Секулярный мир что это такое

Секуляризация в философии и истории — Психологическая помощь

секулярный мир что это такое

15Мар

Секуляризация (Secularization) – это процесс перехода культуры от религиозных ценностей, к светским (нерелигиозным) взаимоотношениям.

В социологии, данный термин используют для описания тех обществ, которые постоянно модернизируются и начинают отходить от религии как руководящего принципа.

Сам термин «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» происходит от латинского слова «saecularis», что буквально переводится как: светский или мирской.

Что такое Секуляризация – определение, значение простыми словами

Простыми словами, Секуляризация – это процесс при котором общество в процессе своей жизнедеятельности руководствуется светскими нормами и законами, а не религиозными взглядами и догматами. При этом, различные религиозные деятели и церкви как таковые, теряют свое влияние на общество.

Следует отметить, что термин «Секуляризация», не имеет четкого и однозначного определения, так как с течением времени оно довольно часто видоизменялось и приобретало новые смыслы. Тем не менее сейчас чаще всего термин используют в следующих контекстах:

  • Секуляризация или Секуляризация земель – это процесс изъятия земель или другой собственности у церкви и передача ее в распоряжение нерелигиозных организаций.
  • Секуляризация общества, государства – это процесс освобождения от религиозного влияния во всех сферах жизнедеятельности.

Процесс и политика секуляризации

Говоря о политике секуляризации, в первую очередь следует отметить, что это достаточно горячая тема для обсуждения во всем мире. Дело в том, что даже несмотря на весомую убедительность социологической теории секуляризации, далеко не все страны готовы внедрять или содействовать данному процессу.

Теория секуляризации гласит, что с развитием человеческого интеллекта, науки и технологий, религии становятся устаревшими и пустыми. По сути, они теряют свое социальное значение и не должны влиять на жизнь светского общества.

Так к примеру, многие мусульманские страны полностью отказываются от политики секуляризации, и выстраивают исключительно религиозные общества. Стоит отметить, что это не всегда вредит развитию самого государства.

В качестве примера, можно привести Саудовскую Аравию, которая показывает довольно высокий уровень жизни и развития в целом.

Тем не менее подобных государств с развитой экономикой не так уж и много, что по сути подтверждает смысл теории.

Что касается немусульманского мира, то тут процесс секуляризации развивается достаточно стремительно. Влияние религии во многих странах постепенно снижается, уступая место науке, светской морали, и установленным в обществе законам. Естественно, что прямого давления или искоренения религиозных институтов не происходит, но идет четкое разграничение между духовной и общественной жизнью.

Процесс секуляризации выражается в следующих действиях:

  • Четкое разграничение политики (государства) и религии;
  • Исключение льгот или других преференций для религиозных организаций;
  • Отсутствие содействия со стороны государства в отношении религиозной деятельности (в плене экономики, права, социальной поддержки и так далее).

В итоге можно сказать, что секуляризация – это достаточно полезный процесс для современного общества. Особенно, это заметно в тех государствах, где присутствует множество религиозных течений. Дело в том, что если государство и религия не соприкасаются, а общество живет исключительно по светским законам, то и конфликтов на религиозной почве становится гораздо меньше.

В свою очередь, это положительно сказывается на всех аспектах жизнедеятельности и развития государства в целом.

Источник: https://lugovskayashkola.ru/drugoe/sekulyarizatsiya-v-filosofii-i-istorii.html

Секулярное общество — это не то, что вы думаете

секулярный мир что это такое

В это не сразу верится, но в нашей стране с феноменом секуляризации сложилась неоднозначная ситуация. Хотя, казалось бы, на дворе XXI век, Россия – светская (секулярная) страна, что тут может быть непонятного?

А теперь попробуйте зайти в любую социальную сеть и посмотреть, сколько раз и в каком контексте упоминается словосочетание «светское государство». Поиск выдаст вам массу комментариев пользователей, которые заявляют о попранных идеалах секуляризации под каждым постом об общегородском крестном ходе или массовом совершении намаза в день праздника Курбан-байрам в городе Москва.

Как эволюция может подружиться с христианством

С другой стороны, ситуация с религиозными организациями в России имеет некоторые особенности, которые не соответствуют привычному понятию светскости, принятому на Западе. Речь идёт о вещах вроде запрета деятельности Свидетелей Иеговы или централизации конкретной религиозной организации. Подобные случаи противоречат секулярной модели, принятой в западных странах.

Мне бы хотелось в свободном формате показать, в чём заключается идеальная секулярная модель и насколько далеко от идеальной модели находится понимание светского государства пользователями соцсетей и секулярная реальность России в целом.

Что такое секуляризация?

Давайте начнём с общих вещей — например, с определения секуляризации как таковой.

Если заглянуть в любой словарь, изданный до конца XX века (в качестве примера – Словарь Брокгауза и Ефрона), мы увидим, что там отсутствуют даже малейшие намеки на современное положение секулярного, потому что до этого периода все понимали секуляризацию как процесс отчуждения церковных земель и иной собственности в пользу государства. В нашей стране подобное происходило в основном в период правления императрицы Екатерины II.

Это историческое толкование помогет нам приблизиться и к современной интерпретации секуляризации. В конце концов, почему в XVIII веке происходило изъятие собственности у Церкви? Самая главная причина — владение такой собственностью не соответствовало её задачам.

Современное понимание секуляризации подразумевает изъятие из компетенции религии тех аспектов человеческой жизни, общества, которые не должны в неё входить по определению.

Секуляризация – это «обмирщение различных областей жизни общества и личности, их выход из под обязательного влияния религии» (согласно словарю «Социологии религии» М.Ю. Смирнова 2011 года).

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода 26 июля 1911 года в главном зале митрополичьего дома Александро-Невской лавры.

Секуляризация уже завершилась?

Церковь, наука и образование

Секуляризация как процесс началась в XV-XVI веках и заняла главную нишу в развитии современного общества, оказавшись влиятельной силой, сформировавшей культуру и другие аспекты нашего современного мира. Где-то секуляризация случилась, где-то нет, и в наши дни нельзя наверняка сказать, что секуляризация должна выглядеть именно такой, какой она сформировалась в Европе или Соединенных Штатах.

Питер Бергер, социолог религии и один из авторов, посвятивших секуляризации немало научных работ, опираясь на социологов Альфреда Шюца и Шмуэля Эйзенштадта (подробнее смотрите: Peter L.

Berger «The Many Altars of Modernity: Toward a Paradigm for Religion in a Pluralist Age» 2014), говорил о «множественных реальностях» и «множественных модерностях»: западная секуляризация, по его мнению, не является и не может являться единственной формой модерности.

Это подтверждает опыт других стран, например, Японии, Турции или России (собственно, и Европа и Северная Америка в этом вопросе также различаются между собой). Так или иначе, секуляризация не влекла и не влечёт за собой вопрос, касающийся существования религиозной веры. Не способствует она и вытеснению религии из социальной сферы жизни человека.

Фактически секуляризация изменила положение религии в обществе, сделав светское начало автономным и превалирующим в политике, экономике и других сферах нашей жизни. Хорошо этот принцип характеризуют слова голландского юриста XVII века Гуго Гроция – «etsi Deus non daretur (как если бы Бога не было)». Но такая расстановка приоритетов никак не изолирует религию от социума и его различных сфер, будь то политика или образование.

Да, религия, а точнее Церковь не имеет власти над политическим, экономическим, образовательным и другими процессами, но это не лишает её права взаимодействия в этих сферах.

Многие исследователи отстаивают теорию секуляризации, утверждающую, что современность обязательно приведёт к упадку религии. Но эти прогнозы себя пока не оправдывают.

Религия не исчезает, а лишь меняет свою структуру и роль в обществе, заняв нишу среди других областей жизни человека наряду с искусством, наукой, философией.

Потому Питер Бергер, один из защитников теории секуляризации, пришел к выводу, что наш мир, за некоторыми исключениями, «столь же яростно религиозен, каким и был всегда» (см. об этом его вводную статью в книге: «The desecularization of the world: resurgent religion and world politics» 1999 года).

Секуляризация в России

В России и вправду сложилась своеобразная ситуация с секуляризацией. Постепенное «обмирщение» разных слоёв общества, окончательно случившееся в XX веке, закончилось долгим периодом тирании атеизма, которая при формальной, зафиксированной в конституции свободе слова, фактически притесняла любую религиозную организацию, создавая неравноправие между верующими и атеистами.

Без сомнений, то, что было в течение этого периода – тоже секуляризация, отличившаяся радикальной атеизацией. Давать ей сейчас нравственную оценку нет смысла, можно лишь признавать факт существования такого феномена, который, кстати говоря, был не только на территории СССР.

Как бы то ни было, картина переменилась в 90-х годах XX века – с тех пор российская модель секуляризации стала походить на западную, но, как сказал бы Бергер, с некоторыми исключениями.

Стоит немного отвлечься, чтобы порассуждать, в чем заключается секуляризация на Западе, и чем от неё отличается современный вариант секулярной модели России? С учётом того, что и в западных странах секулярные процессы начались раньше, чем у нас, секуляризация на Западе получила большее развитие, что привело к индивидуализации религии. Институциональная религия приобрела меньшее значение в обществе, хотя это не означает, что она совсем вытеснена из жизни социума.

Российские современные реалии выглядят немного иначе. Пока что центральное место, вплоть до государственного уровня, в Российской Федерации занимает Русская Православная Церковь. Нужно признать, что такой статус радикально не влияет на общий секулярный «климат» страны, так как основные принципы секуляризации продолжают соблюдаться в рамках установленного законодательства.

В российском понимании секулярного прослеживается в большей степени печальный «советский» опыт, выражающийся в тенденции к атеизации, но не к равноправию.

Да, невозможно в нашу современную плюралистическую эпоху требовать держаться лишь той парадигмы секуляризации, которая сформировалась на Западе, но так же трудно отрицать, что в идеале секуляризация должна заключаться, как сказал Юрген Хабермас, в «двояком и взаимодополняющем процессе обучения» между религиозной и светской частью общества, местами даже и путем взаимного самоограничения (об этом подробнее см. книгу: Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) «Диалектика секуляризации. О разуме и религии» 2006 года).

Другими словами, сосуществование религиозных и нерелигиозных слоев общества должно осуществляться в нейтралитете, с равными этическими свободами между первым и вторым типами людей.

Каждый человек, вне зависимости от его мировоззрения, имеет право вносить вклад в общественную дискуссию.

Он может быть осуществлён и в виде религиозных понятий, и в виде «перевода» с религиозного языка на общедоступный. Такой формат отношений способствует нормальному функционированию общества, поскольку в нем учитываются права и мнения в равной степени всех граждан социума, путем взаимного диалога и поиска решения проблем. Это и есть то светское государство, каким оно должно быть.

Важно остановиться на двух выводах: во-первых, совершенно неправильно считать, что секуляризация – это атеизация. Ожидание того, что в светском государстве религия будет на уровне какого-то кружка по интересам, который никак не будет соприкасаться с обществом, неоправданно и неверно.

Секулярность – это не атеизм и не доминирование только светского дискурса, но равноправие религиозных и светских сторон социума. Во-вторых, признавая то, что единая и единственная модель секуляризации – это скорее химера, нужно стремиться к такой секуляризации, которая выражалась бы во взаимном образовательном процессе, который бы позволил религиозным и светским гражданам осмыслить пределы их воззрений и перспективы взаимодействия и диалога.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/culture/saecularis

Постсекулярное общество и национализм

секулярный мир что это такое

Что такое постсекулярное общество?

«Постсекулярное» — многомерное понятие. Для того, чтобы его конструктивно использовать, сразу следует определиться с контекстами, в которых оно находится. Всего таких контекстов четыре: социологический, нормативный, постмодернистский, теологический.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как пишется царство небесное

Социологический

В этом контексте термин «постсекулярности» является объяснительным: с его помощью можно описать новую реальность, с которой мы имеем дело; описать новую конфигурацию отношений религии и светского общества; наконец, понять новое соотношение между религией и секулярностью. Новая реальность с измененным соотношением секулярного и религиозного появляется из понимания того, что процесс секуляризации общества в конечном итоге не приведет к окончательному исчезновению религиозного из его жизни.

В России религиозность переживает стабильный процесс подъема — хотя и с некоторыми оговорками. В этом процессе активно участвует как и институт Церкви, так и государственные институты. Согласно различным социологическим опросам, от 68% до 79% жителей России причисляют себя к православным верующим.

Сам общественный институт Русской Православной Церкви пользуется одобрением у большинства жителей России (64.7% — это очень высокий показатель; выше только одобрение армии: 80.8%, все данные — по состоянию на июнь 2019 года).

Для националистов это очень важный аспект — в России подавляющее число верующих связывает свою религиозность с национальной идентичностью. Это демонстрирует нам широкое поле для работы как по распространению наших убеждений, так и предложений в части применения наших политических практик.

Но не стоит смешивать понятие постсекулярного с десекуляризацией — термином, используемым в контексте возврата к религиозности в исходном её варианте.

Различие заключается в том, что для постсекулярное можно описать как гибридизацию — возврат религиозного контекста в культуру, политику, искусство, право и экономику, но уже в несколько ином виде.

Примерами такой гибридизации являются феномены «православного атеизма» или «оскорбления чувств верующих». Они являются сигналами, говорящими о наступающей постсекулярной парадигме.

Нормативный

Этот контекст говорит нам скорее о западном понимании «постсекулярного» и попытках говорить о нём. Это уже следующий шаг в размышлении — и переход от процесса описания сущего к вопросу долженствования.

Самый влиятельный философ этого направления — преподаватель университета Франкфурта–на–Майне профессор Юрген Хабермас, который никогда особо не интересовался религией, но после терактов 2001 года в Нью–Йорке стал активно изучать эту область и писать о ней.

Он выяснил, что в демократическом либеральном обществе существуют религиозные сообщества, которые никуда не исчезнут — и с которыми надо как-то находить взаимопонимание, чтобы общество оставалось стабильным (и не нарушались его принципы демократии и либерального основания).

Профессор в рамках своего нормативного подхода пытается предложить способы нахождения такого взаимодействия. Теория постсекулярного общества по Хабермасу заключается в нескольких положениях:

  1. Ни секулярная, ни религиозная сторона не должна исключаться из дискурса.
  2. Стороны должны иметь равные возможности как в критике, так и в притязаниях на общезначимость.
  3. Участники должны быть готовы «вчувствоваться» в претензии на общезначимость.
  4. Существующие различия в части обладания властью не должны мешать выработке консенсуса.
  5. Участники должны быть прозрачны и честны перед друг другом насчёт своих целей и задач.

Это должно было привести к выработке рационального поведения в вопросе политической воли. Однако же, погруженная в действительность ЕС, эта концепция кажется нам — как сторонним наблюдателям — весьма идеалистичной и утопичной. Из-за высокого барьера культурных различий; из-за восприятия политических практик и политической ситуации субъектов, которые, по идее, должны договориться.

Зато эта концепция может помочь договориться внутри русского сообщества — в последнее время в нём актуализировалась проблема идентификации на почве причисления себя либо к «светскому», либо к «религиозному» лагерю. Между нами нет таких культурных барьеров, и предложенная Хабермасом стратегия может сработать, приведя к гармонизации отношений и нахождению взаимопонимания между русскими людьми, причисляющими себя к тому или иному лагерю в рамках постсекулярной парадигмы.

По сути, предлагаемый подход — это динамическое равновесие идей, которое поможет нам выработать подобие этики по отношению к вопросу религии внутри национально—ориентированного движения.

Секулярным национал—либералам и наступающим на их позиции православным консерваторам пригодился бы такой ящик, из которого можно извлечь соглашение о перемирии, когда обеим сторонам надоест (или начнет вредить) обмен колкостями.

Постмодернистский

Взгляд на секулярные построения через оптику философии постмодерна — философии, которая по определению задает вопросы критические, вопросы, на которые модерн часто не в состоянии ответить. В работе Джона Дэвида Капуто «Как секулярный мир стал постсекулярным» мы можем увидеть весьма качественную попытку осмысления данной проблемы и причин её возникновения:

после того как пушки всех этих грандиозных философских кораблей, от Платона до Гегеля, замолчали, снова может быть услышан все еще столь тихий голос религии? В наши дни мы встречаем даже авторитетных секулярных философов, таких как Жак Деррида и покойный Жан—Франсуа Лиотар, которые снова обращаются к молитвам и слезам Блаженного Августина, не говоря уже о Хайдеггере, чье «Бытие и время» было написано во многом под влиянием десятой книги «Исповеди», или о французском философе Люси Иригари, феминистке, которая размышляет о божественном; и все они ищут Бога, приходящего после метафизики. К великому удивлению ученых гонителей религии, предсказывавших смерть Бога с середины XIX в. вплоть до самого конца XX, религия вернулась во всем своем многообразии. Хотя это не совсем верно, потому что о смерти религии заявляли главным образом интеллектуалы; за пределами академического сообщества никто не думал, что она куда-то делась. Но религия возвратилась даже в среду продвинутых интеллектуалов, которые придали ей новую легитимность, дискредитируя тех, кто ее дискредитировал, подозревая подозревавших, сомневаясь в сомневавшихся, разоблачая разоблачителей.

Через труд профессора Капуто перед нами предстает явный поворот к религиозной идее как к полноправному участнику процесса философского осмысления мира — который успешно прошел через критику парадигмы модерна и вынес все секулярные тенденции.

Безусловно, они несколько преобразили сам религиозный дискурс, который, адаптировавшись к новым условиям, стал той платформой, к которой можно вернуться и поискать недостающие куски философских нарративов.

Этим воспользовались такие левые мыслители, как Ален Бадью, Славой Жижек и Джорджо Агамбен. Они, обращаясь к наследию апостола Павла — с целью вывести марксистскую мысль из кризиса, — пытаются использовать ресурсы теологии.

И это интереснейший феномен: как так получилось, что атеисты, обращаясь к апостолу Павлу, пытаются перестроить марксистскую политическую философию? Это вопрос, который должен беспокоить скорее левых, чем нас.

Но мы обязаны внимательнейшим образом следить за тем, что из этого получится.

И, конечно, если левые мыслители понимают, что глупо будет отбросить теологию и продолжать яростно отрицать её ценность, то правым философам сам Бог велел использовать теологию при конструировании собственных эпистемических и политических нарративов.

Теологический

Теология, стремясь вернуть свои позиции в современной Академии и чувствуя потребность современной философии в ней, развивается с новыми силами, активно возвращаясь к утраченным позициям.

Ярким примером попыток такого движения является профессор Джон Милбанк и его проект радикальной ортодоксии [radical orthodoxy]. Оная, как субъект постсекулярной философии, обретя свою независимость, стремится не «выживать» в философском поле, а формировать свою онтологию и эпистемологию — уже без оглядки на секулярный подход эпохи модерна и предоставляя позитивную повестку формирования артикуляции специфического христианского опыта.

Эта статья задумывалась как эдакая затравка к полемике (и чтобы стороны по своему обыкновению не заблудились в споре о терминах) вокруг наличия или отсутствия парадигматического сдвига вокруг вопроса религии в общем и восприятия теологии в частности.

На мой взгляд, это сдвиг всё же наблюдается: секулярные стратегии объяснения происходящих вокруг вещей (вроде многотысячных крестных ходов и создания православных молодежных организаций), справляются уже совсем плохо.

Особенно явно виден сбой секулярной оптики в тот момент, когда её пытаются навести на явления, которые через неё могут выглядеть обычной непоследовательностью или лукавством в позиции, например, «православный атеизм». Но это работает только в части отдельных субъектов, разбиваясь о социологические метрики, которые стабильно показывают наличие нескольких десятков процентов населения (читай миллионов русских людей), придерживающихся таких же «православно-атеистических» убеждений.

Источник: https://vendee.one/articles/sandkey/postsecular/

Что такое Секуляризация

15Мар

Секуляризация (Secularization) – это процесс перехода культуры от религиозных ценностей, к светским (нерелигиозным) взаимоотношениям. В социологии, данный термин используют для описания тех обществ, которые постоянно модернизируются и начинают отходить от религии как руководящего принципа. Сам термин «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» происходит от латинского слова «saecularis», что буквально переводится как: светский или мирской.

Секуляризация как процесс и феномен — виды, черты, значение

В эволюции взаимоотношений религии c обществом, в силе ее влияния на социальную жизнь существуют разные направления. Ход характера таких изменений описываются двумя положениями: это понятия секуляризация и сакрализация.

Что такое секуляризация — понятие, черты, процесс

Секулярис — светский, мирской. Термин секуляризацияозначает отчуждение деятельности  человека, социальных групп, сфер общества, земель, культуры, институтов из сферы церковного влияния и религиозного сознания. Впервые понятие было применено при подписании Вестфальского мира в значении изъятия монастырской собственности в пользу победителей.

 Процесс секуляризации — это процесс уменьшения значимости религии в жизни людей, переход от общества, которое регулируется религиозными традициями к светскому устройству жизни, построенному на рациональных нормах. В результате этого меняется роль религии и религиозных образований в общественной жизни и жизни отдельного человека, снижается ее функциональность.

Виды секуляризации

  1. Отторжение земель. В первое время секуляризация религии означала шаги по конфискации имущества церкви в пользу государства или монарха, вельмож. Она затрагивала лишь область имущественных взаимоотношений, являясь юридическим действием. В средние века в собственность церкви входили большие земельные наделы и дорогостоящее имущество.

    Государство вступало в конфликт за передел этой собственности, что приводило к отторжению имущества церквей и монастырей. Спонтанный характер процесса при феодализме в буржуазном обществе приобрел целенаправленность.

  2. Смена позиций в политической сфере. В период Реформации церковная власть стала терять былое влияние.

    В Северной Германии, Венеции, позже во Франции и Англии в государственно-правовых связях избавлялись от полномочий церкви. В правительственных органах места духовенства стали занимать миряне.

  3. Переход решения многих задач, которые решались церковным судом, в юрисдикцию светского.
  4. Ликвидация исключительной привилегии на обучение.

    С открытием светских школ и университетов контроль над образованием стал переходить к государству.

  5. Потеря церковью контроля над большой частью науки и культуры. Это происходит в процессе расширения и совершенствования светского образования.
  6. Появление и укрепление норм разграничения светского и духовного начала (XVII— XVIIIв).

    На этой базе проявляется и секуляризация в философии, это уже светская наука с другой, научной картиной мироздания без воздействия потусторонних и мистических сил.

Черты секуляризации

  • Преображение культуры. Она начала отстраняться от религии и становиться более самостоятельной, независимой.
  • Христианство перестраивается, принимает утилитарные, «обмирщенные» черты.
  • Религиозные учения и нормы реформируются вплоть до их отвержения, идет процесс дехристианизации.
  • Изменение главных христианских представлений и ценностей. Появляются попытки подменить веру на разум, отказаться от авторитета церкви и ее устоев.
  • Возникает кризис личности. Люди лишаются  стабильной системы ценностей, утрачивают ощущение самоидентификации. Человек теряет веру в свои былые убеждения.
  • Период отторжение старых ценностей и начало формирования новых заполняется вакуумом. Общество мечется в тщетных поисках  истины в культуре нового времени, возникает опасность отката в докультурную действительность или к язычеству.

 Сакрализация — понятие и черты

Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.

Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с  приятием божественного.

Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного».  Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.

При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.

Основными этапами клерикализации считают:

  • кодификацию,
  • догматизацию,
  • канонизацию вероучений.

Черты сакрализации в разных культурах и обществах

  • В странах ислама, церковь не была сильной религиозной организацией. Сакрализация там шла путем построения теократического государства. Ислам стремился к слиянию духовного и светского, к построению религиозного сообщества. Он рос и укреплялся в обстановке религиозно-политического единения. В арабском мире политические вожди всегда одаривались харизмой, это являлось одной из форм сакрализации. Харизма — черта личности, которая выгодно выделяет человека среди других людей. Но она не приобретается в процессе становления характера, воспитания  или обучения, она дарована судьбой или предначертанием высших сил. В исламе политические руководители всегда являлись и религиозными наставниками, носителями авторитета вероисповедования.
  • Сакрализация в христианской Европе зародилась в IV веке и достигла своего пика в Средневековье. В это время не разделяли мирскую и сакральную жизнь людей. Под все, что делалось, под любое социальное событие подводилась сакральная база, все включалось в ее сферу. Самой главной ценностью Средневековья был Бог. И все основополагающие области культуры того времени отражали это представление. Архитектура, скульптура, живопись воспроизводили библейские элементы и сюжеты, литература была пропитана религиозной тематикой, музыка состояла из церковных песнопений, философия мало отличалась от религиозных учений и теологии. Наука служила христианству. Этика и правовые нормы были развитием христианских догм. Политическое устройство подчинялось теократии и основывалось на религии. Семья считалась божественным союзом. Экономические отношения находились под религиозным контролем, многие их прогрессивные формы угнетались, в угоду нецелесообразным, но имеющим разрешение со стороны церкви. Обычаи и порядки, уклад жизни и образ мысли выдвигали на первый план единение с Богом и отрицание мирского. Чувственный мир с его радостями, богатством и ценностями считался временным местом пребывания человека, где он всего лишь пилигрим, идущий к божественной обители и стремящийся привести свою жизнь к идеалу, чтобы достичь окончательной цели.

Понимание процесса секуляризации в религиях мира

Православная церковь крайне негативно относится к этому явлению как осовремениванию христианства. Церковь считает, что из-за этого человек теряет единение с Высшим Бытием и такое богоотступничество приведет к обмирщению культуры.

Католики изначально порицали процесс обмирщения, обвиняя его в коллапсе культуры и упадке христианского персонализма. Но в связи с увеличением разрыва между католицизмом и жизненными реалиями, их теологи примирились с этим явлением, как с очередным этапом развития, происходящим с позволения Бога.

Протестанты придерживаются в этом вопросе аналогичной позиции и считают, что возможно появится обновленное христианство, которое будет брать в расчет новые реалии. Теологи, сократив расстояние между модифицированным христианством и светской культурой, пытаются примирить их.

В западной культуре ярким выражением обмирщения христианства является переустройство его в религию антропоцентризма. Это попытка подмены богооткровенных аксиом результатами своих измышлений. Современные протестанты и католики считают, что человека можно расценивать как самостоятельное независимое существо, не подчиняющееся воле Бога. Также они признают, что христианство предназначено служить человеку.

История секулярных процессов

Секуляризация общества в культуре эпохи Возрождения проявилась сначала в новшествах в области религии, в стремлении уравновесить Бога и человека. Человекобога в той культуре было больше, чем Богочеловека. Бог в эту эпоху стал более близким.

Церкви украшались золотом и драгоценностями, наполнялись звуками органов. Изображения святых и Христа стали походить на земных людей. То есть, не только человек поднимался к божественным вершинам, но и сам Бог спускался к человеку.

Оценивая эти явления, можно отметить, что такая секуляризация искусствадаже предметы религиозного поклонения делала более доступными и понятными.

Начало секуляризации в культуре Возрождения связывается с переосмыслением религии, с перестановкой акцентов, что имело далеко идущие последствия. Об этом говорит то, что уже в эпоху Реформации появился протестантизм.

Как происходит приспособление христианства к жизненным потребностям, и как вносятся изменения в трактовку священных заповедей: они либо устраняются из духовой практики, либо обходятся путем изощренной логики. Например: католическая церковь исключила решение о запрете по взысканию налогов.

Протестантство внесло большой вклад в процесс ослабления роли религии, переосмыслив отношение к богатству, труду, развив принципы мирского аскетизма. При этом акценты с мира запредельного были перенесены на мир земной. Протестантством отрицается и роль церкви, вера для человека – это его личное дело. Это породило отказ от авторитетов и религиозный индивидуализм.

Причины секуляризации в период Нового времени лежат в новых открытиях в области естествознания, представлений о природе, так как они противоречат религиозной картине мира. Научные познания укрепляют веру человека в беспредельные возможности разума.

Последствия секуляризации

  • Современная культура, называемая постмодернистской, доходит до максимализма в вопросах культа всего нового, свободы, индивидуализма. Придает большое значение потребностям тела, желанию иметь что-то, самоутверждению личности.
  • В культуре средних веков наибольшей ценностью был Бог. Постмодерн во главе ставит людей, которые свободны от авторитетов и ценностей. Ядро личности теряет свою устойчивость, утрачивает центричность.
  • Особо важные изменения с человеком произошли после зарождения капитализма и до нашего времени. Авторитарная личность с  чертами накопительства постепенно приобрела свойства рыночного характера. Человек чувствует себя товаром на рынке личностей. Такие субъекты не могут любить или ненавидеть, эти эмоции становятся старомодными, они не присущи характеру.
  • Одна из особенностей культуры современного мира – это стирание границ между реальностью и виртуальным миром. Из-за этого человек попадает в сферу иллюзий, что мешает ему управлять своей жизнью. Создается мозаичная картина мира из-за наслоения различной информации, а свобода становится тяжким грузом для современной личности.

О такой свободе философы имеют разные мнения.

  • Ницше считает, что там, где нет Бога, человек имеет безграничную свободу для самоутверждения.
  • Бердяев говорит, что отказавшись от Бога, люди отдают себя в различные виды рабства.
  • Бергер пишет, что религиозные заповеди  окружают святостью устои жизни, они несут такие смысловые нагрузки, без которых общество не может просуществовать долго.

Последствия процесса секуляризации подводят человека к осознанию того, что ничего не свято. Происходит девальвация ценностей, это может служить причиной утраты смысла жизни, дезориентации.

Другой точки зрения придерживается социолог Парсонс. Он считает, что секуляризация культуры, это элемент эволюции. В ходе перемен, функция религии видоизменяется, она превращается в одну из сфер жизни социальной.

Значение секуляризации

Оно в том, что религия меньше влияет на политику, образование, экономику, культуру. Но так как человек может самостоятельно выбирать веру без принуждения церкви, то религия несет для личности большую значимость. Западная цивилизация сложилась на платформе христианства, поэтому человек живет в социуме, впитавшем в себя христианские ценности, находится под их воздействием, не отдавая себе в этом отчета.

Секуляризация современного мира — это не противоположность религии, она не угрожает уничтожению самой религии, а лишь меняет ее роль и структуру.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/fenomeny-sovremennoy-kultury/sekulyarizatsiya-kak-protsess-i-fenomen-vidyi-chertyi-znachenie

Читать онлайн Богослужение в секулярный век страница 4. Большая и бесплатная библиотека

И тем не менее именно это произошло с нашим «литургическим благочестием». Не с богослужением как таковым — не с его формами и структурами, которые слишком традиционны, слишком стали частью церковной жизни, чтобы на них можно было как-то существенно повлиять, но с нашим восприятием этих форм, с тем, что мы ожидаем и, следовательно, получаем от богослужения.

Если богослужение, определяемое литургической традицией, этим lex orandi Церкви, не изменилось, то его восприятие верующими стало все больше и больше определяться теми самыми категориями, которые православная литургическая традиция эксплицитно или имплицитно отвергает каждым словом, самим своим характером.

И вся трагедия в том, что введение этих категорий сегодня принято до такой степени, что любая попытка оспорить их, показать их несовместимость с истинным духом и смыслом литургии вызывает обвинения в модернизме и других смертных грехах. И все же это не просто пустой спор, не одна из тех академических бурь, которые обычно обходят Церковь стороной.

Это действительно вопрос жизни и смерти, потому что здесь и только здесь воинствующая ересь секуляризма может получить свой точный диагноз и быть побеждена.

Недостаток времени заставляет меня ограничиться одним примером, чтобы показать, что вышеупомянутые дихотомии, которые, безусловно, привели к глубоким изменениям в нашем литургическом благочестии, не только не связывают и не соотносят друг с другом Бога, человека и мир, объединяя их в одно целостное мировоззрение, но, наоборот, нарушают все связи и соответствия между ними. Так, например, освящение воды, делающее ее «святой водой», может иметь два совершенно разных значения.

Оно может, с одной стороны, означать преобразование чего-то профанного и потому, с точки зрения религии, лишенного силы или нейтрального во что-то священное, и в таком случае основной религиозный смысл «святой воды» в том и состоит, что это уже не «просто» вода и что она даже противоположна ей, как священное профанному. Здесь сам акт освящения не открывает ничего нового в воде, а значит — в веществе или мире, но, наоборот, делает их иррелевантными по отношению к новой функции воды.

Священное расценивает профанное именно как профанное, то есть с точки зрения религии, бессмысленное. С другой стороны, тот же акт освящения может означать раскрытие истинной природы и назначения воды и, следовательно, мира — он может стать проявлением и исполнением их сакраментальности.

Будучи возвращена через освящение к своему подлинному назначению, святая вода являет себя как истинная, полноценная, настоящая вода, и вещество опять становится средством причастия Богу и Его познания.

Сейчас каждый, кто знаком с содержанием и текстом молитвы великого освящения воды, совершаемого при крещении и в праздник Богоявления, конечно, знает, что они принадлежат ко второму из двух упомянутых выше значений, что их объектом является не дихотомия священного и профанного, но сакраментальные потенциальные возможности творения в целом, так же как и каждого из его элементов.

В то же время каждому, кто знаком с нашим литургическим благочестием — в нашем случае с пониманием большинством верующих смысла святой воды, хорошо известно, что тут преобладает первое значение, целиком вытесняя второе. Такой же анализ можно было бы проделать, и результаты были бы те же, по отношению практически к каждому аспекту богослужения: к таинствам, литургии времени, эортологии (богословию праздников — прим. пер.) и т. д.

Сакраментальность везде подменена сакральностью, а откровение (epiphany) — почти магическим вмешательством «сверхъестественного» во время и вещество («естественное»).

Особенно тревожно здесь то, что такое литургическое благочестие, такое понимание и практика богослужения, не только никак не служит вызовом секуляризму, но просто является одним из его непосредственных источников. Ибо оно считает мир профанным, то есть собственно секулярным в самом глубоком смысле этого слова — совершенно неспособным к какому бы то ни было подлинному общению с Создателем, к подлинному преобразованию и преображению.

Ничего не открывая о мире и веществе, о времени и природе, эта идея и такая практика богослужения не затрагивают никаких основ, не служат вопросом, не ставят новых задач, и едва ли их вообще можно к чему-либо применить. Поэтому они спокойно могут сосуществовать с любой секулярной идеологией, с любой формой секуляризма.

И практически нет никакой разницы между литургическими «ригористами», то есть теми, кто отстаивает долгие службы и соответсвие правилам и Типикону, и литургическими «либералами», всегда заботящимися о том, чтобы сделать службу короче, проще и доступнее. Так как в обоих случаях отрицается, прежде всего, связь между религией и жизнью, само назначение богослужения как силы, способной преобразовывать, судить и менять.

Парадоксально и трагично, но, еще раз повторю, такой подход к богослужению и этот вид литургического опыта являются прямыми источниками и поддержкой секуляризма.

8

И это в то время, когда секуляризм начинает давать трещину изнутри! Если я правильно понимаю, в чем состоит основная сложность нашего времени, то это прежде всего глубокий кризис секуляризма. И, по-моему, просто нелепо, что так много христиан стараются приспособиться к секуляризму именно тогда, когда он начинает проявлять свою полную духовную несостоятельность.

Все больше свидетельств в пользу очень важного факта — знаменитый «современный человек» уже ищет путь в обход секуляризма, он снова жаждет и алчет «чего-то еще». И так часто этот голод удовлетворяется едой сомнительного качества или всевозможными искусственными заменителями. Сложность духовной ситуации достигла своей критической точки.

Но не Церковь, не христиане ли тому виною, потому что они так легко предают тот уникальный дар, которым они — одни они! — могли бы поделиться с миром, алчущим духовной пищи? Не потому ли это происходит, что христиане больше, чем кто бы то ни был другой сегодня, защищают секуляризм и подстраивают под него свою веру? Не потому ли, что, имея доступ к истинной мистерии Христа, мы предпочитаем давать миру невнятные и несущественные социальные и политические советы? Мир отчаянно нуждается в Таинстве и Богоявлении, в то время как христиане занимаются пустыми и глупыми мировыми утопиями.

Мои выводы просты. Мы не нуждаемся в каком-то новом богослужении, которое было бы как-либо приспособлено к нашему новому секулярному миру. Что нам нужно — так это открытие заново истинного смысла и силы богослужения, а значит — его космической, экклезиологической и эсхатологической сущности.

Это, конечно, подразумевает большую работу, большую «чистку». Это подразумевает учение и труд. Это подразумевает избавление от мертвого груза, который мы несем с собой, слишком часто принимая его за саму суть наших «традиций» и «обычаев».

Но когда мы откроем истинный закон молитвы, настоящее значение и силу нашей литургии, когда это снова станет источником всеохватывающего мировоззрения и силой жить согласно ему, тогда и только тогда единственное противодействие секуляризму будет найдено.

И нет ничего важнее сегодня этого открытия заново и этого возвращения — не к прошлому, но к Свету и Жизни, к Истине и Благодати, которые всегда наполняют Церковь, когда та становится в своей литургии тем, что она есть.

2

А оно нигде так наглядно не проявляется, как в классическом аргументе живущих по старому календарю: 25 декабря мы вполне можем отмечать секуляризованное западное Рождество — собираться за праздничным столом под елкой, дарить подарки, а 7 января у нас будет наше, настоящее, церковное Рождество. Приверженцы такого взгляда, конечно, не понимают, что если бы ранняя Церковь могла разделить такое понимание ее отношения к миру, она никогда не установила бы праздник Рождества, целью которого было заменить, преобразовать и христианизировать существующий языческий праздник.

3

Более подробно об этом см. в приложении 2 к 4-му изданию книги о. Александра Шмемана «За жизнь мира» — «Таинство и символ». — Прим. ред.

4

См.: Протопресвитер А. Шмеман «Введение в литургическое богословие» (Киев: «Пролог», 2003).

Источник: https://dom-knig.com/read_380790-4

Секуляризация: определение понятия в философии и истории и углубление в изучение термина

Абсолютно каждый человек хочет развиваться, узнавать для себя что-то новое. Это действительно помогает любому становиться умнее. Но к сожалению, многие бывают слишком сильно зациклены на том, чтобы совершенствоваться только в той сфере, в которой они лучше всего ориентируются.

Что, большинство современных ученых считает совершенно не правильным, так как каждому человеку просто необходимо разноплановое развитие. Во время одного из социологических опросов было выявлено то, что большинство опрашиваемых даже не знали о секуляризации, а ведь это действительно важный термин, который нужно понимать каждому.

Эта статья поможет лучше разобраться, что же он все-таки обозначает.

  • Понятие секуляризации
    • Для самых любознательных
    • Подведение итогов

Данное слово произошло от латинского saecularis, что в переводе на современный русский язык обозначает мирный, светский, а также — интересно, вековой. В первую очередь безусловно следует заметить, что у такого слова, как секуляризация есть 2 различных определения:

  • Секуляризация (история) — это изъятие из церковного и монастырского ведения собственности и передача ее светскому ведению.
  • Секуляризация (философия) — это процесс снижения роли религии в жизни общества либо даже освобождение от нее во всех сферах. Если до этого люди на определенной территории абсолютно полностью были зависимы от различных религиозных устоев и правил, то после этого социум начинает придерживаться рациональных норм.

Что такое секуляризация в историческом плане? Данная эпоха происходила в западной части европейского материка в XVI–XVII веках. Для тех стран это был период Реформации, так принято называть общественно-политическое, а также религиозное движение того времени. Его главной целью считают реформирование католического христианства. Кроме этого секуляризации была подвержена и Россия в XVIII веке, то есть еще до прихода к власти коммунистической партии и свержения императора.

Также, для того чтобы понять лучше это определение необходимо знать и слова секулярный, то есть свободный от влияния религии.

Если у человека получиться запомнить эти достаточно легкие, но при этом, конечно же, важные определения таких слов, как секуляризация и секулярный, то ему будет намного проще разбираться в исторических текстах.

Безусловно, каждый согласится с тем, что знать прошлое не только своей страны, но всего мира в целом просто необходимо любому человеку, так как это действительно помогает развить не только свой кругозор, но и понять предпосылки для тех или иных событий, произошедших в давние времена.

Но хотелось бы заметить и тот немаловажный факт, что это только обобщающие сведения об этих определениях. Тем людям, которым хочется еще больше углубиться в эти термины просто необходимо прочесть данную статью до самого ее конца.

Для самых любознательных

Естественно, многие люди, в особенности те, которые не верят в Бога, знают, что есть такой словарь, именуемый «Атеистический словарь». Он был выпущен в Москве в 1986 году в одном томе. В этом справочнике содержится целых 2,5 тысяч слов, которые разбирают религию и атеизм.

Но, безусловно, не все заглядывали внутрь и разбирали его. Но если заняться подробным изучением данной книги, то можно обнаружить такой довольно интересный термин, как «секулярная теология». Сейчас она достаточно популярна среди определенного круга лиц.

Но многие, конечно же, зададутся вопросом и захотят узнать, что же это такое, каково обозначение этого словосочетания.

Секулярная теология — это течение в современной протестантской теологии, исходным пунктом которого является выдвинутая Дитрихом Бонхеффером (1906–1945), немецким пастором и богословом, он был приговорен к казни нацистами во время Второй мировой войны, идея создания секулярного, также называемого безрелигиозным, христианства. Сторонники данной теории считают, что христианство либо должно вовсе исчезнуть, либо принять совершенно иное обличие, отличное оттого, которое есть на данный момент.

Специалистами был выявлен тот факт, что даже та, к сожалению, немногочисленная группа людей, знающих такой термин, как «секуляризация» не догадываются о том, что он был использован еще до рождения Иисуса Христа древними римлянами. У них в те времена проходили так называемые секулярные игры.

Для того чтобы лучше понять, что же значит это словосочетание, необходимо заглянуть в специальный «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».

Эта энциклопедия была издана еще во времена монархического правления в России, в 1907 году, в основном там можно найти множество познавательных фактов об истории страны, ее науке, а также культуре, но в ней описаны и секулярные игры:

  • Секулярные игры — это празднество у древних римлян, которое было учреждено в 249 году до нашей эры, оно посвящено случившимся в том году небесным знамениям.

Подведение итогов

Эта статья действительно поможет лучше понять и структурировать свои знания в таком важном термине, как секуляризация в философии и истории. А также, после ее прочтения сразу станет понятно, что секулярный это тот, кто свободен от религии.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/sekulyarizaciya-v-filosofii-i-istorii.html

Секулярный

Секулярный

Секулярный — от лат. saeculum — век, поколение, мир; секулярные или вековые колебания в небесной механике, малые колебания около положения равновесия: ஐ «Значит, в этом смысле можно говорить о комплексном подъеме кривой цивилизационного прогресса

Ашкинази Л.А. Мир Лема: словарь и путеводитель. — 2004

Русский язык

Секуля́рный.

Орфографический словарь. — 2004

СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ

СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ — течение в совр. протест, теологии, исходным пунктом к-рого является выдвинутая Д. Бонхёффером идея создания безрелиг., или секулярного, христианства. Сторонники умеренного крыла С. т.

Атеистический словарь. — М, 1986

Секуляризация

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum — человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) — обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскомуСекулярными, т. e. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного

Новая философская энциклопедия. — 2003

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии (от лат. saeculum — срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечномуЯзык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т.е. свободными от религиозной детерминации, оказываются важнейшие области жизни и

Философская энциклопедия

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum — мирской, светский) — процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в»Отношение Протестантизма к сфере секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное не ближе к Высшему, чем профанное.

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Секулярные игры

Секулярные игры (Ludi Saeculares или Tarentini) — y древних римлян празднество, учрежденное, по преданию, в 249 г. до Р. Хр. по поводу случившихся в этом году небесных знамений. Квиндецемвиры объявили

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Секулярные игры (Ludi Saeculares, Tarentini), празднества древн. римлян, учреждены 243 до Р. Хр., происходили через промежутки в 63-129 лет; состояли в жертвоприношениях, исполнении гимнов и военных играх.

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Секулярные игры (лат. ludi saeculares), рим. праздник, заключающий saeculum (столетний цикл). Он проводился в 249 и 149 до н. э. как искупительный праздник, сопровождавшийся ночными жертвоприношениями силам подземного мира

Секуляризация (Secularization) – это процесс перехода культуры от религиозных ценностей, к светским (нерелигиозным) взаимоотношениям. В социологии, данный термин используют для описания тех обществ, которые постоянно модернизируются и начинают отходить от религии как руководящего принципа. Сам термин «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» происходит от латинского слова «saecularis», что буквально переводится как: светский или мирской.

Секуляризация

Секуляриза́ция (позднелат. saecularis — мирской, светский). Исходно — термин католического церковного права, обозначающий выход из монашеского ордена с возвратом в миряне или переходом в белое духовенство (лат. clerici saeculares). В дальнейшем понятие существенно расширилось:

  • Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.
  • Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).
  • Секуляризация / Е. Д. Руткевич // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 691-692. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.
.
Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и так, чтобы она указывала на нужную статью.

Источник: https://acoustic-fest.ru/sekulyarnyj-1416/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как снять родовое проклятие по женской линии

Закрыть