушкиным в 1826 году. Тогда поэт находился в селе Михайловское, где тяжело переживал провал восстания декабристов, с которыми он поддерживал хорошие отношения. Узнав о потере друзей, обеспокоенный автор увлекся Божьим Законом. Накануне брат отправил ему Библию.

Содержательной основой стихотворения «Пророк» стало одно из библейских сказаний, в котором пророку Исайе явился Божий посланник. По сюжету Библии впечатленный этой встречей человек стал проповедником, но не встретил понимания в народе. Проникнувшийся библейской легендой классик переосмыслил историю, создавая свое стихотворение. В произведении Пушкина пророком становится поэт, к которому так же является серафим.

Жанр, размер и направление

Стихотворение насыщено пафосом и торжественностью, а цель лирического героя приравнивается к божьей миссии. Учитывая это, с уверенностью можно утверждать, что «Пророк» Пушкина – не просто лирическое стихотворение. Жанровая природа произведения гораздо глубже, поэтому данное творение Пушкина смело можно назвать одой.

В случае с «Пророком» может создаться впечатление, что Пушкин был нацелен на преобладание содержания над формой. В отличие от некоторых его стихотворений, «Пророк» не поделен на строфы, так же поэтом использован не один вид рифмовки.

Сюжет стихотворения, разумеется, заслуживает отдельных строк, но как написано произведение — тоже важно. Размер стихотворения – четырехстопный ямб.

Писать о предназначении так, как это делает Пушкин, дано не каждому поэту, поэтому нарастающий ритм стихотворения – однозначный плюс возвышенного произведения.

Прежде чем перейти непосредственно «Пророка», осталось разобраться с направлением, в котором было написано стихотворение. Пушкин проявил себя не в одном направлении, создавая и романтических, и реалистических персонажей. Что касается рассматриваемого стихотворения, на определение направления нас наводят особенности «Пророка»: переложение библейского сюжета, философская тематика, торжественный стиль строк. Все это близко к такому направлению, как классицизм.

Композиция

Композиция «Пророка» представляет собой три части.

  1. Лирический герой «влачился в мрачной пустыне», но автор подчеркивает, что он «духовной жаждою томим». Иными словами, поэт познает муки творчества. Такой сильный образ завораживает в самом начале стихотворения, и читатель уже предчувствует немыслимое развитие событий. И действительно, «на перепутье» является шестикрылый серафим.
  2. Посланник начинает наделять героя дарами: у него «отверзлись вещие зеницы» и ушей «наполнил шум и звон», то есть прикоснувшийся серафим награждает поэта зрением, как у орлицы, и чутким слухом. Но для настоящего пророка этого недостаточно, поэтому происходят дальнейшие метаморфозы: «лукавый язык» заменяется на «жало мудрыя змеи». А вместо «трепетного сердца» он получает «уголь, пылающий огнем», как символ достойного носителя света истины.

Теперь, когда поэт зорко видит, чутко слышит, мудро говорит и горячо переживает, стихотворение композиционно завершается возгласом Бога, призывающим пророка «глаголом жечь сердца людей». Отныне перед нами герой уже после момента перерождения, готовый выполнять божью волю.

Главные герои и их характеристика

  1. В начале стихотворения лирический герой – простой человек, а в конце он перерождается для важной миссии в одаренного свыше Творца. То есть поэт, томившийся по пустыне, становится пророком, которому отведена значимая роль. Образ Пророка напрямую переплетается с евангельским персонажем, однако Пушкин ставит своему лирическому герою–поэту другую задачу. Пророк, он же поэт, влюблен в свое дело, и его задача – открыть людям поэзию во всей красе.

    После полного перерождения он готов исполнить свое назначение.

  2. Автор понимает, что обычный поэт не способен, как Исайя, открыть людям глаза на истину, поэтому другим, не менее важным героем в стихотворении является Божий посланник. Серафим – наиболее приближенный к Богу ангел, и неслучайно Пушкин использует этот образ в произведении. Автор доверяет вестнику настроить поэта на выполнение своей миссии, превращая его в достойного Пророка.

    Шестикрылый ангел помогает герою болезненно переродиться, но тем самым ставит его на истинный путь. Даже в кинематографических приемах ангел, сидящий на плече человека, подсказывает ему верное решение и направляет на благую цель. Так же и в пушкинском «Пророке»: серафим делает все, чтобы помочь поэту исполнить долг перед обществом.

  3. Конечно, обратим внимание и на Бога, появившегося в заключительных строках.

    Как и во многих сюжетах, «бога глас» является своеобразным наставником, определяющим цель существования человека.

Темы

  • Тема смысла жизни. Стихотворение настраивает читателя на готовность найти свое предназначение, ведь каждый человек действительно должен оставить след на Земле.
  • Пушкин затрагивает актуальную тему поэта и поэзии в «Пророке». Если автор в своем произведении заявляет, что творец перерожден с помощью божественного вестника, то, разумеется, всегда интересен результат. И в случае с самим автором, бесспорно, хочется верить, что и его самого навещал серафим. Назначение поэзии ставится в стихотворении на первое место. Как, например, врач обязан обеспечивать и поддерживать здоровье пациентов, так и поэт должен «глаголом жечь сердца людей».
  • Судьба Пророка. Впрочем, эта тема тесно связана с предыдущей. Пророком в стихотворении выступает поэт, у которого есть долг перед обществом – с пользой использовать свой талант, дарить людям прекрасные произведения искусства. Как в случае с судьбой библейского пророка, он обязан нести пастве истину.
  • Основная тема «Пророка» — это готовность с достоинством выполнить свое божественное предназначение, которая должна быть у каждого из нас.

Проблемы

Мы разобрались с темами, поднимающимися в оде Пушкина, но ничего, даже помощь серафима, не дается так просто. Желание писать стихи присутствует у многих, творчески воплощают себя уже не такое огромное количество людей, но в мире существуют поэты, действительно достойные подобной Пророка миссии. В чем же проблема произведения? В том, какой путь должен пройти божий избранник, в его жертве.

Обратим внимание на взаимоотношения пророка и окружающего мира. Пророк нацелен на помощь обществу, он выполняет свою миссию и действует только во благо. Но вспомним начало стихотворения – одинокий герой бродит в пустыне.

Читатель может догадаться, что поэт просто отвержен от окружающих. Однако приобретая божественное предназначение, он находит для себя гораздо большее – талант и задачу открыть людям глаза.

Хоть и отвергнутый обществом герой становится настоящим пророком, готовым преподнести прекрасное окружающему миру.

Идея

Основная мысль, заложенная в стихотворении, передается читателю «гласом бога»: миссия Пророка Пушкина (поэта) в том, чтобы открыть людям свой талант, дать им прочувствовать силу поэзии. Идея произведения состоит в том, что каждый волен найти свое предназначение, и если вы всю душу отдаете любимому делу, возможно, и ваша задача состоит в том, чтобы продемонстрировать миру свои возможности.

Совершенно не факт, что вам явится шестикрылый серафим и будет наставлять вас подобными способами, но иногда хватит одного желания или таланта, чтобы реализовать себя и принести пользу окружающим. Это и будет являться своеобразной подсказкой, знаком свыше. В стихотворении Пушкина это может быть буквально, но главное – применить свои силы и таланты с пользой миру. В этом и состоит смысл «Пророка».

Вывод

Стихотворение великого поэта Александра Пушкина «Пророк» содержит глубокий философский смысл: рожденный поэтом должен не просто уметь срифмовать строки, но и приносить пользу народу. Если талант человека может послужить обществу, то, вероятно, это предназначение свыше.

Как главному герою–поэту явился посланник Бога, чтобы донести ему это, так и любой человек способен повлиять на окружающих своими силами. Но в конкретно разбираемом нами стихотворении акцентируется внимание читателей на божественном предназначении творца.

Средства художественной выразительности

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-prorok/

Пушкин,

пушкин пророк когда написано

Ссылка в Михайловское в 1824 году стала для поэта тяжелым испытанием. Он не мог видеться с друзьями и провел в Михайловском два года уединенной жизни. Именно в это время он написал замечательные произведения, в числе которых был и «Пророк», созданный поэтом после известия о казни декабристов.

История написания

Несколько месяцев Пушкин ждал от императора решения своей судьбы. И, когда фельдъегерь неожиданно увозил его из Михайловского, поэт успел захватить антиправительственное сочинение, которое привез в Москву. Собираясь в Кремлевский дворец, в случае неблагоприятного исхода, поэт хотел вручить Николаю I это стихотворение. Но благосклонный прием императора заставил его забыть о своем намерении.

Изначально стихотворение в списке 1827 года значилось как «Великой скорбию томим». Заглавие «Пророк» сочинение Пушкина получило при публикации в «Московском вестнике» в 1828 году. Как станет видно из анализа, стих «Пророк» Пушкина — это глубокие переживания самого поэта, когда жизнь поставила его перед необходимостью выбора своего предназначения, а не просто стилизация Библии или Корана. По словам самого поэта, стихотворение воплощает образ истинного поэта и его высшее призвание.

Очевидна соотнесенность стихотворения с Кораном, где Магомеду явился архангел Гавриил и очистил сердце пророка от скверны, вынув его и наполнив знанием, верой и пророческим светом. Некоторые пушкинисты утверждают, что в основу стихотворения лег сюжет книги пророка Исайи.

Ясно одно, что поэта сильно потрясла жестокая расправа над участниками восстания, из которых сто двадцать человек были сосланы в Сибирь, а пять человек повешены, в их числе были близкие друзья поэта Рылеев и Пестель.

Казнь состоялась 13 июля, а стихотворение появилось 24 числа того же месяца.

Посланник небес

Начиная анализ «Пророка» Пушкина, отметим, что первые строки стихотворения описывают одинокого полумертвого путника, который «влачился в пустыне».

Затем ему явился спасающий «шестикрылый серафим», который преображает путника, очищая от всего человеческого: «отверзлись зеницы», уши «наполнил шум и звон».

Посланник небес «вырвал грешный язык» путника и вложил в замерзшие уста «жало мудрыя змеи», вынул из груди «сердце трепетное» и вместо него вонзил «угль пылающий». Страдания не прошли бесследно для простого смертного, и он лежал «как труп в пустыне», пока глас бога не воззвал: «Восстань, пророк».

Дальнейший анализ «Пророка» Пушкина показывает, что у произведения две темы: преображение поэта и миссия пророка. Автора настолько переполняют эмоции, что он верит, что пришедший на землю пророк и накажет за неоправданно жестокую расправу с декабристами, в частности правительство. Пушкин выражает переполнявшие его чувства в косвенной форме, высказать их напрямую мешает возможное разоблачение и наказание за сообщничество с декабристами.

Манифест настоящего поэта

Продолжая анализ стихотворения Пушкина «Пророк», мы видим, что поэт использует много контрастности: «как труп», «в пустыне мрачной», «грешный язык». Чтобы показать единство происходящего, поэт применяет повторы союза «и» в начале строк.

Он использует сравнения, чтобы яснее показать различные образы: «лёгкими, как сон», «как у орлицы», «как труп». «Внемли», «персты», «горний», «зеницы» — церковнославянизмы, которые автор использует в своем произведении, говорят о том, что при написании он опирался на Святое Писание.

Но наполнил ее философским смыслом и превратил произведение в манифест о предназначении поэта.

Пушкин и раньше поднимал эту тему в своих сочинениях, используя образы античной мифологии, но не было произведения, сравнимого по силе эмоционального воздействия с «Пророком». Написано произведение в одическом жанре и поражает яркостью образов и торжественностью стиля.

Читатель невольно ассоциирует автора с героем, поскольку монолог в произведении ведется от первого лица. Некоторые современники даже обвинили поэта в том, что тот возомнил себя «избранником».

Анализ «Пророка» Пушкина показывает, что автор всего лишь декларировал программу настоящего поэта.

Часто встречающиеся шипящие звуки создают атмосферу мучительного страдания, и размер стихотворения — четырехстопный ямб — также делает произведение мучительно-медлительным. Автор использует все виды рифмовки, но это говорит о том, что поэт на это не особо обращает внимание, и занимает его по большей части само стихотворение. Целью последнего было запечатлеть трудный процесс перерождения из простого смертного в пророка, глашатая истины, исполняющего волю Бога, пославшего его.

Композиция произведения

Процесс превращения написан в виде монолога, что видно из сравнительного анализа «Пророка». И Пушкин это преображение разделил в стихотворении на три части.

В первой части путник, «духовной жаждою» томимый, влачится в «пустыне мрачной». Он находится в творческом поиске, но встречается с шестикрылым серафимом «на перепутье», в пустыне, где нет дорог. Понятно, что «перепутье» — это символ, выбор, у которого оказался герой. Встреча с серафимом говорит о многом — он является Божьим посланником, и Пушкин подчеркивает этим значимость поэта, его избрание для важной миссии.

Вторая часть произведения рассказывает о перерождении героя. Оно происходит поэтапно, первая ступень – в результате простого прикосновения путник открывает глаза и приобретает чуткий слух. Но следующие превращения не так безболезненны. Для настоящего поэта мало видеть глубже и слышать тоньше обычного человека. Для поэта не годится «празднословный» и «грешный» язык, чтобы выражать мудрость, его следует поменять на «жало» мудрого змея.

Но просто «жалящим» словом не создать высокого искусства. Без горячего сердца холодны и талант, и наблюдательность. Поэтому серафим вонзает в грудь путника «угль, пылающий огнем». Преобразившийся поэт достоин нести свет истины. В стихотворении Пушкина арсенал художественных средств необычайно широк:

  • метафоры – «глаголом жги», «неба содроганье»;
  • эпитеты – «духовная жажда», «язык празднословный»;
  • сравнения – «как труп», «как сон».

Завершая анализ «Пророка» Пушкина, хотелось бы отметить, что кульминацией превращения стала драматическая замена сердца горящим углем и языка жалом змеи. Затем, из третьей части, видно, что такие преображения не прошли бесследно — поэт лежит «как труп».

Но Божий глас к нему взывает «восстань» и сообщает свою волю — иди и «жги сердца людей» словом.

Так, используя библейскую историю, Пушкин четко доносит главную идею произведения: подлинное призвание поэта в том, чтобы, подобно пророку, словом «жечь сердца людей».

Источник: https://www.syl.ru/article/357957/pushkin-prorok-analiz-stihotvoreniya-tema-obrazyi

Анализ стихотворения Александра Пушкина “Пророк”

Стихотворение «Пророк» А.С. Пушкин написал осенью 1826 года. В это время он находился в ссылке в Михайловском за вольнодумство. Летом 1826 года поэту стало известно, что пятеро его друзей-декабристов были казнены.

Он узнал тогда и о том, что многие его товарищи были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин потом жалел, что в это время он находился в Михайловском, иначе бы он, так же как и его друзья участвовал в восстании декабристов. Поэт сильно переживал расправу над своими товарищами.

Стихотворение «Пророк» стало неким откликом на все эти события.

Изначально А. Пушкин написал четыре стихотворения, направленные против политической власти. Все они были объединены в цикле «Пророк». Однако из него до нас дошло только одно стихотворение. Остальные три были в то время уничтожены. В этих стихах писатель хотел доказать, что он пишет по велению своей души, а не по приказанию политической власти. Что он имеет право на самовыражение. Отвечать же за свои грехи он будет только перед Богом.

Жанр стихотворения

Жанр «Пророка» – духовная ода. Стихотворение поражает выразительностью художественных образов и торжественностью стиля. Произведение было не оценено многими его современниками. Оно вызвало резкую критику с их стороны. Так как монолог лирического героя ведется от первого лица, то его современникам стало казаться, что автор повествует о себе. Из-за этого многие стали считать, что А. Пушкин стал слишком много о себе воображать. Ведь он не «посланник Бога», а обычный человек.

Они ошиблись. Поэт в своем стихотворение всего лишь хотел доказать важность предназначения поэта. Именно поэтому «Пророк» был написан в таком жанре, хотя раньше оды посвящались только грандиозным событиям в стране или создавались для восхваления царственных особ. Пушкин в своем стихотворение хотел показать, что искусство — это не просто попытка самовыражения. Оно создается не для получения прибыли или славы. Оно имеет благородную цель, исполнение которой можно посвятить всю жизнь.

Следует обратить внимание в стихотворение на то, что его персонаж в нем перерождается. Пушкин хотел сказать этим то, что он, как и любой другой человек несовершенен. Но все же он стремится стать лучше. Каждое свое произведение он старается наполнить великим смыслом.

Он пытается через него донести ту правду людям, которую они сами не замечают. Человек, который не боится говорить о своих недостатках, не может быть излишне гордым. Через свое стихотворение он хотел объяснить другим автором, что искусство – это великая вещь.

Стихи, написанные для утверждения собственных амбиций, ничтожны.

Интертекстуальность

Основой сюжета является библейское сказание пророка Исайя, находящееся в 6 главе его книги. В нем повествуется о видение пророка, в котором к нему является серафим. Он очищает пророка от грехов, после чего последний слышит глас Божий, который посылает Исайю нести духовную правду людям.

Тема и идея

К теме «поэта и поэзии» рано или поздно обращается любой писатель. Пушкин особенно ярко ее представил в своем стихотворение «Пророк». В нем он сравнивает поэта с библейским пророком. По его мнению, они оба должны «открывать глаза» людям на правду.

Это очень тяжелая миссия, так как эта правда не всегда бывает «хорошей», все как раз наоборот. Чаще всего, она «горькая», поэтому люди категорически отказываются ее замечать. Предназначение поэта нести божественную истину людям и является идей произведения.

Она постепенно раскрывается на протяжении всего стихотворения.

Композиция и сюжет

Стихотворение состоит из трех частей.

  1. Первая часть совсем маленькая. Она состоит всего из одного, но очень важного предложения. В нем описывается внутреннее состояние героя до его встречи с вестником бога шестикрылым серафимом. Герой в это время пребывает в творческом поиске. Ему не хватает духовных знаний. Он хочет понять свое предназначение в жизни.
    С серафимом лирический герой сталкивается на перепутье. Это очень символично. Перепутья нет, и не может быть в пустыне. Оно в данном случае выступает символом выбора, к которому пришел герой. Символично и появление вестника Бога. Согласно канонам Библии, его мало кто может увидеть, он является лишь к исключительным людям. Тем самым автором подчеркивается избранность поэта.
  2. Во второй части А. Пушкин показывает, как происходит перерождение лирического героя. Сначала серафим прикасается к глазам и ушам пророка, и тот начинает видеть и слышать то, что для других незримо и неслышно. На этом преображение героя не заканчивается. Недостаточно видеть и слышать больше чем простые люди. Поэтому серафим вырывает его язык и меняет на жало змеи. Рассекает ему грудь, вынимает сердце и вставляет на его место пылающий уголь. Это делается для того, чтобы герой мог правильно доносить до людей божественную мысль. Но и этих преобразований недостаточно. Для того чтобы творить, нужна цель. Без нее поэт остается «трупом». Эту цель ему дает Бог.
  3. В третьей части повествуется о том, как герой начинает слышать глас Божий, который требует от него «жечь» своей речью сердца людей.

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Это стихотворение отличается от многих других его произведений тем, что в нем А. Пушкин обращается не к мифам Древней Греции, а к Библии. Если раньше его героями были Аполлон и Парнас, муза и лира, то теперь свои мысли он пытается передать через библейского пророка.

Предлагаем вам еще раз освежить в памяти известные рассказы Александра Пушкина, в которых человек оказывается на едине с коллизиями судьбы и не в состоянии изменить ход событий.

Немалая часть творчества Александра Пушкина посвящена теме любви и нежных переживаний, которые он запечатлил в своих шедевральных стихах, которые не теряют популярности и в наше время.

Стихотворение «Пророк» написано четырехстопным ямбом и осложнено большим количеством пиррихиев. За счет этого, чтение произведения проходит в замедленном темпе, читателю точно передаются все мучения, через которые приходится проходить лирическому герою.

А. Пушкин на протяжении всего стихотворения старается ответить на вопросы: в чем заключается предназначение поэзии, какова роль поэта в обществе. Сделать ему это помогают многочисленные средства художественной выразительности,в ритм стихотворения. Используя историю, взятую из Библии, автор пытается объяснить всем поэтам, что главное их предназначение заключается в несении духовной правды людям.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/stihotvoreniye-prorok.html

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9 класс

Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов. Большинство из них были друзьями поэта, поэтому их задержание и последующее наказание очень его огорчили. Под влиянием смешанных и бурных чувств несправедливости и обиды, Пушкин пишет это стихотворение. Неудивительно, что оно получилось довольно зловещим и мрачным.

В стихотворении описывается человек, идущий один по пустыне. Как вдруг его одиночество нарушает шестикрылый серафим. Он очищает путника с помощью физического страдания, даже вырывает язык и рассекает мечом грудь, показывая, что у людей грехи накоплены везде.

Еще серафим вставляет человеку вместо вырванного сердца пылающий огнем уголь. Для путника эти мучения не прошли даром. Он лежал подобно трупу в пустыне, но внезапно голос с небес воззвал к нему.

Бог объявил его пророком и отправил наказывать остальных людей за их грехи.

Пушкин употребляет в произведении много устаревших церковных слов, дабы уподобить его некой древней легенде. Надо отметить, что ему это удалось.

Поэт преподносит в этом стихотворении жестокую правду о том, что нет безгрешных. Что даже пророк, которого избрал сам Господь, в прошлом был самым обычным земным человеком. Шестикрылый серафим очистил каждый участок его тела, прежде чем путник возвысился над остальными людьми.

Миссия пророка заключается в том, чтобы наказать виновных и грешных.

Автор держит обиду на правительство, которое подвергло страданиям его большинство его друзей, бывших декабристов. Их убили или сослали в Сибирь. Александр Сергеевич верит, что это было совершенно неоправданно и несправедливо и что невиновные люди будут отмщены пророком.

Анализ стихотворения Пушкина Пророк

Стихотворение «Пророк» является своеобразной авторской интерпретацией Библии. А.С Пушкин затрагивает в своем произведении не только тему идеализации поэта, он выносит идею божественного призвания поэта-пророка.

Несмотря на то, что автор в своем стихотворении ссылается на сюжет из VI главы книги пророка Исайи, не сложно обнаружить огромный философский подтекст. Ведь в 1826 году после восстания декабристов поэт потерял много друзей.

Одни подверглись расстрелу, другие были сосланы в ссылку.

Это стихотворение, написанное в жанре оды, является неким завуалированным ответом правительству на его жестокие деяния. Анализ «Пророка» позволяет обозначить лирического героя, который был наделен Богом особой властью избранного.

Бог дает ему возможность наказывать тех людей, которые поступают жестоко и подло. Благодаря этому лирический герой не чувствует себя уязвимым и слабым. Основной темой стихотворения является не только сложная миссия, которая возложена на пророка. Это так же и вера.

Вера в то, что однажды появится человек, который сможет наказать тех, кто сеет беззаконие.

Произведение, безусловно, очень тонко передает настроение автора — боль от потери близких друзей и протест.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина для 9 класса

Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот двадцать шестом году и представляет собой мнение Пушкина на призвание поэта и его обязанности.

Конечно, главная мысль стихотворения — затронуть тему поэта и поэзии. Поэт представляется неким пророком, а его работа в поэзии — легендой.

Пушкин в своем стихотворении «Пророк» ясно и четко описал, какими качествами должен обладать поэт, чем должен отличаться от обычного человека. Описывая это, Пушкин делает акцент на библейскую мифологию.

По мнению Пушкина, у поэта должна быт цель, ради которой он должен творить, которая дополняет и придает смысл его работам. Но кроме этого, поэт должен передавать действительность, описывать жизнь без маски, даже самые суровые и жестокие моменты жизни передавать такими, как они есть.

В то время, когда был написано стихотворение, были наказаны многие декабристы. Поэтому в стихотворении «Пророк» можно найти и отсылки к этому моменту.

Затрагивать словом и строкой душу людей — несомненно главное предназначение поэта, не быт лояльным к проблемам общества и мира.

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении использует следующие выразительные средства для передачи смысла, который заложил в стихотворении «Пророк»:

Первое, это конечно, метафоры. Например, «глаголом жги сердца людей». Далее эпитеты и перифраз. Если еще глубже рассматривать данное стихотворение Пушкина, то можно назвать его монологом. Поэтому виден ораторский стиль.

Рассматривая стихотворение в более широком свете, то можно сказать «Пророк» занимает культовое место. В сложный период для России Пушкин не побоялся изобразить в своем творении правоту декабристов (и их взглядов), которые были казнены.

В стихотворении читатель может заметить то, как поэт меняется со временем. Сначала поэт ничем не отличается от других, а в конце, после встречи с посланником, преобразовывается, находит новый смысл для себя и понимает для чего нужно творить.

В заключении можно сказать, что данное стихотворение поднимает проблему предназначения поэта и поэзии, которое заключается в том, чтобы донести до других людей только правду и истинный смысл, не боясь последствии. Поэт должен интересоваться событиями и в своих произведениях не должен передавать лож.

Поэт отличается от обычного человека тем, что своим пером может изменить мир и донести до других правильное понимание происходящего.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/prorok-9-klass

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

В этой статье мы проведем анализ стихотворения «Пророк» Пушкина. Стихотворение широко известно, его и сейчас изучают по школьной программе. Считается, что «Пророк» должен был быть лишь первой частью из целого цикла, в который входили бы четыре стихотворения. К сожалению, до нас дошла только одна часть, названная «Пророк».

История создания и композиция стихотворения

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году в Михайловском. В этот момент А. С. Пушкин был под сильным впечатлениями от расстрела своих друзей-декабристов.

Проводя анализ стихотворения «Пророк» Пушкина стоит заметить, что в нем было введено аллегорическое понятие слова «Пророк». По некоторым признакам произведение напоминает оду. Монолог-призыв, написанный в ораторском стиле. В стихотворении используется многократно союз «и». Такой прием создает единство пространства и всего целого. Звукопись, а именно шипение согласных, передает мучительный путь героя, его страдания.

В стихотворении использована кольцевая композиция. «Пророк» по стилистике напоминает библейскую легенду, ведь стихотворение начинается притчей, а завершается голосом Бога.

В этом анализе стихотворения «Пророк» нужно упомянуть и о проблематики произведения. Мы отметим две основные линии, которые поднимаются в сюжете:

1. Тема поэта и поэзии, которую часто затрагивал Пушкин в своих произведениях. Цель поэта — жечь сердца людей то есть их растапливать от жестокости и злобы.

2. В стихотворении присутствует библейская тематика, а именно упоминание серафимов и их описание. В этом ярко прослеживается обращение к Библии и Богу.

Общий анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

Главное героя не покидает чувство тревоги. Сначала он переживает за людские грехи, а потом об ответственности, которая на него обрушилась. Пушкин, как великий поэт определил ряд качеств, которыми обладает творческий человек и чем он отличается от обычных людей. По словам Пушкина, поэт видит то, что за гранью человеческого зрения и восприятия мира. Он сравнивает себя с орлом, который может высоко взлететь и любоваться солнцем или наблюдать за полетом ангелов.

Стихотворение построено на контрасте. Вначале мы видим одинокого путника, томимого, который потом встречается с серафимом и наделяется живительными силами, ведь измученный поэт так долго ждал превращения.

Оканчивается стихотворение призывом к Богу с просьбой призвать нового пророка, чтобы он наказал людей за их грехи и грешную жизнь в целом. Для Пушкина — поэт — это жизнь, вера, в которую он переродился. Для переродившегося поэта — принятие Бога — это новая жизнь. У такого человека вера и Бог в душе.

Принимая такого нового себя, поэт должен отступиться от человеческих пороков. Он должен умереть и родиться заново.

Одаренный талантом Пушкин, считает своим жизненным предназначением дарить добро людям и наставлять их на истинный путь. В сюжете произведения используется библейская легенда, что позволяет Пушкину размышлять о пророчестве. Тему пророка после Пушкина подхватили и другие российские дарования.

Надеемся, что этот анализ стихотворения «Пророк» Пушкина, помог вам лучше понять всё произведения в целом. Мы выделили основные моменты, которые на наш взгляд имеют характерное значение. На нашем сайте мы размещаем множество анализов литературных произведения, как отечественных писателей, так и зарубежных. Будет рады, если вы посетите раздела «Блога», вы обязательно найдете много интересного.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-stihotvoreniya-prorok-pushkina

Краткий анализ стихотворения «Пророк» по плану

Данное стихотворение имеет печальную историю создания.

После восстания декабристов, произошедшего зимой 1825 года, над его зачинщиками был устроен суд. Многих виновных сослали на вечную каторгу в Сибирь, среди них оказался и лицейский друг Александра Сергеевича Иван Иванович Пущин. Других же постигла участь ужаснее: смертная казнь.

Узнав о том, что страшный приговор приведен в исполнение, Пушкин, испытавший сильнейшее душевное потрясение, написал «Пророка». Произошло это в 1826 году.

Многие исследователи полагают, что казненные декабристы воспринимались великим гением как пророки – люди, видящие правду и не боящиеся пострадать за нее.

Опубликованное в 1828 году, стихотворение было весьма холодно встречено критикой. Многие решили: Пушкин совсем зазнался и превознес себя над обычными людьми. Однако на самом деле так поэт выражал свою скорбь.

2. Литературное направление

Произведение можно отнести к классицизму с элементами романтизма.

Оно затрагивает библейские образы, написано возвышенным языком, заставляет задуматься над серьезными философскими вопросами. С другой стороны, яркие картины и описания состояния самого лирического героя явно намекают на романтическое составляющее.

3. Род

По роду литературы это философская лирика.

4. Жанр

«Пророка» можно отнести к жанру элегии.

5. Проблематика

В стихотворении автор затрагивает проблему правдивого, открытого творчества.

Он сравнивает людей, не боящихся нести свет в общество и выступать даже против правительства, с настоящими пророками. В этом смысле не только декабристы, но и сам поэт относятся к таким божественным провидцам.

6. Тематика

В произведении затрагивается всего одна тема, невероятно важная для Пушкина и проходящая красной нитью по всему его творчеству – тема избранности поэта.

Люди, пишущие стихи, говорят от лица Бога, поэтому часто становятся гонимыми властью, осуждаемыми обществом. Однако их предназначение – нести правду, не боясь и не обращая внимания на ответные реакции.

7. Идея

У «Пророка» очень глубокая и непростая идея. Автор показывает читателю свое видение предназначения поэзии.

8. Пафос

При прочтении гениального творения Пушкина читатель невольно проникается возвышенными чувствами.

В строчках ощущается гордость, торжественность, но в то же время и некий священный ужас перед действиями серафима, и смирение. Автор настолько тонко передал переживания поэта (творца), что, читая стихотворение, невозможно оставаться равнодушным.

9. Система образов

Центральный образ – шестикрылый серафим. Именно он является лирическому герою произведения, когда тот, томимый духовными поисками, оказывается на перепутье.

Ангел ведет себя совсем непривычно: он совершает с путником страшные действия, благодаря которым тот открывается господу и получает возможность нести божественную истину людям.

Кстати, перепутье тоже глубоко символичный образ. Это тот самый выбор, который совершает любой творец. Он оказывается у места, на котором еще не поздно повернуть назад, но именно тогда появляется божественный посланник.

Теперь уже обратной дороги нет, и как бы не реагировало общество, истинный пророк будет говорить, не боясь наказания. Таков его выбор и таково его предназначение.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж, опять же, серафим. Он активная фигура произведения, субъект происходящего действия.

Воинственный ангел становится проводником для будущего пророка: открывает истину, которую отныне может слышать и вещать лирический герой.

И хотя его действия пугающе жестоки, но ведь и правда познается сложно, ценой потерь, иногда даже жизни. Чтобы стать пророком, вещающим от лица самого господа, необходимо пройти через сложные испытания, – вот о чем говорит Пушкин.

11. Лирический герой

Лирический герой тут – художественная проекция самого Пушкина.

Вообще, образ пророка, скорее, собирательный, потому что большинство исследователей полагает: в нем автор воплотил черты погибших друзей-декабристов.

Однако он всегда воспринимал поэзию как способ говорить с народом от лица господа. И раз он сам творил, значит, пророческие качества были свойственны и ему.

Повествование ведется от лица лирического героя, которому постепенно открывается истина.

12. Сюжет

Действие разворачивается в «мрачной пустыне», у распутья, на котором оказывается путник – изможденный, усталый. Здесь будущему пророку является «шестикрылый серафим», который сначала легко касается «зениц» лирического героя.

Глаза раскрываются, зрению становится доступно то, чего никогда не увидит обычный человек. Не зря автор вводит образ орлицы. Ведь всем известно, насколько хорошо и четко видят эти хищные птицы.

Затем серафим касается ушей пророка – и ему открываются новые, доселе неслышимые звуки.

Наконец, ангел вырывает человеческий язык и вставляет змеиное жало. Тоже очень значимый, яркий символ. Ведь змеи издавна воспринимались как мудрые, сакральные животные. Кроме того, правда очень часто жалит, кусает в самое сердце.

В завершение божественный посланник вынимает сердце человека и вставляет ему в грудь пылающий уголь.

Проделав кровавый ритуал, серафим отпускает новоиспеченного пророка. Лирический герой лежит в пустыне, подобно мертвецу, и вдруг слышит наставление Господа:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моейИ, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-prorok-po-planu/

Александр Сергеевич Пушкин «Пророк»

Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился, —И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился.Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он.Отверзлись вещие зеницы,Как у испуганной орлицы.Моих ушей коснулся он, —И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье,И горний ангелов полет,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,И вырвал грешный мой язык,И празднословный и лукавый,И жало мудрыя змеиВ уста замершие моиВложил десницею кровавой.И он мне грудь рассек мечом,И сердце трепетное вынул,И угль, пылающий огнем,Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,И бога глас ко мне воззвал:«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Анна Ахматова. Стихи, которые не забываются

А.С. Пушкин «Пророк»: анализ стихотворения

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году и сразу завоевало читательскую любовь, а фраза «глаголом жги сердца людей» стала «крылатой». Удивительно, что созданный в жанре «оды» пророк отличается по содержанию от классических произведений такого жанра.

Авторы «од», как правило взывали к благодарности земной, к признанию у читателей, правителей и адресованы были людям, эта ода обращается к высшим силам, что и неудивительно — Александр Сергеевич Пушкин относился к земной славе прохладно, если не сказать равнодушно.

«Пророк» — это рассуждение о призвании творца, о его высшей миссии. Лирический герой стихотворения не хочет, чтобы высокое искусство служило земным страстям, но жаждет, чтобы оно возносило людей до небес, помогало им постичь суть явлений. О своем даре А. С. Пушкин говорит, как о дарении шестикрылого Серафима. Поэт пишет об испытаниях, которые ему пришлось пройти, чтобы осознать свое истинное призвание.

Стихи о природе

Стихотворение сталкивалось с критикой о том, что автор в нем восхваляет самого себя, но это ложное представление. Пушкин пишет о том, что все усилия человека могут не получить признания в его земной жизни, но есть и высшее признание — Сил Небесных. Чтобы подчеркнуть это, автор пишет в возвышенном стиле.

В качестве художественных приемов А.М. Пушкин использует устаревшие слова и выражения:

  • «влачился»,
  • «перстами»,
  • «зеницы».

А союз И подчеркивает торжественность в этом произведении: «И их наполнил», «и внял», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Тему этого произведения впоследствии развивал М. Ю. Лермонтов, который тоже предавался философским размышлениям в своем творчестве.

Смоктуновский читает стихотворение «Пророк»

Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает стихи Александра Сергеевича Пушкина в фильме «Вновь я посетил» (Творческое объединение «Экран» 1982 год).

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/pushkin-prorok/

Смысл стихотворения Пушкина — Пророк

Элегия Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» была написана после восстания декабристов, в 1826 году. Это хрестоматийное стихотворение, смысл которого не так прост и доступен, однако вполне возможно и необходимо истолковать его, поскольку произведение программное, объясняет многое в творчестве поэта.

Сюжет и смысл стихотворения Пророк

Только что расстреляны декабристы, многие из которых были друзьями Пушкина. Тяжело на сердце у поэта, скорбные мысли мучают его и не дают покоя. Мы знаем, что Александр Сергеевич действительно был близок с многими из восставших: вел с ними свободолюбивые разговоры, догадывался о грядущем восстании, хотя его не посвящали в подробности.

Перед самым восстанием поэт намеревался ехать в Петербург, однако, как он сам вспоминал позже, несколько дурных предзнаменований остановили его, он остался в деревне. Потом, узнав о восстании, он сначала сетовал, что не был в одном ряду с товарищами. Но точно ли это было необходимо? К лицу ли поэту политическая пристрастность, в этом ли его предназначение?

Мы знаем, что сам царь Николай I встретился с Пушкиным, вызвал его на откровенность и услышал всю правду. Поэт получил прощение – царь слишком хорошо понимал, сколь велика и значительна фигура творца. Это в земной жизни царь стоит над всеми подданными.

Но в истории, в глазах Бога поэты и цари не только не равны – земные властители ничтожны по сравнению с теми, чьим пером водит вдохновение, божественное прозренье. Николаю хватило мудрости понять это. А Пушкину хватило ума осознать, что его истинное предназначение гораздо выше политической борьбы.

И вот, рождается стих «Пророк», полный библейской важности.

Сюжет взят из книги пророка Исайи, в которой господь призывает себе пророка, простого смертного, и, очистив его от всякой земной скверны, от человеческой близорукости и ничтожности, велит говорить от имени своего. Пушкин сравнивает поэта и приходящее к нему божественное вдохновение, которое как ангел господень врывается в жизнь творца, отбрасывает прочь все его мелкие земные нужды и велит служить высшему, божественному началу.

Поэту негоже ему быть близоруким. Полет его ума равен божественной воле. Таким образом, Пушкин верит в свою священную миссию, призванность. Священный характер стихотворения обусловил все его поэтические особенности. Мы сразу сталкиваемся с необычайным обилием церковнославянских слов – это священный язык в русском православии. Воззвал, дольней лозы прозябанье, отверзлись, внять, влачиться..

Образ пустыни следует толковать двояко. Это и пустыня в буквальном смысле этого слова, куда удалился страждущий библейский пророк, что ищет божественного откровения. А для поэта это пустыня обычной человеческой жизни – бездуховной и суетной. Недаром он томится духовной жаждою.

Стих изобилует метафорами. Поэт говорит о содроганьи неба – он способен понять божественный замысел. Свое новое сердце, которое ангел дарит ему взамен вырванного человеческого, он описывает так: «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». То есть, сердце поэта любит и страдает не так, как простое человеческое. Оно уже сгорело, оно теперь пылает холодным огнем и способно вынести все боли мира, чтобы описать их беспристрастно, не боясь мягкосердечия и личного страдания.

Более того, теперь поэт будет глаголом жечь и сердца других людей. То есть, слово его могущественно, и оно не дает покоя смертным, потому что таково божественное предназначение поэта – как и пророка.

Вместо грешного, празднословного и лукавого языка поэту дадено «жало острыя змеи». Оно тоже никому не даст покоя. Шестикрылый серафим, прилетевший к избранному среди людей, коснулся глаз его и подарил способность видеть то, что недоступно простым смертным. Ангел прикасается к ушам творца, и теперь ему слышно все – «и гад морских подземный ход, и дольней лозы прозябанье». То есть, все, что скрыто для людских ушей, понятно поэту, он способен предвидеть.

Смысл концовки

После такого посвящения простой смертный должен умереть. И действительно, пророку кажется, что он уже погиб. Но господь велит очнуться и идти к людям, дабы возвестить им слово божие. Поэтому истинный поэт должен стоять над любой схваткой и видеть каждую из сторон беспристрастно и правдиво. Пушкин тяжело переживал своё отступничество от декабристов – как человек. Но как поэт, он понимал, насколько выше его призвание, насколько ценнее его голос, чем все политические дрязги.

Важность и возвышенность стиха во многом задается его степенным, древним ритмом – четырехстопным ямбом. Он чеканит каждое слово, каждая строка словно пылает на каменной стене огненными скрижалями. Нам прямо объясняют, что вдохновение поэта – не в его личном распоряжении.

Оно приходит нежданно, как божье благословение, которое так просто не вымолить . Осознание своей высокой миссии должно наполнять поэта не гордостью, но жертвенностью и пониманием своей сверхчеловеческой судьбы.

В минуты вдохновения он не владеет собой, но Дух божий говорит его устами, пишет его руками.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-stixotvoreniya-pushkina-prorok/

Анализ стихотворения

Поэт потом сокрушался, что в это время он пребывал в ссылке, ведь он тоже принял бы участие в восстании декабристов. Пушкин очень болезненно переживал казнь своих друзей, что и обсуждают на уроках в классе. Произведение «Пророк» стало своеобразным отзывом на это происшествие.

Первоначально Александр Сергеевич создал несколько стихотворений, в которых критиковал политических деятелей. Все они были соединены в одноименный цикл. К сожалению, до настоящего времени сохранилось всего лишь одно произведение. Остальные еще при жизни поэта были сожжены.

Этими стихотворениями поэт хотел донести, что он пишет только потому, что хочет этого, а не по велению государственных деятелей. Он также вполне справедливо полагал, что имеет право на собственное мнение. Каяться же в своих прегрешениях он станет только перед Господом. Если кратко, то Пушкин считал, что никакие земные власти не имеют права его судить.

Жанр произведения

Жанр стихотворения «Пророк» не вызывает сомнений — это духовная ода. Она оставляет неизгладимое впечатление благодаря яркости художественных образов и возвышенному стилю.

Стихотворение не понравилось многим людям, жившим в те времена — они откровенно поносили его. По причине того, что монолог персонажа написан от первого лица, у читателей сложилось мнение, что поэт рассказывает о себе.

Из-за этого некоторые подумали, что самомнение Пушкина поднялось до небес, а ведь он совсем не избранный, а простой человек. Они заблуждались.

Автор в своем произведении всего лишь желал подчеркнуть важность поэтической стези.

Именно по этой причине создание «Пророка» осуществилось в таком жанре, несмотря на то, что ранее оды приурочивались только к масштабным происшествиям в России или писались для чествования правителей.

Александр Сергеевич своим произведением желал доказать, что искусство — это не только способ выражения своих мыслей. Оно предназначено не для обретения денег или признания, а преследует возвышенную цель, на воплощение которой можно положить всю свою жизнь.

Необходимо заметить в произведении то, что его лирический герой перерождается. Поэт хотел донести таким образом, что для него, как и для любого другого человека, характерны пороки. Однако при этом он мечтает стать совершеннее. Каждое свое стихотворение Пушкин стремится обогатить глубоким смыслом. Посредством его он старается показать людям ту истину, на которую они не обращают внимания.

Личность, не страшащаяся признаваться в своих изъянах, не бывает чересчур напыщенной. Своим произведением Пушкин хотел продемонстрировать другим поэтам все величие искусства — таков был его план. Стихи, созданные для превозношения своей личности, ничего не стоят.

Интертекстуальность, идея и тема

Базисом сюжета считается библейский текст о пророке Исайе. В нем рассказывается о видении мужчины, в котором перед ним предстает Серафим. Он освобождает Исайю от прегрешений, а затем пророк слышит голос Господа, который мотивирует его открывать духовную истину своим современникам.

Тематика поэта и поэзии в определенный момент начинает интересовать любого автора. Александр Сергеевич особенно выразительно ее раскрыл в своем произведении «Пророк». В нем автор сопоставляет поэта с Исайей. По его мнению, поэт должен брать пример с библейского персонажа, показывать людям истину.

Это совсем непростое предназначение, потому что эта правда чаще всего бывает неприятной, тяжелой для восприятия. Как правило, она является горькой, следовательно, люди наотрез отказываются видеть ее. Миссия поэта показывать божественную правду читателям и является идеей стихотворения. Она поэтапно воплощается на протяжении всего произведения.

Сюжет и композиция

Стихотворение представлено тремя частями. Все они важны и требуют детального рассмотрения. Вот что можно сказать о них:

  1. Первая часть довольно короткая. Она складывается всего из одного, но основополагающего предложения, в котором рассказывается о душевном состоянии лирического героя до знакомства с посланником Господа — шестикрылым Серафимом.

    Для персонажа в этот период характерны творческие искания. Ему недостает божественных знаний, он желает понять свою миссию в жизни. С Серафимом мужчина встречается на перекрестке, что весьма символично. В пустыне нет дорог и не может быть.

    Перекресток в этой ситуации символизирует выбор, перед которым стоит человек.

  2. Немаловажно и появление божественного посланника. Согласно библейским представлениям, он является далеко не каждому, а посещает только избранных людей. Так Пушкин показывает, что поэт — особенный человек. Невозможно не упомянуть и возвышенную лексику стихотворения.
  3. В главной части автор повествует, как осуществляется перевоплощение лирического героя. Вначале Серафим дотрагивается до его глаз и ушей, и человек начинает замечать и слышать то, что для остальных недосягаемо. На этом перевоплощение не завершается. Недостаточно обладать необычными способностями, требуется еще кое-что. Поэтому ангел отрывает язык человека и заменяет его на змеиное жало. Затем разрезает ему грудную клетку, достает сердце и вживляет на его место горящий уголек. Это осуществляется для того, чтобы человек мог предоставлять людям неискаженную божественную мысль. Однако и этих изменений недостаточно. Чтобы заниматься творчеством, необходима цель. Без нее автор остается «мертвецом». Эту цель ему дарует сам Господь. Определенный интерес представляет лингвистическая характеристика этой части. Да и сами разворачивающиеся события способны поразить неискушенного читателя.
  4. В заключительной части рассказывается о том, как лирический герой начинает улавливать голос Бога, который просит его «жечь» своими словами человеческие сердца. Эмоциональная окраска произведения производит неизгладимое впечатление на читателя.

Таков краткий пересказ стихотворения. Конечно, без рифмы невозможно донести все его великолепие, но становится понятным смысл.

Анализ «Пророка»

Это произведение отличается от большинства стихотворений Пушкина тем, что при написании поэт руководствуется не древнегреческими сказаниями, а Библией. Пожалуй, автор что-то переосмыслил, пересмотрел. Как известно, ранее персонажами его стихов являлись:

  • Аполлон;
  • муза;
  • Парнас;
  • лира.

Но в этом произведении Пушкин старается донести до людей собственные взгляды посредством библейского пророка. Это беспрецедентный случай в его творчестве.

Размер стихотворения «Пророк» — четырехстопный ямб. Оно обогащено множеством пиррихиев. Следовательно, чтение стихотворения осуществляется довольно медленно, человек поистине переживает все страдания, через которые проходит действующее лицо.

Александр Сергеевич в своем произведении попытался ответить на некоторые вопросы. И только читатель может сделать вывод, получилось ли у него это. Ставятся следующие вопросы:

  1. В чем миссия поэзии?
  2. Какую роль выполняет автор в социуме?

Пушкин приходит к определенным выводам посредством множества приемов художественной выразительности, также важен ритм произведения. Применяя библейскую историю, автор старается донести до всех поэтов, что основная их миссия заключается в предоставлении божественной истины читателям. После такого подробного разбора стихотворения наверняка захочется перечитать его еще раз.

Можно сказать, что «Пророк» — величайшее произведение Пушкина. Оно востребовано и на сегодняшний день, потому что в нем поднимаются важнейшие проблемы, не оставляющие равнодушным никого. Для расширения своего кругозора можно произвести сопоставительный анализ с одноименным стихотворением Лермонтова.

Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/analiz-pushkina-prorok.html

«Пророк» (А. Пушкин)

Михайловская ссылка подходит к концу. Пушкин уже знает, что пятерых декабристов казнили, а его друзей и товарищей, близких поэту по духу, отправили в ссылку. Поэт ощущает начало нового жизненного этапа и в этом свете его осмысляет своё место в мире.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: легенда.

Вид лирики: роль поэта и поэзии; философская.

Тема

Лирический герой стихотворения находится в пустыне. Перед ним появляется шестикрылый серафим (ангел). Серафим касается глаз героя, и тот начинает по-настоящему видеть, трогает уши — и герой слышит весь мир. Серафим вырывает язык героя и помещает вместо него «жало мудрыя змеи», рассекает грудь героя, вынимает сердце и заменяет его пылающим углём. И к герою обращается Бог: он призывает нового пророка встать и нести новые речи в мир, «глаголом жечь сердца людей».

Метрика

  • Размер: четырёхстопный ямб.
  • Рифма: перекрёстная (абаб).

Эпитеты: «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовной жаждою томим».

Метафоры: «неба содроганье», «глаголом жги сердца людей». Сравнение: «как сон», «как труп в пустыне я лежал», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы».

Архаизмы: «зеницы», «персты», «внял».

Повтор: «и» (16 строк начинаются с «и»).

«Высокий» стиль: «празднословный», «лукавый», «грешный» (имитирует библейскую стилистику).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто явился лирическому герою в пустыне?

Ответ. Шестикрылый серафим («И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился»), то есть ангел с шестью крыльями.

Какой текст послужил источником поэтики стихотворения «Пророк»?

Ответ. Поэтика стихотворения «Пророк» во многом основывается на образах Библии. История одинокого путника в пустыне соотносится с евангельской притчей об Иоанне Крестителе, благодаря которой в русском языке укоренилось выражение «глас вопиющего в пустыне». Иоанн Креститель в притче призвал народ открыть ум и сердце Христу. Герой стихотворения Пушкина призван стать пророком новой истины.

Назовите ведущую тему и вывод стихотворения «Пророк».

Ответ. Поэт и его место в обществе. Вывод, который делает Пушкин в этом стихотворении: поэт — пророк, и он призван реализовывать в своих стихах высшую миссию («Глаголом жги сердца людей»).

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquoprorokraquo_a_pushkin.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Не от мира сего что значит
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Храм или церковь как правильно

Закрыть