Воцерковление что это такое

Воцерковленный человек — что это? Отвечаем на вопрос

воцерковление что это такое

Воцерковленный человек — это действительный член православной Церкви, посещающий церковные службы не реже одного раза в месяц, регулярно исповедующийся, причащающийся, соблюдающий все церковные установления, посты и принимающий участие в мероприятиях, связанных с жизнью Церкви (крестные ходы и т. п.). Воцерковленными являются также люди, вынужденно или добровольно проживающие в местах, удаленных от православных храмов и по этой причине лишенные возможности регулярно посещать службы и принимать участие в Таинствах.

Что такое Церковь

Что значит воцерковленный? Давайте искать ответ на этот вопрос вместе. Воцерковление совершается во время Таинства Крещения. Этот обряд символизирует посвящение младенца Богу. Но можно понимать это слово и по-другому.

Корень его — слово Церковь, Тело Христово, объединение всех христиан одной конфессии. То есть воцерковление — вхождение младенца в состав этого Тела, присоединение его к большой общей Душе — Церкви.

Такое единение предполагает общность понимания основ веры, молитвенной жизни, соблюдаемых правил.

Девушка в Церкви

Воцерковленная девушка должна стремиться стать образцом целомудрия, порядочности, вежливости. Этим она косвенно ведет проповедь среди окружающих ее неверующих людей. Она чаще всего не пользуется косметикой, старается выглядеть опрятной. Одежда подразумевает скромность, вкус, меру, отсутствие всякой вычурности, вульгарности.

Хорошо, если она всегда одета так, чтобы можно было спокойно войти в храм. Иногда такое желание возникает спонтанно. Не обязательно одеваться во все черное, бесформенное. Но нужно стараться не смущать внешним видом людей, присутствующих на церковной службе.

У девушек обычно свободного времени больше, чем у замужних женщин, поэтому они часто становятся членами благотворительных организаций, волонтерами.

Что объединяет людей в Церкви

Воцерковленный человек — это православный христианин, который считает себя частью Церкви, а ее — своей жизнью, стремится жить по новозаветным заповедям. Он может быть бизнесменом, спортсменом, отцом большой семьи, но обязательно ставит во главу угла веру во Христа. Участие в службах и таинствах для него — потребность. Он должен понимать смысл происходящего в храме во время службы.

Большинство воцерковленных людей соблюдают установленные православной Церковью посты, считают необходимостью чтение определенной литературы, знают и ежедневно читают утренние и вечерние молитвы православного Молитвослова. Верующему человеку обязательно знакомо чувство духовного единения с другими членами Церкви. В праздничные дни оно особенно остро ощущается.

Людей объединяет желание разделить радость и все, что наполняет душу.

Как воцерковить другого человека

Что значит воцерковить человека? Если вернуться к символическому значению слова «воцерковление», то это значит ввести человека в Церковь. Не просто взять его за руку и подвести ко всем «сильным» иконам и мощам, не вручить ему Молитвослов, а помочь по-настоящему ощутить единство всех верующих — живых и усопших.

Он должен увидеть, что Церковь — это настоящая семья. Нельзя понимать под словом «церковь» здание для отправления богослужений. Человек, который ни с кем в храме не общается, может быть на самом деле членом Церкви, а тот, кто здоровается за руку со всеми прихожанами и причтом, может оказаться Ей чуждым.

То есть, воцерковить — значит дать понимание об основах православного вероучения, помочь сделать первые шаги в новой жизни и освоить основные церковные установления, правила поведения в храме. Это должен делать священник или человек со специальным духовным образованием.

Если за воцерковление другого человека берется простой прихожанин, он должен посоветоваться со священником. Он грамотно расскажет о том, как это правильно сделать, какую литературу прочесть.

Евангелие и творения Святых отцов — азбука Православной Церкви

Воцерковленный человек — это христианин, твердо знающий основные евангельские заповеди, знакомый с содержанием учения Святых отцов Церкви. Обязательное условие — не только знать наизусть, но ясно понимать и всей жизнью подтверждать содержание текста Символа веры. Началом знакомства с Церковью должно стать чтение и внимательное изучение Нового Завета.

Хорошо, если в этом сможет помочь священник или верующий человек, который сам тщательно изучает его. Но, к сожалению, сейчас найти руководителя в духовной жизни почти невозможно. Поэтому и нужно прибегать к молитве и помощи Святых Отцов. Тогда сам Бог становится руководителем на этом важном пути. Новичку можно начать с книги: «Добротолюбие. Избранное для мирян».

Почему именно Святые отцы? Нужно попробовать представить, что человек идет на лыжах по незнакомому лесу. Перед ним отличная лыжня, а рядом многочисленные запорошенные ответвления. Что выберет разумный человек? Хорошая лыжня — это путь, проложенный Святыми Отцами.

Они словно звонят нам с другого конца леса и говорят: «Сынок, иди по моим следам, я благополучно достиг цели». Каждый из них прошел этот путь и старательно закрепил лыжню.

Умный, конечно, смело пойдет по лыжне, глупец — станет искать свой, новый путь и наверняка поплатится за свою самонадеянность тем, что скоро заблудится.

Но чтобы верно понимать святоотеческие труды, тоже нужен помощник. Понятным для современного человека языком их учение изложил игумен Никон (Воробьев). Его книга «Письма о духовной жизни» содержит переписку с его духовными детьми, в которой на бытовом уровне изложено, как понимать и применять на деле святоотеческое учение.

Чуть сложнее, великолепным языком XIX века, это учение изложено в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова). Совсем просто и понятно труды Святых Отцов и евангельские заповеди для современного человека разъясняет профессор Московской духовной академии А. И. Осипов. Познакомиться с его пониманием можно на его личном сайте.

Что значит воцерковленный человек? Это тот, кто разделяет взгляды верных детей Церкви на основы Православия, любит и уважает ее, верит в истинность ее учения.

Семья и Церковь

Верующему человеку гораздо проще вести духовную жизнь, если в его семье все члены сознательно верят в Бога и испытывают потребность в церковном общении. Воцерковленная семья образуется, когда пару создают два верующих человека. Реже верующему мужу или верующей жене удается привлечь к Церкви свою половинку.

В каждой воцерковленной семье непременно дети воспитываются в православной вере. Норма — общая утренняя и вечерняя молитва всей семьей, чтение жизнеописаний святых за обеденным столом и, конечно, регулярное общее посещение богослужений, участие в Таинствах. Все это способствует утверждению в вере каждого из членов семьи в отдельности. Воцерковленный человек это понимает и обязательно заботится о том, чтобы все его родные стремились к духовной жизни.

Источник: https://autogear.ru/article/264/411/votserkovlennyiy-chelovek---eto-chto-takoe/

Что такое воцерковление

воцерковление что это такое

В одну из программ на православном телеканале позвонила зрительница и попросила священника дать совет, как ей, недавно воцерковленной христианке, общаться с неверующими подругами? Она теперь живет церковной жизнью, а у них совсем другие интересы.

Батюшка задал встречный вопрос: а было ли воцерковление? И почему позвонившая женщина решила, что она теперь принадлежит к особой касте людей – воцерковленных? Иногда жизни не хватает, чтобы стать настоящим христианином, не то что двух-трех лет. Ведь «храм не в бревнах, а в ребрах», сказал священник.

Так что же означает слово «воцерковление» и кто может назвать себя действительно воцерковленным христианином? Разобраться в этом нам помог благочинный Краснокутского округа, председатель дисциплинарной канонической комиссии протоиерей Александр Писларь.

– Отец Александр, так что же такое – воцерковление, чем оно определяется? Количеством лет, проведенных в храме, знанием церковной жизни, участием в таинствах или чем-то иным?

– В широком смысле слова воцерковление – это участие человека во всей полноте церковной жизни, прежде всего в таинствах Церкви. В наше время этот термин действительно понимается людьми по-разному.

Так сложилась история нашего народа, страны и Русской Православной Церкви в минувшем ХХ веке, что большее число людей, будучи формально членами Церкви, т.е. крещеными, православными христианами, не имели возможности, по понятным причинам, вести настоящую церковную жизнь. Процесс их приобщения к Церкви и называют воцерковлением.

Особенно активно он пошел в 90-е годы прошлого столетия, когда Церковь получила возможность открыто вести свою деятельность, и тысячи православных людей заполнили храмы.

Хотя мы должны помнить и церковный смысл этого понятия, которое имеет прямое отношение к крещению человека в младенческом возрасте, когда после совершения Таинства Крещения священник подносит младенца, если это мальчик, к церковным святыням алтаря с чтением соответствующих молитв. Девочек подносят к иконам иконостаса. Этот обряд тоже называют воцерковлением в узком смысле слова.

– То есть формальным?

– Да, но все-таки давайте вернемся к тому его значению, в котором мы чаще всего это слово и употребляем. Ведь люди за редким исключением приходят к вере не вдруг, не сразу, это постепенный процесс познания Бога.

Сегодня есть все возможности для получения знаний о православной вере, люди имеют возможность самостоятельно проходить внутренний духовный путь, пользуясь православной литературой, православными сайтами и телеканалами.

С Божией помощью человек преодолевает неуверенность, робость, приходит в храм, здесь получает первый опыт соборной молитвы, приступает к Таинствам Исповеди и Причастия, которое является важнейшим из всех церковных таинств.

Наверное, ключевой момент в процессе воцерковления – это когда человек почувствует действие на его душу благодатной силы. Получив такой опыт, он чувствует, как начинает меняться, как преображается его душа, ему уже не надо ничего доказывать, в чем-то его убеждать, – человек вступил на путь воцерковления. И идти по этому пути он будет всю жизнь, все больше и больше приближаясь к Богу.

– Какие этапы должен пройти человек, чтобы стать «своим» для Церкви, стать ближе к Богу? Ведь можно годами ходить в храм, а благодати Божией так и не почувствовать.

– Многовековой христианский опыт говорит о том, что именно в начале пути Господь дает особо ощутимое духовное утешение. И эти чувства, как правило, не забываются. Это самые сильные благодатные ощущение, о которых говорят все святые отцы. Бывает и по-другому, когда нужно прикладывать большие усилия, труд, чтобы начать свой путь к воцерковлению.

В любом случае, не стоит спешить с заявлением о своей воцерковленности, надо иметь духовное смирение. Я бы вспомнил евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Фарисей не сомневался в своей воцерковленности, он был полностью собой удовлетворен. Был ли мытарь воцерковлен? То, что он находился в храме и молился со всеми, тоже говорит о его воцерковленности.

Однако он понимал свою удаленность от Бога, это было причиной его скорби, сопряженной, разумеется, с глубоким покаянием.

– То есть формальное воцерковление и внутреннее ощущение приверженности себя к Церкви – это разные вещи.

– Да, именно так. И как мы знаем, вышел из храма смиренный грешник более оправданным, нежели возвышающий себя праведник, который не сомневался в своей воцерковленности.

– Часто приходится слышать, что люди, считающие себя достаточно воцерковленными, не читают Священного Писания, плохо знают евангельскую историю. Возможно ли это?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сделать так чтобы не

– Начнем с того, что люди делятся на книжных и не очень книжных. Некоторые вообще ничего не читают. Но когда мы говорим о Священном Писании, мы же ведем речь не о простых книгах, которые можно читать, а можно и не читать. Священное Писание занимает такое место в жизни православного христианина, которое никак нельзя обойти.

В те времена, когда не все люди были грамотными, они постоянно слышали священные тексты в храме, впитывали их в себя с детства и хорошо знали. Сейчас каждый может иметь дома любую духовную литературу, и это чтение, особенно Евангелия, – насущная потребность христианина. Если не питать свою душу истинной духовной пищей, она будет наполняться каким-нибудь суррогатом.

Ежедневное чтение Писания для православных христиан просто необходимо.

– Очень распространено мнение, что для христианина важно быть хорошим человеком, а посещать храм, участвовать в церковной жизни, т.е. воцерковляться, совсем необязательно.

– Да, такое мнение существует, как и рассуждения о «Боге в душе». И опять обратимся к притче о мытаре и фарисее. Если следовать логике фарисея, то ему тоже ведь Церковь не нужна. По его разумению, он и так «добрый» христианин, все внешние формальности соблюдает. И сколько в наше время так называемых православных людей, искренне убежденных, что они уже спасены, как тот фарисей. Но мы-то понимаем, насколько далек он от спасения.

Так и люди, которые заявляют, что Церковь им не нужна, и они могут общаться с Богом напрямую, без посредников, не понимают, что они даже не начали путь к спасению. Я бы сравнил их с положением больного, который не знает о своей болезни и думает, что все у него хорошо, и врач ему не нужен.

Движение к Богу начинается с видения своего гибельного положения, своих грехов. Это видение было у мытаря, когда он молил Господа: Боже, буди милостив мне, грешнику (Лк. 18, 13).

И когда человек убедится, что исцеляющую силу он получает в церковных таинствах, то Церковь навсегда станет для него духовной лечебницей.

– Может ли прихожанин, имеющий духовный опыт, помочь воцерковлению другого человека? Что для этого нужно?

– В день праздника Торжества Православия мы как раз читали Евангелие от Иоанна, где повествуется о том, как Господь призвал своих первых учеников, в том числе и Филиппа. Он позвал своего друга Нафанаила, и когда тот засомневался, Филипп сказал: Пойди и посмотри (Ин. 1, 46). Так происходит и с воцерковлением человека.

Мне один человек о себе рассказал, как он, начав молиться, не понимал смысла молитв. А батюшка посоветовал ему продолжать. И произошло чудо. Через несколько дней появилось спокойствие, ясность мысли, как будто в душе произвели уборку. Такой же действенный результат он почувствовал после первой исповеди и Причастия.

И если человек ищет спасения, то он обязательно придет в храм Божий и там найдет свой путь к спасению, как нашел свой путь Нафанаил.

– Как понять, что ты погряз в грехах и без Церкви, без помощи Божией не очистишься?

– Видение грехов – это то благо, которое Господь дает человеку в самом начале его пути к спасению. Но к этому надо стремиться, однако далеко не все хотят видеть себя такими, каковы они есть. Гораздо спокойнее жить с мыслью, что ты «не таков, как прочие люди», а гораздо лучше, как думал о себе фарисей.

Тут происходит встреча воли Божией, Который хочет спасения каждому человеку, и воли человека, который или смиряется перед Господом, соглашается с Ним, или всячески отторгает от себя волю Божию, чтобы жить спокойно и комфортно, ничем себя не утруждая. Не каждый соглашается начать новую жизнь, исторгая из себя ветхого человека.

Это подвиг, новое рождение, это крестоношение.

Вспомним еще одну притчу о блудном сыне. Когда он вспомнил о покаянии и возвращении к отцу? Когда дошел до крайней точки падения, и падать уже было некуда. Так и Господь предает нас, по слову апостола, «изнуряющим страстям», чтобы человек, потеряв все земные блага, возможно, и здоровье, пришел, наконец, в себя и вспомнил, что у него есть Отец Небесный. Но это опять-таки будет свободный выбор человека. Кто-то может и в этой последней стадии продолжать отвергать Бога и Церковь.

– Отец Александр, почему одним достаточно серьезной житейской встряски, чтобы прийти в Церковь и начать свой долгий путь воцерковления, а другие, «с Богом в душе», так и остаются за ее оградой?

– Есть некая тайна приближения человека к Богу, о которой говорит Сам Господь в Евангелии, сравнивая веру человека с зерном, которое, упав в землю, прорастает. И никто не видит, как оно растет. Умерло оно или в какой-то прекрасный день пробьется ростком через толщу земли.

Мы можем вспомнить притчу о пшенице и плевелах, ведь это тоже образ людей, которые по-разному проходят свой жизненный путь. Иногда мы думаем о человеке, что это плевел, сорняк. А потом окажется, что это был раскаявшийся разбойник, или блудница, или мытарь, подобные евангельским.

Нам, пастырям, конечно, приходится видеть, как некоторые прихожане годами ходят в храм, не сомневаются в своей воцерковленности, а некоторых вещей так и не смогли понять, и совершают грубые ошибки в своей духовной жизни. Но всегда есть надежда, что не через многолетнее хождение в храм, а через какой-то, пусть даже горький, духовный опыт они начнут по-настоящему воцерковляться.

Беседовала Ольга Стрелкова

История

Еврейская практика была основана на книге Левит (Лев. 12:1-8), в которой описывается, церемониальный обряд, который должен выполняться для того, чтобы восстановить ритуальную чистоту женщины. Считалось, что роженица остаётся нечистой из-за истечения крови или других жидкостей при родах. Этот обряд был частью церемониала, а не морального закона.

Обычай благословлять женщину после родов имеет основанием описание очищения Пресвятой Девы Марии, упомянутое в Евангелии от Луки (Лк.

2:22):»А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу.

» Принесение младенца Иисуса Христа в Иерусалимский Храм его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания.

В Католической церкви чин воцерковления был исключён из практики в 1960-е годы после решений Второго Ватиканского Собора.

В Англиканской церкви чин «воцерковления женщин» используется и в настоящее время. В Епископальной церкви чин «воцерковления женщин» после родов совмещается с презентацией ребёнка церковной общине.

Ссылки

  • Воцерковление // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
  • Рецензия на весьма критическую по отношению к РПЦ книгу Н. А. Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы», в том числе затрагивается проблема различных категорий воцерковленных.
  • Воцерковление (подборка статей)
Это заготовка статьи о православии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/chto-takoe-votserkovlenie/

Воцерковленный человек — это что такое?

воцерковление что это такое

Воцерковленный человек — это действительный член православной Церкви, посещающий церковные службы не реже одного раза в месяц, регулярно исповедующийся, причащающийся, соблюдающий все церковные установления, посты и принимающий участие в мероприятиях, связанных с жизнью Церкви (крестные ходы и т. п.). Воцерковленными являются также люди, вынужденно или добровольно проживающие в местах, удаленных от православных храмов и по этой причине лишенные возможности регулярно посещать службы и принимать участие в Таинствах, но придерживающиеся Православного христианского мировоззрения.

Что такое воцерковление? Кто такой воцерковленный человек?

Воцерковление, воцерковленность — что это такое? Это сознательная и мучительная борьба со своими грехами. О том, как она происходит — читайте в статье!

Воцерковление — что это?

По данным опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения, примерно 75% населения России считает себя православными, но из них крещены только 84%, в общих чертах знакомы с содержанием Священного писания 54%, посещают храм 17%, соблюдают посты и религиозные праздники 11%, исповедуются и причащаются 8%, носят нательные кресты 3%.

Священник Димитрий Шишкин

Словом, прибегая к актуальной терминологии, «переаттестацию» прошли бы не многие. Но в чём же причины такой беспечности?

В житейском плане мы все понимаем, что нужно соответствовать своему званию, доказывать состоятельность. Не случайно при приёме на ответственную работу требуют резюме. И всякий трезвомыслящий человек старается это резюме наполнить реальным, выигрышным для себя содержанием, особенно важным в условиях рыночной экономики и конкуренции. Цена вопроса высока – жизнь земная, достаток и благополучие семьи, стабильность и благоденствие.

А теперь представьте, что приходит устраиваться, ну, скажем, архитектором этакий разболтай в помятом костюме, небритый. И на вопрос о его резюме отвечает с ухмылкой: «Да на что оно вам? Какая разница Просто я когда-то в детстве любил складывать кубики и у меня получалось. вот я и подумал: может, мне в архитекторы податься?»

, как говорится, излишни.

Если так важно соответствовать профессиональным требованиям, если мы столько уделяем внимания своей работе, понимая, что от этого зависит наша земная жизнь, то как же истово мы должны стараться соответствовать своему званию христианина, если цена этого вопроса – вечная жизнь!

Почему-то многим кажется, что духовная жизнь — это только метафора, что-то само собой разумеющееся и туманное, некое естественное продолжение обычной, земной жизни. Что нет в этой духовной жизни ни особых задач, ни правил, ни требований. Однако это не так.

Для беспечности, для мнения о том, что спасение происходит само собой, естественным образом у нас нет никаких оснований. Более того, апостол Петр говорит: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4, 18).

Духовная жизнь созидается в нас благодатью Духа Святого при нашем добром расположении и усердии в соблюдении Божьих Заповедей. Конечно, Дух дышит где хочет (Ин. 3, 8).

И в людях далёких от Церкви действует Дух Божий, призывая человека к покаянию и святости.

Но, кроме этой «предваряющей» благодати, существует особая духовная жизнь, путь сознательного и постепенного восхождения к Богу, и этот путь возможен только в Церкви. Больше того, Церковь и создана Господом для нас – людей, для нашего спасения.

Пренебрежение благодатным опытом Церкви — это не только грех, но и роковая ошибка, гибельная для самого человека. Господь говорит, что «если кто Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Так условно названы люди, находящееся в крайней духовной опасности. Не отверженные, но сами отвергающие истину, не проклятые, но проклинающие себя своим пренебрежением к Церкви Божьей.

Воцерковленный человек — это

Вот почему с понятием духовной жизни неразрывно связано понятие воцерковлённости, то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям, которые позволяют нам не только называться, но и быть христианами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит по ком звонит колокол

Источник: https://www.pravmir.ru/chto-takoe-vocerkovlennost/

Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало — катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация — изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Православный храм

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека «воцерковиться» означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить — стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

  • святость;
  • апостольность;
  • единство;
  • соборность.

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

О христианской жизни:

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Христианская жизнь

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство — непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы.

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога — познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление — это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами, постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

  • Для понятия основ Православного вероучения следует регулярно читать Святое Писание, Библию, предания и послания святых. Познавая подвиги веры истинных христиан, живущих по законам Божьим, умирающих за веру, православные верующие приобретают образец для своего возрастания в познании Благодати Отца, Сына и Святого Духа.

Библия, Священное Писание

  • Приобретение веры, православия не заключается только в ношении нательного крестика и посещении храма по воскресеньям и великим праздникам, а в жажде обновления общения со Святой Троицей, Богоматерью и всеми святыми.
  • Только познав Благодать Святого Духа, Божественную энергию, наполняющую людей во время Божественных Таинств, человек приобретает силу исполнить вторую заповедь Христа. (Иоан. 13:34).

Почувствовать Благодать нелегко, для этого нужно вникать в учения, в Писания, воцерковиться с теми людьми, которым Бог даровал радость общения в Святом духе. Одной из святынь в Церкви является святая вода, которая может храниться много лет после освящения и не менять свою структуру.

Воцерковление невозможно без познания Таинств Церкви. В каждом из них христиане принимают участие:

  • Без Крещения человек не войдет в царство Божье. (Иоан. 3:5), сам Спаситель принял Крещение, чтобы показать пример послушания всем своим ученикам.

Крещение

Если человек принимает Таинство крещения во взрослом возрасте, то порой говорят, что он второй раз рожденный. Новоцерковному человеку дается новое имя и ангел-хранитель на Небесах, что является великой Благодатью.

  • Только православные верующие имеют Благодать принять Миропомазание, смысл которого заключается в запечатывании Дара Святого Духа. (Иоан 20:22-23)
  • Каждому христианину Бог даровал Таинство Покаяния, во время которого человек, осознавший свой грех, от него отрекается, получает освобождение. Этот грех уже не будет записан в Книгу Жизни.
  • Причаститься к Святой крови Иисуса и принять жертву распятия на кресте через принятие вина, прообраза Крови Спасителя, и хлеба, как образ ломимого за людей тела, помогает Таинство Причастия.

Создавая семьи, православные проходят через таинства Брака, в последние дни жизни имеют Благодать участвовать в Таинстве Соборования.

Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

О церкви:

Воцерковление женщины после родов и еще некрещеного ребенка

Женщина после родов, рождения ребенка на сорок дней отделяется от Церкви ввиду своей физической нечистоты. Ребенок, проживший 9 месяцев в лоне матери, является с ней единым целым.

Как православная мать принадлежит Церкви, так и младенец является Ее частицей, после воцерковления они будут приняты в Церкви, которая станет и матерью, и семьей.

По молитве священника происходит возвращенине молодой матери в лоно Церкви, которая принимает в лице младенца еще одну Свою частичку, дитя.

Молитвы роженице по истечении сорока дней

Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим, Твоею волею спасл еси рабу Твою (имярек), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн.
И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрствуй, яко Ты привел еси е и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света, во время еже определил еси: и сопричтется Святому Твоему стаду

Сам и ныне, сохраняяй младенцы, Господи, благослови отроча сие, вкупе с родители и восприемники его, и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Молитва при крещении ребёнка

Воцерковляется раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Во-первых: «врата». Крещение как вступление в Церковь и в ней — в новую жизнь Царства Божия. Также вводит ее во храм, глаголя: Внидет в дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.

После входа: сама жизнь Церкви предстает как восхваление и поклонение, как «радость, мир и праведность» Царства. И входит посреде храма, глаголя: Посреде Церкве воспоет Тя. И, наконец: Церковь сама как шествие и восхождение к небесному Царству, конечному исполнению всей жизни в Боге.

Также вводит пред дверьми жертвенника

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/votserkovlenie-v-pravoslavii.html

Воцерковленный человек – это что такое? Добавить свою цену в базу Комментарий. Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковленный»

отвечает протоиерей Андрей Милкин

Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – . Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью.

Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь.

И при первой же возможности он прибегает к Таинствам исповеди и причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, Воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично.

Невоцерковленному же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.

Воцерковление, воцерковленность – что это такое? Это сознательная и мучительная борьба со своими грехами. О том, как она происходит – читайте в статье!

Воцерковление – что это?

По данным опроса, проведённого , примерно 75% населения России считает себя православными, но из них крещены только 84%, в общих чертах знакомы с содержанием Священного писания 54%, посещают храм 17%, соблюдают посты и религиозные праздники 11%, исповедуются и причащаются 8%, носят нательные кресты 3%.

Священник Димитрий Шишкин

Словом, прибегая к актуальной терминологии, «переаттестацию» прошли бы не многие. Но в чём же причины такой беспечности?

В житейском плане мы все понимаем, что нужно соответствовать своему званию, доказывать состоятельность. Не случайно при приёме на ответственную работу требуют резюме. И всякий трезвомыслящий человек старается это резюме наполнить реальным, выигрышным для себя содержанием, особенно важным в условиях рыночной экономики и конкуренции. Цена вопроса высока – жизнь земная, достаток и благополучие семьи, стабильность и благоденствие.

А теперь представьте, что приходит устраиваться, ну, скажем, архитектором этакий разболтай в помятом костюме, небритый. И на вопрос о его резюме отвечает с ухмылкой: «Да на что оно вам? Какая разница Просто я когда-то в детстве любил складывать кубики и у меня получалось. вот я и подумал: может, мне в архитекторы податься?»

, как говорится, излишни.

Если так важно соответствовать профессиональным требованиям, если мы столько уделяем внимания своей работе, понимая, что от этого зависит наша земная жизнь, то как же истово мы должны стараться соответствовать своему званию христианина, если цена этого вопроса – !

Почему-то многим кажется, что духовная жизнь – это только метафора, что-то само собой разумеющееся и туманное, некое естественное продолжение обычной, земной жизни. Что нет в этой духовной жизни ни особых задач, ни правил, ни требований. Однако это не так.

Для беспечности, для мнения о том, что спасение происходит само собой, естественным образом у нас нет никаких оснований. Более того, апостол Петр говорит: «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4, 18).

Духовная жизнь созидается в нас благодатью при нашем добром расположении и усердии в соблюдении Божьих Заповедей. Конечно, Дух дышит где хочет (Ин. 3, 8).

И в людях далёких от Церкви действует Дух Божий, призывая человека к покаянию и святости.

Но, кроме этой «предваряющей» благодати, существует особая духовная жизнь, путь сознательного и постепенного восхождения к Богу, и этот путь возможен только в Церкви. Больше того, Церковь и создана Господом для нас – людей, для нашего спасения.

Пренебрежение благодатным опытом Церкви – это не только , но и роковая ошибка, гибельная для самого человека. Господь говорит, что «если кто Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Так условно названы люди, находящееся в крайней духовной опасности. Не отверженные, но сами отвергающие истину, не проклятые, но проклинающие себя своим пренебрежением к Церкви Божьей.

Воцерковленный человек – это

Вот почему с понятием духовной жизни неразрывно связано понятие , то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям, которые позволяют нам не только называться, но и быть христианами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему кириллица а не мефодица

Источник: https://heatting.ru/electricity/vocerkovlennyi-chelovek-eto-chto-takoe-dobavit-svoyu-cenu-v-bazu/

Хочу воцерковиться. С чего начать?

сайт Горловской и Славянской епархии

Первые шаги на пути воцерковления бывают сложны, потому что новоначальным христианам многое в Церкви кажется непонятным, чужим и даже страшным. К кому обратиться с вопросами? Как получить возможность пообщаться со священником? Как и сколько молиться? Протоиерей Андрей Байков, клирик Богоявленского кафедрального собора Горловки, рассказывает, что нужно предпринять, чтобы воцерковление привело к глубокой и осознанной жизни в Церкви.

Какие вопросы себе задать?

Человеку, который хочет воцерковиться, прежде всего нужно обратиться к истокам, к своему прошлому. Важно знать, крещён ли он, кто его крёстные родители. Каждый из нас носит имя православного святого — своего небесного покровителя. У него есть своя история, жизнеописание — мы называем его житие.

Это житие нужно прочитать обязательно.

По мере ознакомления с ним у человека обязательно возникнет множество духовных и практических вопросов: можно ли достичь подобной святости? Не сказка ли это? Как мы связаны с невидимым миром Бога и святых? Все эти вопросы нужно задать священнослужителю при живом общении с ним.

Воцерковляться самому по какому-то учебнику или книге сложно, а порой и опасно. Дело в том, что сейчас много ложных религиозных течений, которые так или иначе предлагают свои учения под видом идей добра, мира и всеобщего счастья. Человек до прихода в Церковь обычно так себе и представляет духовные ценности. Но часто за этими красивыми словами кроются вещи, которые могут нанести серьёзный духовный вред. Во избежание таких ошибок нужно живое общение со священником.

Как «поймать» священника?

Сейчас все священники в конце каждого богослужения дают объявления о том, какие службы будут совершены в храме в течение недели. По этому объявлению, как по дорожной карте, и нужно ориентироваться.

В храме у любой свечницы или человека в облачении можно спросить, в какое время заканчивается Божественная литургия (утром) или вечернее богослужение. Если к священнику подойти после окончания службы, ему будет проще найти время для беседы с вами.

Особенно удобно подойти для беседы после вечерней службы.

Не нужно ничего бояться! Отвечать на вопросы новоначальных — прямая задача любого священнослужителя. Не представляю среди них такого, кто отказал бы во внимании воцерковляющемуся человеку.

Что почитать?

Многие боятся напрямую обратиться к священнослужителю со своими вопросами. Чтобы избавиться от этого страха, можно немного подготовиться теоретически. Взять книги «Азы православия», «Духовные посевы» или «Закон Божий» в изложении для семьи и школы и читать начальные тезисы о нашей вере.

Кто такой Иисус Христос? Зачем Он пришёл в мир? Каким образом раздаёт Себя в виде Тела и Крови во время причастия? Это фундаментальные вопросы. Когда человек озадачится ими, ему всё-таки придётся обратиться к священнику и поговорить с ним. Найти время для этого необходимо.

Когда человек придёт с книжкой, в которой карандашиком отмечены непонятные места, любой священник уделит ему время и поможет понять самое главное: что Глава Церкви — Христос, Он пришёл, чтобы спасти человечество. Что Исповедь, Причастие и другие таинства, которые совершаются в Церкви — это не страшно.

Все они — для нас, и даже он, человек пока ещё невоцерковлённый, может прийти, исповедовать свои грехи и причаститься — если крещён, конечно.

Ещё один способ воцерковиться — это посещение святых мест, то есть мест особого явления Божией благодати. Однако я больше склоняюсь к первому способу, потому что мирские люди не всегда осознают, что такое мощи, иконы и другие святыни храмов и монастырей, в которые они приезжают.

Как и сколько молиться?

Порой люди невоцерковлённые решают, что могут сами определить для себя молитвенное правило, но тут есть опасность, с одной стороны, не молиться вообще, с другой — наложить на себя бремена неудобоносимые. Для определения размеров правила в первую очередь надо обратиться к священнослужителю. Он порекомендует молитвы, которые не только наполнены смыслом, но и богодухновенны — с таких начинается утреннее и вечернее правило. Они дают не столько информацию, сколько духовные силы.

Как младенцу мы предлагаем сначала молоко, а потом твёрдую пищу, так и новоначальному — духовному младенцу — нужно предложить молитвы, которые безусловно усваиваются душой. Только спустя время можно перейти к длинным канонам и последованию ко Причастию: когда он уже поймёт, что молитва — это прямое общение с Богом, Божией Матерью и святыми.

Участвовать ли в таинствах?

Нужно стараться сподвигнуть себя к исповеди и причастию Святых Христовых Таин, потому что это чудесным образом даёт духовные силы. Тогда человек действительно начнёт воцерковляться, и это будет видно и ему самому, и священнику.

Уже не страшно пойти на исповедь, приложиться к иконам, попросить помощи у Матери Божией, взять благословение. Он начнёт жить не только физическими понятиями и мерками, мир для него расширится.

Воцерковлённый человек становится нужным не только на работе и в семье, но и членам семьи православной, Глава которой — Христос.

Внутреннее воцерковление надо продолжать всегда. Нужно стремиться всё время считать себя недостаточно просвещённым, недостаточно понявшим Бога. Если человек найдёт в своей жизни время, проявит искреннее желание понять, что такое Церковь и Кто такой Христос, то Господь всегда откроет ему Себя.

Записала Екатерина Щербакова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/hochu-vocerkovitsya-s-chego-nachat

Что такое воцерковление. Условные этапы воцерковления

Много людей крещеных, еще больше верующих, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало, а еще меньше правильно воцерковленных. Храмы в воскресенье довольно слабо загружены, что является основным подтверждением низкого процента воцерковленности населения.

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

Стать «Своим», стать ближе к Богу

Воцерковленный человек — это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека — это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы.

Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе. При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный.

Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее.

Дело в том, что у духовного наставника, на мой взгляд, должен быть правильный подход к конкретному человеку, нужно человеку рассказать, пояснить, а решение он принимает самостоятельно и дальше виноватых не ищет, потому как решение принимал самостоятельно, так как это его жизнь и человек абсолютно свободный.

Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Первый этап

  1. Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

  2. Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

  3. Первая Исповедь и первое Причастие.

  4. Вновь пропали из храма до поры до времени

  5. Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

  1. Посещение воскресных богослужений.

  2. Более регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Интерес к богослужению.

  4. Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

  1. Разгар максимализма — все по жестким правилам. Неофитство.

  2. Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

  3. «Все неправильные — я правильный».

  4. Утренние, вечерние молитвы.

  5. Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

  6. Регулярные Исповедь и Причастие.

  7. Очень много вопросов к священнику.

  8. Паломничество.

  9. Взлеты и падения.

Четвертый этап

  1. Первые разочарования.

  2. Нежелание исповедоваться, причащаться.

  3. Возможны обиды, разочарование во священнике.

  4. Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

  5. Остановка духовного роста и духовное падение

  6. Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

  1. Остановка. Переосмысление.

  2. Поиск своего прихода

  3. Поиск постоянного, внимательного священника — духовника.

  4. Духовный рост.

  5. Элементы неофитства все еще присутствуют.

  6. Наработка молитвенных навыков.

Шестой этап

  1. Нахождение своего прихода и духовника.

  2. Регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Появляется желание помочь приходу.

  4. Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

  5. Взлеты и падения.

Седьмой этап

  1. Усвоение основ христианской жизни.

  2. Грамотный пост, более грамотная молитва.

  3. Более грамотная духовная жизнь.

  4. Стабилизация отношений в семье и обществе.

  5. Исповедь, Причастие

  6. Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особенностей у конкретного человека.

Многое зависит от того, удалось ли победить свое «я» и навести порядок в себе, своей семье и так далее, если нет, то ничего существенно более положительного происходить не будет, пока человек не победит свое «я».

Да и, честно сказать, описанные выше этапы настолько условны, что описывались они лишь для того, чтобы читатель смог понять что-то, что, возможно, переживает он сейчас. Это лишь новый этап, и до конечного воцерковления произойдет много событий и пройдет некоторое время. Порой время, желание и решимость исправления с помощью Божией, покаянием и причастием — это то, что является основополагающими факторами при изменении себя.  

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/votserkovlyaemsya/chto-takoe-votserkovlenie-uslovnye-etapy-votserkovleniya/

Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек — 1 Православный.ру

  • В чем смысл воцерковления
  • Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви
  • Воцерковление женщины после родов и еще некрещеного ребенка

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало — катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Что делать если упала икона

Закрыть