Вертеп что это такое

Что такое вертеп? Вертеп — пещера, где родился Иисус Христос :

вертеп что это такое

В христианстве есть замечательная традиция – в канун Рождества ставить в доме вертеп. К сожалению, в России этот обычай был на время прерван – в связи с революцией 1917 года и последующей антирелигиозной пропагандой, но позже был восстановлен.

Католики же никогда не оставляли традицию устанавливать вертепы. Что такое вертеп и какова история его возникновения, вы сможете узнать из этой статьи.

Кроме того, в ней изложены особенности устройства вертепных ящиков и основной сюжет спектакля, который разыгрывался в них.

Место рождения Иисуса Христа

На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место – величайшая христианская святыня – существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры.

Что такое вертеп? Это настоящая пещера, пол которой украшает серебряная звезда, некогда позолоченная и украшенная драгоценными камнями. Внутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад – они принадлежат разным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь.

Кроме нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.

Южную часть вертепа занимают Придел яслей, выложенный мрамором, туда Богородица положила Христа сразу после его рождения. Сами Ясли (по сути, кормушка для животных, но Дева Мария использовала их как колыбельку для Младенца) еще в XII веке была увезена в Рим. Рядом с Яслями установлен престол Поклонения Волхвов, принадлежащий католикам.

Именно этот вертеп стал прообразом для многочисленных последующих, которые христиане устанавливают на Рождество в своих домах.

Что такое вертеп?

В переводе со старославянского это слово обозначает пещеру. Это значение слова «вертеп» используют для названия единственной пещеры – ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже – они уже не связаны с Рождеством.

Рукотворный вертеп

Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике.

Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества.

Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах.

Вертеп в России

В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам (в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны). Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо.

Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку.

В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей (подобные явления встречаются в Европе и сейчас – так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских).

К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране – всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором.

Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции.

Устройство театрального вертепа

Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп – это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных.

Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой.

Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда – из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.

В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.

Вертепное действо

В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема.

К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.

Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию – в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль.

Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д.

Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.

Источник: https://www.syl.ru/article/354211/chto-takoe-vertep-vertep---peschera-gde-rodilsya-iisus-hristos

Вертеп и вертепное представление: значение слова, что такое рождественское представление — Архангел

вертеп что это такое

В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. В России вновь ставить вертепы, фото которых можно увидеть в этой статье, стали лишь недавно. Вертепная традиция в нашей стране канула в Лету во времена отказа от церкви и устроения «нового мира», хотя до революции они были популярным украшением дома в период Рождества.

Так что такое рождественский вертеп?

  1. Значение слова «вертеп
  2. История вертепа
  3. Вертепное представление
    1. Устройство
    2. Куклы
    3. Сценарий

Значение слова «вертеп»

На вопрос, что такое вертеп, в Википедии можно получить несколько ответов:

  1. В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.
  2. В переносном смысле это слово обозначает воспроизведение истории рождения Христа посредством театрального, скульптурного, художественного и любого другого искусства. И также вертепом называют народный кукольный театр. Существуют у слова и другие значения, как то: притон, трущоба, место разврата, бедное жилище.

История вертепа

Некоторые учёные считают, что первый вертеп создал в 1223 году знаменитый монах, причисленный к лику святых, Франциск Ассизский. По их версии святой в ночь Рождества был в селении Греччио, и, для напоминания о Великом празднике, там он создал первую живую панораму вертепа.

Постепенно такие панорамы стали популярны во всей Европе, причём как живые, так и статичные из дерева, гипса, фарфора, глины. Они стали своеобразной Библией для верующих, которые не умели читать.

В России такие панорамы тоже стали частью Рождества. Но всё же большим спросом пользовались кукольные вертепы.

Они представляли собой ящик с несколькими ярусами, в котором актёры посредством кукол создавали целые спектакли и переносили зрителей в древнюю Иудею.

Представление было настолько востребовано, что в конце XVIII века в Санкт-Петербурге была уже целая династия вертепщиков — семья Колосовых. Эта семья в течение века из поколения в поколение передала традиции постановки своих спектаклей.

XIX век считается периодом расцвета этих постановок, ведь тогда вертепники стали показывать свои спектакли даже в Сибири. Бродячие вертепы странствовали по всей стране почти до конца века. Всё это время Рождественская история постепенно перенимала светские радости и горести, и к изначальному рассказу стали добавляться бытовые постановки для развлечения публики.

Это привело к тому, что весёлые сценки оттеснили Божественную мистерию, сделав вертепы народной забавой, существовавшей не только в Рождество, но и до самой Масленицы. Впрочем, известны случаи когда вертепники выступали на Нижегородской ярмарке, которая начиналась 15 июля.

Конец вертепным представлениям положила Октябрьская революция. Религия была провозглашена опиумом для народа и запрещена. Вместе с нею запретили ёлку и, конечно, вертепы.

Ожили эти кукольные спектакли только в 1980 годах, когда Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского обратился к исследователю кукольного театра режиссёру Виктору Новацкому с вопросом о воссоздании вертепов.

Виктор Новацкий провёл колоссальную работу по сбору информации и восстановлению кукол, текстов и традиций проведения спектакля. Именно его вариант вертепного представления стал образцом для последователей.

Устройство

Классический вертеп представляет собой ящик с прорезями, по которым актёры водят кукол.

Изнутри он всегда красиво украшен и разделен на два этажа, которые отображают мироздание:

Мир горний – верхний этаж – пещера, в которой родился Христос.

Мир дольний – нижний этаж – дворец царя Ирода в первой части представления и место для показа бытовых сценок во второй части.

Ад – дырка – туда Бес утаскивает казнённого Смертью царя.

Благодаря такому устройству бродячие вертепы легко преодолевали расстояния и устраивали представления где угодно: в домах, избах, на постоялых дровах и, конечно, на ярмарках. Для этого было достаточно раскрыть ящик, достать кукол, поставить лавки или стулья, зажечь свечи и начать рассказ.

Современные вертепы сложнее не стали. Чаще всего это всё тот же ящик с прорезями и самодельными куклами на шестах. Но стали оформляться и статичные ящики, где куклы Святого Семейства, пастухов, волхвов и животных просто размещаются в пещере. А также теперь можно увидеть вертепные представления с живыми актёрами вместо кукол.

Куклы

Вертепные куклы не имеют стандартов, а потому их можно купить или сделать своими руками.

Обычно их вырезают из дерева и раскрашивают либо обшивают тканью. У каждой куклы есть небольшой шест, который опускается в прорези пола-сцены и позволяет кукловоду управлять куклой во время представления.

Существует среди создателей вертепа и неписаное правило: кукла «Богородица» обязательно делается иначе, чем остальные, с особой тщательностью. Порой её заменяет икона Божьей Матери.

Куклы одного мира вертепа никогда не переходят в другой, то есть они всегда находятся только на своём этаже.

В отличие от кукольного театра в этом спектакле они почти не двигаются, лишь слегка качаются во время своей речи, притом, что остальные действующие лица в это время неподвижны.

Такой приём позволяет зрителям концентрировать всё внимание только на том герое, который говорит. Кроме того, каждая кукла, перед тем как начать свою сцену, представляется зрителям, к примеру: я царь, я ангел, я смерть.

Герои рождественского представления неизменны, это:

  • Царь Ирод. Главный персонаж. Он находится на сцене практически весь спектакль. Один из самых ярких моментов, когда Смерть своей косой отсекает царю голову.
  • Смерть. Традиционно наводит страх на зрителей своим образом. Эту куклу стараются сделать так, чтобы её коса могла нанести точный и хорошо видимый зрителям удар по шее Ирода.
  • Воин. Он символизирует всех солдат, которые были отправлены царём убивать младенцев.
  • Рахиль. Мать, у которой в ночь избиения младенцев убили единственного ребёнка. Сцены с этой куклой отображают горе и отчаяние всех матерей, потерявших тогда своих детей.
  • Бес. В традиционном вертепе бес выглядит как подвижная кукла на тонких ножках, он скользкий и противный на вид с разболтанными членами.
  • Волхвы или Три царя. Чаще всего изображаются как триединый персонаж, то есть три куклы крепились к одной ручке и управлялись вместе. Совмещены и их дары Христу: золото, ладан и смирна.
  • Пастухи. Этих кукол обычно одевают как жителей той местности, где ставится вертеп, так как они наиболее близки зрителям. Чаще всего именно им давали слова искренней радости Рождества.
  • Куклы Святого семейства. Эти персонажи, как правило, статичные и не имеют слов, так как создатели спектакля считают дерзостью играть эти роли.
  • Ангелы. Классические куклы одеты в дьяконское облачение, то есть белый стихарь, который крестообразно перевязан орарём – специальной лентой.
  • Пономарь. Этот персонаж является единственным героем, которого придумали исключительно для создания эффекта театра. Перед началом представления он зажигает свечи в вертепе и гасит их после окончания спектакля. Кроме того, только пономарь может передвигаться между вертепными сакральными этажами. И также от прочих действующих лиц его отличает конструкция – чтобы дотягиваться до свечей этому герою либо делают особый механизм, либо очень длинные руки.
  • Звезда Вифлеема. Это одно из важнейших действующих лиц спектакля. Строгих правил как сделать Звезду не существует. Каждый театр придумывает свой способ создания такой важной героини, зачастую заставляя зрителей восхищаться её красотой и яркостью.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как воскресить человека из мертвых

Сценарий

Основной темой вертепного представления является история прихода Спасителя на землю, то есть Рождество Христово.

Перед началом представления Пономарь зажигает свечи, что сразу придаёт всему действу театральности и волшебства.

Первая часть представления целиком посвящена истории рождения Христа.

Появившийся Ангел возвещает о том, что родился Господь. К новорождённому Христу приходят Пастухи. Вифлеемская Звезда приводит к нему Волхвов с дарами. Они рассказывают, что ходили к царю Ироду и сообщили ему о рождении великого Царя. Ангел предостерегает Волхвов от встреч с Иродом и от рассказов ему о Христе.

Царь Ирод, боясь, что новый царь отнимет у него власть, приказывает Воину убить всех младенцев в городе. Рахиль с ребёнком на руках приходит к Ироду с просьбой сохранить жизнь её сыну, но царь не слушает её мольбы. Воин убивает ребёнка прямо на руках у матери. Несчастную женщину утешает Ангел.

К Ироду приходит Смерть. Царь просит её подождать, дать ему ещё время, но Смерть неумолима. Она казнит тирана и призывает Беса, который забирает его в ад.

Вторая часть мирская, в ней разыгрываются различные сцены из жизни людей.

По окончании действа все герои выходят для прощания со зрителями, после чего Пономарь гасит свечи.

Вертепное представление – одна из самых красивых и чудесных рождественских традиций. История, показываемая в этом спектакле, переносит зрителей на тысячи лет назад, в ту самую пещеру, над которой светит Вифлеемская Звезда и где появился на свет наш Спаситель.

Рождественский вертеп

Источник: https://arh-angel.ru/molitvy/vertep-i-vertepnoe-predstavlenie-znachenie-slova-chto-takoe-rozhdestvenskoe-predstavlenie.html

Вертепное представление на Рождество Христово

вертеп что это такое

Каждый год православный люд 7 января празднует Рождество Христово. Этот великий праздник венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына — придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли — это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Рождественский вертеп

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть. Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Важно! Среди актеров-вертепщиков существовало правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, необходимо было исполнять с особой тщательностью и они должны отличаться качеством исполнения от других фигурок.

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Рождественский вертеп из бумаги своими руками

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

О воспитании детей в вере:

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — символ рождения Спасителя.

Еще о развлечениях для детей:

  • Православные фильмы для детей
  • Православные мультфильмы для детей

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи — это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Совет! В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище.

Посмотрите видео о Рождественском вертепе

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/rozhdestvenskij-vertep.html

Вертеп – что это такое: значение слова и как выглядит рождественский, бродячий и другие виды вертепа

Многие люди хотят узнать, что это такое – вертеп и каково значение этого слова. Это театральное представление, которое существует и сегодня, потому что многие люди соблюдают устойчивые традиции. Оно не похоже на другие разновидности кукольных театров.

Рождественский вертеп

Значение слова вертеп в рождественские праздники подразумевает под собой воспроизведение сцены Рождества Христова. Для этого используются скульптуры, куклы и другие элементы искусства. Это выглядит красиво и необычно во время театрализованной сценки. Это может быть изображение, которое относится к предмету религиозного поклонения. Чтобы узнать, что такое рождественский вертеп, необходимо познакомиться с несколькими вариантами исполнения.

Интересно! Изучаем историю святых: Житие пророка Илии

Существует несколько распространенных форм:

  1. Композиция. Сцены Рождества воспроизводятся при помощи объемных фигур, кукол, которые изготавливают из различных материалов. В католических странах регулярно устраивают композиции на эту тему. Многие люди используют фигуры, которые приводятся действие при помощи скрытого механизма.
  2. Театр. Рождественское вертепное представление основывается на основании средств кукольного театра. Дополнительно принимают участие подготовленные и профессиональные люди-актеры. Такой театр получил свое распространение в Белоруссии, Польше, Украине, в некоторых регионах Российской Федерации. Чтобы организовать вертепное представление можно использовать специальный ящик, внутри которого показывают сценки с применением кукол.
  3. Живая театрализованная сценка. Персонажи – это живые люди.

Обратите внимание! Все постановки и разновидности вертепов тесно переплетаются и основываются на сюжетах из Библии, например, о Рождестве Христовом, и других событиях.

Скульптуры и декоративные композиции выставляют для всеобщего просмотра. Театральные композиции демонстрируются только в период Рождественских праздников.

Для организации композиции могут использоваться разные материалы и техники исполнения. Чаще применяются отдельные технологии, которые переплетаются с традициями определенной местности. В некоторых регионах России кукол изготавливают из дерева и керамики. Также используется бумага, металл, воск, пластмасса.

В большинстве случаев задействуются сложные методики. В неаполитанском представлении лица фигур изготавливают из терракоты, в качестве глаз применяли стекло, руки вырезали из дерева.

Для создания фигурок могут использоваться природные материалы – земля, пучки соломы, растения, чтобы изобразить окружающую природу, камень для оформления стен в пещере. Композиции украшаются еловыми ветками.

Познавательно! Уроки православия: что такое божественная литургия

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/kak-vyglyadit-vertep-i-chto-eto-takoe.html

Вертеп бывает не только театром, но и жизнью | Милосердие.ru

Вертеп — кукольный театр, где каждый год играется история Рождества и последующих событий: убийства злым царем-Иродом невинных младенцев.
В театральном кукольном вертепе все — как в любом театре. Но «от вас самих зависит, будет это спектакль или мистерия», сказано в одной пьесе Серебряного века. Таинство, то есть.

В вертепе это однажды получилось — не у артистов, а у детей, которые в годы, когда Бог был под запретом, ходили и славили Христа; а потом часть рождественской истории — избиение младенцев — продолжилась в их жизни: детей выслеживали и пытали.

О вертепе и его тайне рассказывает театральный художник, теоретик театра кукол Ирина Уварова.

Как во времена древнего Рима

Впервые вертеп я увидела в 1963 году на Львовщине, в селе Городжив. Вечер сочельника мы провели в большом крестьянском доме. В селе было холодно и тихо, в эту ночь в память о вифлеемском хлеве в сени взяли корову.

Доказательство имело вид маленькой конуры с передней стеклянной стенкой. Внутри тлел одутловатый огарок. Лежал бурый мох, и в него воткнута была плоская кукла, упрятанная в красную тряпицу. Тут же лежал Младенец-сверток, его полотняное личико было помечено тремя точками, крепко поставленными измусоленным химическим карандашом.

Тут стояли и бумажные овцы, и тот же карандаш изобразил на них прямую, как щетина, шерсть. А в самой глубине была наклеена старая открытка с пышногрудой нимфой. Ее нагие икры, кокетливо показанные из вьющихся одежд, и пышные волосы выдавали причастность к польскому сецессиону.

Это и был вертеп. Ящик этот, седьмая вода на киселе гордым и пышным сооружениям, вертепам о двух этажах, при нарядных куклах с крупными печальными лицами, вырезанными из дерева знающими мастерами, — этот городживский ящик растерял абсолютно все, но помнил главное: Христос родился.

«Христос родился — солнце сияет!» — пели мальчики. Теперь их было трое; один со звездой на шесте, другой с колокольчиком, сделанным из консервной банки. Оба при торбах, в которые благодарные хозяева бросали хлеб, орехи, яблоки, сало и городские конфеты «Ласточка».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как вылить испуг у ребенка

Три мальчика пришли в простоте душевной к другому Мальчику на день рождения, чтобы поздравить. Они уже были школьниками, а Он — Младенцем, и Ему шел Первый день. Их вертеп был воспоминанием о настоящем кукольном вертепе, замутненным обрубком исторической памяти, они — трое юных волхвов — хранителями исчезнувших воспоминаний.

Мой приятель, который привез меня сюда, сказал: «Только бы хлопцев не поймали». А их на самом деле отлавливали, как христиан во времена Рима. С любопытством разглядывал Рим свою дальнюю провинцию Иудею, откуда шла ересь. А правитель Иудеи Ирод-царь, охотясь за Младенцем и не найдя его, велел истребить всех младенцев — так сообщается в сюжете вертепной народной драмы.

В селе Городжив рассказывали, как спецбригада рыскала по следу мальчиков, что ходили с вертепом. Дети убегали. Один убежал в лес и замерз до смерти.

Другого пытал школьный учитель, входивший в бригаду охотников за детьми: скажи, кто сообщники, вы ведь по трое ходите, да и сунул пальчики преступника в дверную щель, так орехи кололи

Пальцы детские в чернилах школьной науки не могу забыть. Это они, ухватив огрызок химического карандаша, тщились изобразить свечку, что на младенца изо всех сил дышала, когда он родился.

Вернувшись в Москву, написала про праздник в селе Городжив, про детский самодельный вертеп. Только никто печатать это не решился — ни «Театр», ни «Вопросы театра», вообще никто.

«Что вы хотите, — риторически спрашивал мой друг Аркадий Белинков. — Мне вот заказали статью в Детскую энциклопедию на букву «Б» — «Библия». Только нельзя, говорят, употреблять слова: во-первых, «Бог», во-вторых, «евреи». А вы — Рождество»

Я и сейчас вижу перед собой этот короб, сохранивший, как мог, как сумел, традицию вертепа, и мох вместо соломы, и открыточную нимфу, простодушно заместившую Деву Марию — она и на кукольном театре образ нерукотворный.

Божия повесть

Родина рождественского вертепа — Западная Украина. Вертеп вышел из бурсы: семинаристы во время каникул на святках играли вертеп, правильно это называлось — ходили с вертепом, пели колядки; а за это им несли колбасу, хлеб, сладости.

Вертеп — это, во-первых, кукольный домик, как правило двухэтажный и с мезонином. Передней стенки нет, зато есть маленькие занавески на каждом этаже.

Во-вторых, вертеп — механический театр, хотя никакого особого механизма в нем нет; кукловод, скрытый за домиком, водит кукол, посаженных на штыри, снизу, по специальным прорезям в полу каждого этажа.

Столь же наивная механизация имеется и при самих куклах: солдат Ирода копьем подцепляет младенца Рахили, вытаскивает из материнских объятий, роняет с копья на пол вертепа. Смерть косой сносит голову Ироду, черт утаскивает обезглавленное тело за кулисы.

У вертепа есть своя драматургия; в основе ее — сведения о Рождении Христа, взятые из текстов двух евангелистов: Луки и Матфея. Далее развитие сюжета происходит так, как обычно в апокрифах: апокриф берет какой-либо текст какого-либо пророка и осваивает его, толкуя.

Верхний этаж отведен для Божией повести: рождество Младенца, поклонение пастухов и волхвов. Набор кукол в обоих этажах вертепа стандартен. Верхний этаж: Святое семейство, ангел, пастухи, волхвы, осел, бык. Куклы Марии и Иосифа статичны. В яслях — сверток с Младенцем; ясли (ящичек) заменяют иногда колыбелью или корзинкой. Колыбель можно качать (тогда еще одно механическое движение).

В целом же Святое семейство подается в статике, в чем свой смысл: Младенец — центр мироздания. Мир приходит в движение, к нему устремляясь.

Были и попытки выполнить куклу-Младенца в виде пупса. Но — странное дело — верхний этаж вертепа этих новаций органически не принимает. Они возникают и исчезают, не приживаясь.

Слева пастухи. Справа Волхвы. Появляются, приближаются к центру со своими подарками, сохраняя дистанцию. Подарки: ягненок, пастушьи торбы, должно быть с сыром и хлебом. У волхвов в руках что-нибудь соответствующее их царскому положению.

И главное: и пастухи, и волхвы продвигаются по своим прорезям плавно и очень медленно, в ритме замедленной съемки. С паузами. Паузы заполнены безмолвием.Вертепы нового поколения, возникшие уже после 1980 года, не могут обойтись без дополнительных эффектов.

Так, мне известен вертеп в одном театре кукол в Украине, где в ясли вместо свертка, символизирующего Младенца поместили электрическую лампочку, на современный лад материализовав тему Света.

В нижнем этаже все происходит иначе, там уже страсти вмешиваются: разгневанный Ирод отдает свой страшный приказ — горе Рахили — Смерть пришла за Иродом — Черт утаскивает его в ад.

Трагическое и комическое

Вторая часть вертепа — мирская. Что это значит? Если первая часть играет Божию повесть — вторая часть без всякой видимой связи с верхним играет какое угодно действие, главное, чтобы было весело. Его герои — всем известный петрушка, персонажи сказок, а также придуманные на ходу куклы-образы. Главный мотив — злободневность. В народном искусстве встречается такое склеивание сюжетов: комическое сменяет трагическое.

Первая часть — это трагедия! Представьте: полутемная комната, горят свечи, и вот уже Ирод замыслил свое злодейство, младенцы убиты, Рахиль плачет, и ее трагедия сопутствует радости Рождества Христа.

Почему Рождество сопровождается избиением младенцев? Потому что впереди у Младенца-Христа — Голгофа, крест. А плач Рахили о детях предваряет страдания Богородицы у креста.

Но как Христос воскреснет и восторжествует, так и царь Ирод получает возмездие — появляется Смерть и уносит его. История получает завершение.

И вот дальше начинается комическая часть, которая строится как любая народная драма. Нижний этаж вертепа отражает элемент смеховой народной культуры. Это свойственно народному гулянию, и здесь нет никакого обесценивания. Герои балагурят, разговаривают естественными голосами, смеются и паясничают.

Только, конечно же, вертеп нельзя путать со скоморошеством. Сюжеты нижней части, как правило, не закреплены: часто это народная импровизация: у тебя есть кукла коза — играй козой. Это история, которая сама зародилась и сама продолжает развиваться — редкий случай, когда ничего не спускали сверху, не рекомендовали, не пропагандировали.

Конечно, во времена гонений, например, в Городживе вторая часть вертепа была неактуальной. Вертеп играли, потому что — Рождество. Вместо службы: в храм пойти нельзя, он закрыт, вот мы играем вертеп и так помним Рождество. И преследовали не потому, что театр, а потому, что Бога славили.

Глубинное единство обеих частей вертепа при внешней их разности можно найти в презепе (presepe, ясли) — западном варианте вертепа. В презепе все происходит на открытой площади, причем каждый художник презепе воспроизводит свой собственный город: все заняты своими делами, вот прачка несет белье, торговец — свой товар, какие-то дикие горцы спускаются в деревню, и тут же, немного в глубине, — Дева Мария родила Младенца Христа.

Так подчеркивается всемирность действия, его литургичность — общность, вневременность — в смысле несвязанности Рождества какой-либо линейной хронологией, что, кстати, подчеркивает и наш тропарь: «Дева днесь (сейчас) пресущественнаго раждает».

Фото с сайта foma.ru

Рождество произошло для всех людей, оно касается судеб всех людей без исключения, которые когда-либо родятся или уже родились, оно меняет ход мира коренным образом. Но вместе с тем презепе отражает и то, что не все люди поняли, что случилось.

И кто-то может так и остаться увлеченным собственным делом, не заметив в самом центре своего города-мира — родившегося Спасителя.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/chto-takoe-vertep-i-pochemu-ego-igrayut/

Толковый словарь Даля — значение слова Вертеп

м. пещера, подземный или иного устройства скрытный притон; едва подступные овраги, тул. вертепинище ср. | *Притон, скрывище каких лиоо дурных дел. Это вертеп разбойников, а не гостинница: тут грабят. | Южн.

зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о святках, представляя события и обстоятельства рождения Иисуса Христа. Малый вертеп мой лучше Синайския горы. ный, к нему относящийся. ник м. -ница ж. житель вертепа, пещеры. истый, богатый оврагами, провалами, пещерами. ижины ж. мн. моск.

водороины во множестве, овражистые извилины; сувои, сугробы, раскаты по зимней дороге. То горб, то долина: вертепижины насижены.

Смотреть значение Вертеп в других словарях

Вертеп — вертепа, м. (церк.-слав., первонач. пещера). 1. Притон, место разврата и преступлений (книжн.). 2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении..
Толковый словарь Ушакова

Вертеп — Это слов, ныне имеющее значение «притон», происходит от старославянского вьртьпъ, обозначавшему «пещера, сад» и образованному от основы verti – «закрывать».
Этимологический словарь Крылова

Вертеп — пещера; потаенное место (устар.). 2) Место, где собираются спреступными или др. неблаговидными целями, притон. 3) Народный украинскийкукольный театр, получивший распространение..
Большой энциклопедический словарь

Вертеп — — народный украинский кукольный театр XVII—XIX вв. Слово употребляется также для обозначения трущобы, притона.
Исторический словарь

Вертеп — (старослав., первонач. значение — пещера, где, по преданию, родился Христос) — старинный укр. нар. кукольный театр. Родствен рус. петрушке, белорус. батлейке, польской шопке
Музыкальная энциклопедия

Вертеп — то же, что притон.
Сексологическая энциклопедия

ВЕРТЕП — ВЕРТЕП, -а, м. 1. Притон преступников, развратников (устар.). 2. Большой ящик с марионетками — место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты (стар.). || прил. вертепный,-ая,-ое.
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Вертеп

Источник: http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-dala/2790

Рождественский вертеп: история, значение, сценарий и устройство представления + что означает в христианском воспитании

На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Сегодня под этим словом понимается театральное, художественное или скульптурное олицетворение рождения Христа. Чаще всего действо представлено именно кукольным театром, где главные роли играют артисты из народа. Однако у слова существуют и другие значения, например, «бедное жилище».

Рождественский вертеп – неотъемлемая часть празднования православного Рождества

«Рождественский вертеп своими руками»

В этом видеосюжете показано, как сделать вертепный театр.

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Малыши, родившиеся в верующей семье, с детства учатся почитать Бога и познавать Библию. Чтобы наглядно показать малышу историю рождения Христа, дома часто устраивают вертепы, участниками которых становятся сами родители, иногда вместе со старшими детками. Такое сказочное представление помогает лучше усвоить знания, а личное участие дает возможность глубже понять смысл происходящего.

У малыша с ранних лет закладываются понятия рая и ада, он узнает об Иисусе Христе, ангелах, а также становится свидетелем того, что зло никогда не остается безнаказанным.

Рождественский вертеп играет важную роль в христианском воспитании

Рождественский вертеп имеет богатую историю. На протяжении многих веков действо вбирало традиции разных времен и народов, обретая форму, в которой мы видим представление сегодня.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/rozhdestvenskiy-vertep-3462/

Вертеп: значение слова в словаре Даля, религиозный кукольный театр, пещера, где родился Иисус

В Европе уже несколько веков существует рождественская традиция устанавливать в доме или возле дома вертеп. Детали для этого сооружения можно купить, а можно все сделать своими руками. В этой своеобразной декорации разыгрывается рождественское представление о появлении на свет младенца Иисуса.

Поскольку само действо относится к религиозной народной культуре, в России эта традиция была утрачена после революции. Ее возрождение началось в конце 80-х вместе с обновлением русской православной церкви.

В новом веке вертепное действо снова популярно. Его ставят самодеятельные и профессиональные коллективы, на большой сцене и дома — для друзей и домочадцев.

Что такое вертеп

У этого слова несколько значений, но многим современным россиянам знакомо лишь одно из них. Попробуем разобраться в тонкостях и нюансах понятия с самого начала

Происхождение слова

Вертеп — старославянизм по своему происхождению. Филологи так и не пришли к единому мнению об этимологии этого слова. Его народные значения: овраг, провал, ущелье тесно связаны со словом пещера, хотя «врьтепь» не было полным синонимом слова «пештера» и у древних славян.

Бесспорно лишь одно — сегодня считается, что его корни идут от старославянского «врьтепь» — пещера, сербохорватского «врть» — сад, огород и латинского «verti» — закрывать. Что буквально означает закрытое, укромное место, убежище.

Значение понятия

В своих знаменитых словарях и Даль, и Ожегов, и Ушаков дают несколько трактовок слова.

Вот, как толкует его Ушаков:

  1. Притон, место разврата и преступлений (книж.).
  2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.).
  3. Самое это представление (театр., этногр.).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие петр и феврония

Самое интересное, что для большинства наших сограждан, выросших в советское время, единственным было значение №1: ужасное место, где тайно собираются темные личности творить свои преступные дела. Куда же делись второе и третье толкование?

Все очень просто: светлое и праздничное значение слова «вертеп» исчезло из сознания людей во времена гонений на церковь. Антирелигиозная пропаганда привела к тому, что Рождество вместе со всем его волшебством перестало быть всенародным праздником, и его традиции были запрещены.

Сегодня хочется вспомнить о том самом пристанище, где вместе с домашним скотом укрылось от непогоды Святое семейство, где родился Спаситель и что придумали люди в память об этом великом событии.

История термина

Как и любое древнее слово, оно уходит корнями в глубину веков. Это означает, что современные исследователи могут только предполагать, догадываться, откуда взялся термин и какова его история, опираясь, в первую очередь, на письменные источники.

Первое употребление

В Библии «вертеп» употребляется четырежды и каждый раз как притон разбойников. Нас же интересует это слово, как название места, связанного с Рождеством Христовым.

Попробуем расположить вехи, связанные с историей слова в хронологическом порядке:

  1. Святой Вертеп, или Пещера Рождества, впервые упомянута в апокрифическом протоевангелии Иакова около 150 года. Автор пишет о пещере около Вифлеема как месте рождения Спасителя. Сегодня эта пещера находится под амвоном храма Рождества Христова. Там на полу начертаны серебряная звезда и надпись на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».
  2. Точной даты, связанной с первым созданием места, иллюстрирующего евангельский сюжет, не существует. По мнению исследователя Бориса Голдовского, представления рождественской мистерии появились в V веке. Именно тогда в храмах начали создавать объемные панорамы Вифлеемской пещеры с младенцем в яслях, в окружении домашнего скота, Девой Марией, пастухами и волхвами.
  3. Создание первой светской инсталляции на тему явления миру Спасителя ученые приписывают католическому святому Франциску Азсизскому, который в 1223 году встречал Рождество в селении Греччио. Как апогей праздника, он составил живую композицию рождественской истории или, как ее называют итальянцы, — «презепе» (ясли). Именно с тех пор появилась традиция устанавливать презепе не только в церквях, но и в домах верующих.
  4. Первые достоверные сведения о театрально-кукольных представлениях с рождественским сюжетом на Руси относятся к концу XVI века. Самый ранний из найденных вертепных ящиков датирован 1591 годом.

Дальнейшая судьба

Расцвет вертепов пришелся на XVIII-XIX вв. В России популярность этого действа была так велика, что к концу XVIII века в Санкт-Петербурге сложилось семейное дело: династия вертепщиков Колосовых все следующее столетие бережно хранила и передавала от отцов к детям традиции проведения спектаклей.

Представление состояло из двух частей. Первая — евангельская мистерия о рождении Спасителя. Во второй разыгрывались сатирические балаганные сценки на бытовые сюжеты.

Постепенно светское народное представление стало настолько популярным, что вертепщики начали гастролировать со своими волшебными ящиками не только на святки, но и позже — вплоть до самой масленицы.

После октябрьской революции в 1917 году вера в Бога и все, связанное с религией, подверглось гонениям: елка, святки, гулянья и вертеп, в том числе, были запрещены. Елка как атрибут празднования Нового года вскоре вернулась в дома людей, а вот вертепное действо постепенно было забыто.

Современное значение

В конце 80-х годов прошлого века, когда государство окончательно примирилось с церковью, русские фольклористы занялись поисками утраченных религиозных народных обычаев, в том числе вертепного представления.

Очень много для этого сделал исследователь театра кукол, режиссер Виктор Новацкий. Он по крупицам собрал элементы вертепной традиции, восстановил сценарий и тексты действия, вдохнул жизнь в персонажей рождественской истории.

Сегодня эти спектакли снова радуют христиан нашей страны в дни главного церковного праздника — Рождества Христова.

Работа и устройство вертепа

После окончания Рождественского поста начинаются зимние Святки. Эти дни насыщены прогностическими приметами, обрядностью, обычаями. Одним из них было вертепное действо.

Если следовать устоявшимся традициям, существует несколько форм рождественского представления:

  • вертепная композиция — объемные фигуры действующих лиц мистерии самых разных размеров, выставленные в соответствующей декорации;
  • вертепный кукольный театр — это представление в специально оборудованном пространстве (ящике) с участием музыкантов и певцов-сказителей;
  • театр с людьми-актерами, исполняющими роли всех или некоторых персонажей.

Статичная композиция «презепе» по сей день пользуется большой популярностью в Европе. А вот русскому народу всегда больше по душе было кукольное представление, рождественская мистерия, представляющая сцены из Священного Писания.

На Руси

Большой ящик-домик с двумя ярусами, внутри которого и разыгрывался спектакль, переносили из дома в дом, устраивали представление на постоялых дворах и ярмарках. Вертеп устанавливали на возвышении, зрители занимали место на расставленных скамьях, пономарь зажигал свечи и волшебство начиналось.

Самое главное — это был не просто чудесный ящик, это была модель мироздания.

Верхний ярус, мир горний, был обиталищем Святого Семейства. Нижний — дольний — показывал дворец царя Ирода и события, сопровождавшие рождение Иисуса. Там же был и вход в ад, в который проваливался поверженный Смертью царь.

Под полом каждого яруса был сделан еще отсек, закрытый от зрителя. Там находились руки вертепщика, он держал кукол за специальные штырьки и двигал их по прорезям в полу. Озвучивал персонажей, как правило, сам кукловод, меняя голос и манеру говорить.

В действе часто принимали участие музыканты, которые исполняли духовные песнопения. Музыка давала героям очень точные характеристики и насыщала представление праздником.

Традиционный состав действующих лиц был неизменным:

  1. Святое семейство: Дева Мария, Иосиф, младенец Иисус, лежащий в яслях, рядом вол и ослик, которые, согласно преданию, согревали новорожденного своим дыханием — чаще всего были статичной группой и не имели слов. Вместо фигур иногда ставили икону Рождества.
  2. Вифлеемская Звезда — одно из главных действующих лиц. Нужно было, чтобы она была заметной и красивой. Обычно, звезду делали сквозной и подсвечивали сзади свечой, чтобы она загадочно мерцала.
  3. Ангел, который возвестил о рождении Бога. В православной традиции это был архангел Гавриил.
  4. Пастухи со стадом овец. Один из них держит на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божьего.
  5. Волхвы — триединый персонаж, закрепленный на одном постаменте. Они приходят поклониться Христу и приносят ему дары: золото, ладан и смирну.
  6. Царь Ирод. В ярко украшенном «дворце» в нижнем ярусе разыгрывались его злодеяния в городе Вифлееме и последовавшее за ними наказание.
  7. Рахиль — женщина с младенцем, которая приходит к царю с тщетной мольбой не убивать ее сына.
  8. Смерть в черных одеждах, с черепом вместо головы и с косой, которой отсекает Ироду голову.
  9. Бес. По приказанию Смерти он утаскивал злодея в ад.

Согласно религиозным канонам, нельзя было создавать эмоциональное, зрелищное, рождественское представление. В нем была недопустима актерская игра. Вертепные фигурки служили лишь иллюстрацией к текстам Священного писания.

После святок духовную часть представления показывать запрещалось, оставалась только светская. Тем не менее, вертепный театр был любимым развлечением детей и взрослых, независимо от их достатка и сословия.

В современном мире

Сегодня, как и сотни лет назад, перед Рождеством в храмах устраиваются вертепные композиции. Европейские младшие школьники разыгрывают рождественскую мистерию для родителей и друзей на светской сцене. В России такие постановки (тоже силами детей) устраивают церковные воскресные школы.

Вертепные композиции могут быть весьма оригинальными, например, с настоящими домашними животными. Первая такая была устроена в 2013 году у Кафедрального собора в Пятигорске.

Еще одна национальная русская традиция — пещера, слепленная из снега. Подсвеченная изнутри, она выглядит очень таинственно.

Настоящие кукольные спектакли в вертепных ящиках, по старинным традициям и канонам, представляют многочисленные фольклорные коллективы.

Можно сказать, что и в современной России рождественские вертепные представления стали непременным атрибутом праздника.

Значение в истории

Вертеп подтвердил свое право на жизнь, пройдя более чем тысячелетний путь от времен, когда он служил своего рода Библией для простых неграмотных людей, до наших дней.

Панорамы, иллюстрирующие библейские события рождественской ночи, действительно укрепляли веру, ставили появление на свет Христа в ряд событий исключительной значимости для всех верующих.

И пусть один и тот же сюжет повторяется каждый год и все знают его наизусть — рождественское чудо, воплощенное в вертепных композициях, рождает любовь и веру.

о рожденственских мистериях

В видео представлены рождественские мистерии ансамбля «Покровского». 

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/vertep-znachenie.html

Вертеп: забытая Рождественская традиция

Вертепный театр — кукольная Рождественская драма, которую под пение псалмов вперемежку с проговариванием отдельных слов играли на ярмарках и гуляниях. Во время колядок дети ходили с вертепным театром от дома к дому, перевозя вертепный ящик (театральную ширму особой конструкции) на санях.

Устройство вертепа

Вертепный ящик — разновидность театральной ширмы высотой с человеческий рост, изготовленной специально для Рождественского действа. Кукольник стоит сзади и видит сцену через потайные отверстия в задней стенке ящика. Чаще всего его делали двухъярусным: на верхней полке происходили сцены с участием Святого семейства; а на нижней — располагались покои царя Ирода.

photo credit: booth.ru

Кукол изготавливали с деревянными или проволочными палочками снизу — держась за них, кукловод перемещал кукол по специальным прорезям в полу (их зрителям видно не было, поэтому складывалось впечатление, что куклы двигаются самостоятельно).

Чтобы кукол было видно, у края каждой из двух «сцен» устанавливали короткие свечки. Вертепщик либо сам зажигал их, либо выходила кукла с факелом-лучиной и зажигала каждую свечку. Отблески свечей играли на лицах кукол и оживляли их. Поэтому даже в современных вертепах люди, возрождающие традицию, по-прежнему используют свечи — статичный электрический свет обескровливает представление.

photo credit: booth.ru

Над вертепным ящиком устанавливали «Вифлеемскую звезду». Внутри неё была спрятана свечка, поэтому свет звезды был мерцающим.

Как возник вертепный театр

Во многих европейских странах на Рождество в церквях устанавливали ясли с фигурками младенца-Иисуса, Богородицы, пастухов, овец и быков. Эта традиция жива до сих пор — вертепы во католических странах ставят и в церквях, и даже дома.

Потом эти «инсталляции» (говоря современным языком) переросли в представления. Так стали называть и народный кукольный театр, где с помощью кукол рассказывали историю Рождества.

Как вертеп попал в Россию

В Российскую империю вертеп попал из Польши: сначала на Украину и в Белоруссию, а затем и в Россию. Его играли на городских гуляниях и ярмарках, с ним дети ходили по домам в Святки — колядовать.

В Украине и в Белоруссии традиции исполнения вертепа отличались, соответственно, и в России вертеп играли по-разному — в зависимости от того, откуда в регион пришла традиция исполнения. В Сибири вертеп играли по украинской традиции, например, а в Смоленской, Псковской и Новгородской губерниях — по Белорусской.

Играли ли вертеп в Нижнем Новгороде

На Нижегородской ярмарке вертеп тоже показывали.

В конце XIX века Н.Н. Виноградов — исследователь вертепной драмы — повстречал на Волге новгородских вертепщиков, ехавших в Нижний Новгород на ярмарку. Они прямо на палубе теплохода показывали своего «Царя Ирода».

Каждый из вертепщиков пьесу знал наизусть с незначительными изменениями (а в их варианте пьесы было на тот момент 17 сцен, из них семь — комические). Они рассказали, что в Новгороде на тот момент было несколько вертепных театров, путешествовавших по стране, заезжавших периодически и в Нижний Новгород. О нижегородских вертепщиках того времени сведений, к сожалению, нет.

Играют ли сейчас вертеп в Нижнем Новгороде

Традиция начала возрождаться в 1980-х годах. Свои вертепы делают приходские и воскресные школы и, конечно же, фольклорно-этнографические коллективы. Среди них нижегородские: молодёжный фольклорный театр «Вечёра», фольклорно-этнографический ансамбль «Птица-Жар», фольклорный ансамбль «Журалейка», фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-Цвет».

Вертеп в исполнении молодёжного фольклорного театра «Вечёра».

photo credit

В начале 2015 года в Дмитриевской башне Нижегородского кремля даже прошёл фестиваль Рождественских вертепных театров.

Вы сами можете сделать вертеп и играть его со своими детьми.

Где в Нижнем Новгороде посмотреть вертеп в новогодние праздники

С 5 по 16 января 2016 года вертеп можно будет увидеть в Нижнем Новгороде в рамках святочной рождественской интерактивной программы «Каракулька» на Щелоковском хуторе. Кроме вертепного театра в программе: пение «колядок и таусенек», святочные гуляния, зимние крестьянские игры и катания на лошадях.

Смерть царя Ирода (Рождественское вертепное действо)

А на десерт предлагаем вам посмотреть Рождественское действо в исполнении московского театра «Бродячий вертеп»: Александр Греф и Елена Слонимская стояли у истоков возрождения вертепа; Рождественская мистерия ожила во многом благодаря им.

Приятного просмотра!

Источник: http://babyfashion.me/articles/461-vertep-zabytaya-rozhdestvenskaya-traditsiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кто такие сектанты и чем они опасны

Закрыть