Зачем ходить в музей

Как ходить в музей: практические советы

зачем ходить в музей

Трудно воспарять душою к небесам, когда твое тело испытывает дискомфорт, так только йоги умеют. Если вы планируете посетить крупную выставку или постоянную экспозицию (то есть провести в музее больше одного часа), прежде всего позаботьтесь о себе и о собственном самочувствии. Рекомендации те же, что и для туристов, любителей пеших прогулок: обувь должна быть удобной, не натирать, и никаких высоких каблуков!

Если есть возможность, положите бутылочку с водой в сумку (но не пейте в залах с картинами — только в коридорах. Но имейте в виду, что в некоторых музеях ее всё же могут отобрать).

Во время долгой экскурсии взбодриться поможет заначка из шоколадок или леденцов в кармане. А вот алкоголь — табу: он мешает сосредоточиться и лишает самоконтроля, который так нужен посетителям музеев (особенно при общении с современным искусством).

Не стесняйтесь делать паузы: подкрепитесь в музейном кафе — и снова возвращайтесь к экспонатам.

«Когда я веду группу по музею, то прошу своих слушателей каждые 20–30 минут делать перерыв — присесть на банкетки, которые всегда стоят в залах. Надо отдыхать до того, как человек почувствует себя утомленным. Усталость мешает понимать искусство, не допускайте ее. Один из способов снять напряжение — массаж ушей и затылочной части головы.

Опыт показал, что не стоит тратить больше четырех часов, какой бы ни была экспозиция. (Впрочем, в компании знатоков можно пропасть хоть на сутки.) Запланировать лучше один музей в день. Если же это небольшие галереи и вы хотите посетить два, то разделите их обеденным перерывом в уютном ресторанчике».

Будьте предусмотрительны

При планировании визита в музей изучите календарь. Например, не стоит соваться в Третьяковскую галерею в дни зимних школьных каникул: вас просто затопчут маленькие мамонты. Если вы в исламской стране — проверьте, когда Рамадан и как к с ним связана ваша заветная цель.

Помните, что крупные музеи продают онлайн-билеты на фиксированные сеансы (и на выставки, и на постоянные экспозиции).

Постарайтесь не вляпаться в какую-нибудь хитовую историю (вроде пресловутой «очереди на Серова»), а если вы именно к этому и стремитесь, то хотя бы будьте морально готовы к толкотне.

Во многих странах музеи предпочитают устраивать выходные по понедельникам, и, если вы собираетесь в галерею на другой конец города, лучше проверить на сайте график работы, чем грустно куковать под запертой дверью.

Возможно, в этот день здесь вообще закрыты все музеи, и вам попросту некуда податься в вашей культурной программе — тогда ищите действующий храм подревнее, там тоже обычно красиво.

Источник: https://knife.media/museum-instruction/

Как правильно ходить в музей: интервью с Сати Епремян

зачем ходить в музей

Автор блокнота «Мои музейные заметки», научный сотрудник музея и блогер Сати Епремян о том, почему музеи созданы для детей и всех, кто помнит, как ими быть

Однажды на выставке поп-арта в «Перинных рядах» я уставилась на ширинку Мика Джаггера. Это была обложка для альбома Sticky Fingers группы Rolling Stones от Энди Уорхолла. Кажется, ширинка была совсем не Мика, но это неважно. Молния на ширинке свободно расстегивалась и застегивалась, нещадно царапая пластинку, и один из треков из-за этого невозможно было проиграть. Всю первую партию Sticky Fingers пришлось списать и развесить по музеям. Как символ.

Давайте признаем. Царапина на дорогостоящей пластинке ради прикола — это глупо. Писсуар посреди экспозиции — это бред. Консервная банка на постере — я вас умоляю.

Искусство — это вообще не про взрослый рациональный мир.

БОМБОРА выпускает блокнот «Мои музейные заметки». Этот блокнот советует на время выбросить из головы, что вы — взрослая начальница или отец четверых детей.

Пока вы в музее, вы — ребенок. Присядьте в зале перед картиной, составьте саундтрек к выставке, приклейте на страницу с воспоминаниями смешной стикер в стиле «Страдающего Средневековья» и нарисуйте скетч!

Автор блокнота — инстаграм-блогер @museums_4_all Сати Епремян.

Мы поговорили с Сати о том, как научиться профессиональному ребячеству, зачем нужно искусство и почему иногда нагуглить произведение лучше, чем пойти смотреть на него вживую.

Для чего ходить в музей?

Многие люди думают, что музей — это строгие бабульки-смотрительницы и шкафы, в которых нужно оставлять свои вещи. А на самом деле, огромную часть музея мы даже не видим. Каждый день здесь делаются научные открытия! И вы тоже можете делать — свои личные. Мне искусство очень помогает познать себя.

Мой блокнот рассчитан на поход в музей родителей с детьми или просто взрослых, которые решили взглянуть на искусство с точки зрения детей, получить от этого удовольствие и записать потом свои впечатления.

А зачем записывать впечатления в блокнот, когда можно рассказать о них в соцсетях? там же все увидят, какая я молодец, сходила в музей

Сейчас, конечно, все можно просто написать в инстаграм или в заметках телефона. Но это не заменит бумагу. Вы же знаете, только «рукописи не горят». Это как с фотографиями. Мы можем хранить их на жестком диске, но бумажные фотографии — это другие тактильные и визуальные ощущения. К тому же, например, у меня мысль на бумаге льется совсем иначе, чем когда я печатаю на клавиатуре. Да и скетчи гораздо приятнее делать карандашами и другими «офлайн» предметами.

Я уверена, что совсем скоро человечество устанет от того, что все ушло в онлайн, и начнет с новой силой ценить то, что можно «пощупать».

Сколько времени нужно отвести на один поход в музей?

Я хожу в музеи часто, но провожу в них не больше часа. Если у вас нет возможности вернуться или билет слишком дорогой — тогда делайте перерывы, заходите в буфет, отвлекайтесь. Не устраивайте из похода в музей марафон. Иначе никакой пользы от этого не будет.

Я не считаю, что если мы пришли в музей с ребенком, то должны выучить все названия картин и имена художников. Мы изучаем атмосферу, цвета, мазки. Ведь главное — найти то, что тебе нравится, и получить от этого удовольствие.

Гуглить Да Винчи вместо того, чтобы ехать в Лувр — это нормально?

К возможности нагуглить любое произведение искусства, онлайн-музеям и 3D-турам я отношусь просто отлично. Иногда лучше исследовать Мону Лизу на экране компьютера, рассмотреть все мазки и прочитать про нее все, что душе угодно, чем выстоять в очереди 2 часа и увидеть ее силуэт издалека за тремя стеклами.

Но у оригинального произведения есть своя энергетика. Это как с книгами — я вот, например, не могу читать электронные книги, только бумажные. Смотреть на оригинал — это совсем другое, нежели смотреть на экран. К тому же, если это не такие великие шедевры, как Мона Лиза, то они, скорее всего, не будут тщательно отсканированы. Лучше посмотреть на них вживую, подумать, как это сделано, найти подпись автора — ведь это все ужасно интересно!

«Ожившие полотна» и другие мультимедийные выставки — это адекватная замена музеям?

В принципе, ничего плохого в этом формате я не вижу. Это неплохое времяпровождение — полежать, послушать музыку, посмотреть на красивый видеоряд.

Но в текстах на таких проектах очень много ошибок — видимо, информация берется из Википедии. К созданию «Живых полотен» не привлекаются профессиональные кураторы и искусствоведы, их делают любители. Поэтому ходить туда можно разве что для атмосферы.

Вы учились на эксперта по оценке ценности произведений искусства. Как отличить оригинал от подделки?

Обычно у людей, которые специализируются на оценке произведений определенного периода, уже натренировано чутье — они могут просто посмотреть и сказать, подделка это или нет. Но чтобы доказать свою правоту, они делают рентгенографию, ультрафиолет, оценку дерева. По дереву очень легко узнать, сколько ему лет. Мастера подделок об этом знают и часто усложняю экспертам задачу, находя дерево того самого периода, когда творил подделываемый автор. Поэтому работа по оценке требует времени.

Еще у произведения должен быть провенанс — документированная история происхождения, и ее тоже нужно проверять на достоверность.

Стоит ли объяснять ребенку современное искусство?

С маленьким ребенком 4-5 лет лучше поискать цвета или закрыть табличку с названием и придумать произведению новое. Не нужно раскрывать весь символизм абстракции: «Вот этот красный пирог — символ коммунизма, а тут можно увидеть серп и молот». К этому он придет сам, но чуть позже. задача похода в музей с детьми — оставить у них впечатление, что музей это интересно, и помочь развить художественный вкус.

Подробнее о блокноте «Мои музейные заметки»

Источник: https://bombora.ru/blog/intervyu/kak-pravilno-khodit-v-muzey-intervyu-s-sati-epremyan/

Как ходить по музеям и получать от этого удовольствие

зачем ходить в музей

Юлия Скрипник

Как часто вы ходите в музеи? Музеи — это настоящие кладовые эмоций, чувств, знаний. Давайте сразу внесем ясность: художественные музеи существуют для вас — да, для вас.

Не только для школьников на экскурсии, не только для пожилых людей с абонементом, не только для снобов, ученых или эрудитов. Они существуют для вас. Для всех. У вас есть стопроцентное право там находиться. Никаких «если», «и» или «но».

Прочитайте эти советы, и вы будете получать максимальное удовольствие от походов в музеи и галереи.

Искусство — это волшебство

Исследования показали, что созерцание произведений искусства стимулирует, помимо всего прочего, двигательную кору — ту часть вашего мозга, которая контролирует движения вашего тела. Когда вы смотрите на объект искусства, вы не просто видите его или думаете о нем, вы чувствуете его всем своим существом. В буквальном смысле:

Вы откликаетесь на произведение искусства всей душой и всеми клетками, оно воздействует на ваши чувства, разум, эмоции и даже на ваше физическое тело.

Зайти в художественную галерею — это как провести урок в переполненном классе: каждый ребенок требует вашего внимания; каждый хочет, чтобы вы послушали, что он хочет сказать. И все картины хотят рассказать о миллионе вещей: о любви, о религии, о процветании, власти, статусе, технической виртуозности и умении показать себя, о глубокой духовной борьбе и неудачах, о фантазии, волшебстве, свете, тени, перспективе, отчаянии, и о многом-многом другом.

Итак, вот простые советы, которые помогут вам влюбиться в картины, музеи и галереи.

1. Выберите подходящее время

Воспользуйтесь гуглкартами, чтобы узнать, когда в музее меньше всего народа. Для этого найдите в картах нужный музей и промотайте до раздела «Популярное время». Так, например, выглядит распределение народа в Лувре в воскресенье.

Отправляйтесь туда к 9 утра, и весь Лувр будет в вашем распоряжении, без толкотни и шума. Ради интереса найдите на карте музей в вашем городе, куда вы хотите сходить.

2. Читайте таблички

Как вы, вероятно, знаете, в большинстве музеев на стенах висят таблички, на которых можно найти основные (а иногда и подробные) сведения о том, на что вы смотрите. Вы можете узнать год, когда была создана картина или скульптура, историю создания и смысл.

3. Возьмите аудиогид

Многие музеи предлагают аудиотуры, чтобы, гуляя по музею, вы могли прослушать информацию о произведениях искусства. Возможно, вы захотите пройти экспозицию дважды: сначала читая подписи на стенах или слушая аудиогид, чтобы получить информацию, и во второй раз — используя недавно полученные знания, чтобы лучше понять увиденное. Или сначала получить чистое, непосредственное впечатление от искусства,а потом подкрепить его обретением новых знаний.

Суть в том, что нет правильного способа. Поступайте так, как считаете правильным.

Каждый раз, когда вы идете в музей, выбирайте один или два зала и подольше любуйтесь каждой картиной, прежде чем перейти к следующей. Вы можете заходить в залы практически наугад. Не стоит беспокоиться о том, чтобы выбрать лучшие или самые интересные картины, потому что постепенно вы обойдете все. У вас есть столько времени, сколько требуется.

Просто остановитесь напротив какой-нибудь картины, смотрите на нее в течение хотя бы одной минуты и попробуйте понять, что вы чувствуете.

Если музей большой, возьмите план экспозиции, выберите несколько картин, которые вы обязательно хотите увидеть, и спланируйте маршрут так, чтобы по очереди посмотреть каждую из них. К счастью, по пути от одной Действительно Известной Картины до другой вы пройдете мимо многих и многих удивительных произведений и сможете насладиться и ими тоже. Бонус!

5. Доверьтесь себе

Только вы можете знать, действует ли на вас произведение искусства. Только вы знаете, что вам нравится. Только вы знаете, что приносит вам удовольствие. Только вы знаете, что заставляет вас думать, чувствовать и видеть.

Доверьтесь себе. Доверьтесь своим чувствам. Доверьтесь своей способности формировать и взращивать, развивать и создавать собственный вкус.

Имейте мужество сформулировать для себя, что вы любите и что не любите. Имейте мужество бросить себе вызов и расширить свои горизонты. И, в конечном счете, имейте мужество быть самому себе законодателем вкусов. Даже если у вас не хватает слов для того, чтобы объяснить, почему вам нравится то, что нравится, вы тренируете свой мозг любить то, что ему нравится, и знать, что ему нравится. И вас можно за это только похвалить!

6. Поставьте себя на место художника

Представьте себе, что вы могли бы позвонить кому угодно по волшебному видеофону. Вообще кому угодно. Живому или умершему. Знаменитости или затворнику. Умному, смешному, мечтательному, сумасшедшему. И вы могли бы спросить этого человека, какой была или какой является для него жизнь. Как он видел мир. И все, кому вы позвоните и спросите, ответят вам.

Они расскажут и покажут вам, каково это — быть ими, откроют вам саму свою сущность. Знаете, что здесь описано? Созерцание произведений искусства. Когда вы смотрите на чье-то творение, вы видите реальность того человека, который его создал. Задумайтесь об этом, и у вас не останется сомнений: этот человек был так же реален, как и вы сами.

Встаньте перед произведением искусства и подумайте, какими видел вещи художник, как он воспринимал мир. Поразмышляйте о его личных впечатлениях и о том, как они превратились в картину или скульптуру.

7. Смотрите на людей

Это может показаться очень странным, но это полезно. Иногда вместо того, чтобы смотреть на картины, интересно посмотреть на людей, которые смотрят на картины. В следующий раз, находясь в музее или в каком-то другом месте, где люди любуются произведениями искусства, отступите на шаг и немного понаблюдайте.

Обратите внимание на возраст и типы людей, которых привлекают разные жанры изобразительного искусства. Присмотритесь и увидите, что каждый по-своему ведет себя в музее: ходит, останавливается, начинает движение, замедляется, стоит, протискивается. Кто останавливается и долго вглядывается в картину? Кто, казалось бы, вообще ни на что не смотрит? Кто чаще смотрит в телефон, чем на картины? Кто не может замолчать? Кто бежит вперед? Кто плетется сзади?

Наблюдайте, но не судите никого. Все люди разные, и это неплохо. Если кто-то быстро проходит зал, это не значит, что у него нет своего личного замечательного опыта взаимодействия с искусством. Подумайте о том, что в момент встречи с искусством важно лично для вас.

8. Прислушайтесь к разговорам

Среди посетителей могут быть: а) экскурсоводы, б) профессионалы в области искусства, в) личности с необычными взглядами и вкусами. И разговоры всех этих людей, стоящих перед картиной рядом с вами, весьма интересны и занимательны.

Как-то я забрела в музей Ван Гога в Амстердаме, и возле одной картины услышала, как экскурсовод описывал, чем эта картина удивительна. Я бы не остановилась около нее надолго, она мне показалась обычной. Но экскурсовод сказал: «Вы видите какое небо? Оно зеленое».

«И правда, зеленое, как я могла этого не заметить?!»

Множество прекрасных полотен висят на стенах. Прямо сейчас. Позвольте искусству проникнуть через ваши глаза и оставить отпечаток в вашем мозге. Начните видеть красоту, и радость по крошечным капелькам будет заполнять ваше сердце.

По материалам книги «Как искусство может сделать вас счастливее».

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/11/23/kak-xodit-po-muzeyam-i-poluchat-ot-etogo-udovolstvie/

Зачем театру идти в музей

22 июня 2017 года в ГИТИСе прошла традиционная защита театроведческих дипломов. Один из них открыл тему, до сих пор остававшуюся вне поля зрения театроведов. Название диплома – «Театральный музей как новое пространство диалога искусств».

Автор – сотрудник музейного-выставочного отдела Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Катерина Вахрамцева. ТЕАТР. предлагает для знакомства с этим, на наш взгляд, важным и своевременным текстом два фрагмента.

Один из них написан по академическим канонам, а второй – манифест театрального музея.

Типология театральных музеев

Сразу стоит оговориться, что собрание любого театрального музея – это синтез самых разных вещей, как и театр – синтез искусств. Это документы, фотографии, эскизы костюмов и декораций, макеты, уже пошитые костюмы, сохранившаяся бутафория, личные вещи, дневники – список можно длить, длить и длить.

Все эти вещи по отдельности представляют собой сомнительную ценность, но при грамотном экспонировании и правильных комбинациях они должны создавать в голове посетителя спектакль, театр, актрису – так, как это происходит в зрительном зале. Сегодня как в России, так и за рубежом функционирует огромное количество театральных музеев.

Все они в большинстве своем делятся на три основных типа:

          • музей театра;
          • музей театрального искусства1;
          • мемориальный музей.

Музей театра – это тот тип музея, который функционирует внутри театра. Это самый старый тип музея, так как вещи в театрах зачастую хранят со времен основания. Чаще всего это закрытый тип музея. Уже в первой половине ХIХ века при московской конторе Императорских театров начали собирать архивные материалы, в том числе репертуарные афиши и программы спектаклей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое духовная сила

Решение создать музей, чтобы собирать и хранить не только документальные, но и художественные, материальные памятники культуры, было принято в 1918 году по инициативе Дирекции и Управления государственных академических театров.

С этого времени начинается научное комплектование его фондов и изучение всего, что касается истории театра, творческой деятельности коллектива, строительства и реконструкции здания на Театральной площади. Параллельно проводится просветительская работа среди почитателей оперного и балетного искусства.

В 1921 году в залах бельэтажа Большого театра была открыта первая экспозиция музея, которую, как гласила вывеска при входе, «ежедневно во время антрактов» могли посетить пришедшие на спектакль зрители. Одним из основателей музея по праву можно считать Федора Федоровского, в течение долгих лет занимавшего пост главного художника театра.

Музей театрального искусства – собрание вещей, не относящихся напрямую к истории того или иного театра. Это коллекция конкретного человека, впоследствии перешедшая государству. Таким музеем является, например, театральный музей имени Бахрушина.

Первоначально Алексей Александрович Бахрушин собирал «восточные редкости» и реликвии эпохи Наполеона. Однажды в компании молодежи его двоюродный брат Куприянов хвастался собранными им разного рода театральными реликвиями – афишами, фотографиями, сувенирами, купленными у антикваров. Этот случай привёл Алексея Бахрушина к главному делу его собирательской деятельности.

30 мая 1894 года владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.

В 1913 году Бахрушин добровольно передал коллекцию Академии наук, а сам стал пожизненно почетным попечителем музея.

Тут следует уточнить важное различие между музеем театра и театральным музеем. Конечно, принято называть собрание вещей в музее коллекцией, но это не совсем так. Музей театра непредвзят, он планомерно собирает любые предметы или документы, которые относятся к истории театра. Он ничего не выбирает и довольно безличен (на собрание не влияют личные вкусы).

То есть выполняет функцию архивариуса. По факту, музей театра – это не коллекция, а вещи. Театральный музей, наоборот, всегда предвзят. Чаще всего это не собирание крупиц театральной истории, а фетишизм.

Например, коллекция Бахрушина насчитывала несколько сот пар истоптанных пуантов балерин – согласитесь, не самые важные вещи, которые дошли до нас только благодаря страсти коллекционера.

Третий тип музея – мемориальный музей. Он также начинает свое существование еще в XVIII веке, но мемориальные квартиры театральных деятелей – советское изобретение. Мемориальные музеи, в свою очередь, делятся на дома-музеи, музеи-усадьбы, музеи-квартиры, музеи-мастерские. Они повествуют посетителю о жизни заслуженного деятеля искусств.

Экспозиции мемориальных музеев по сложившейся традиции разделяются на мемориальную часть, где сохраняется или воссоздается на основе типологических предметов обстановка, в которой жил или творил выдающийся человек или происходило значимое историческое событие, и построенную по хронологическому или тематическому принципу историко-биографическую часть.

Соотношение этих частей и степень достоверности мемориальной части экспозиции зависит от сохранности подлинной обстановки, здания, наличия подлинных мемориальных предметов.

Почему-то принято считать, что сохранившиеся личные вещи (а зачастую – вещи из подбора) сами собой должны транслировать гениальность владельца и дух времени, а стены нежилого помещения передавать атмосферу обитаемой и многолюдной квартиры.

Что сегодня
представляет собой театральный музей

Теодор Адорно начинает эссе «Музей Валери-Пруста» с неутешительных слов: «Слово museal – «музейный» – носит в немецком языке несколько неприятный оттенок. Оно обозначает предметы, в отношении которых у зрителя утрачена живая реакция и которые умирают, если предоставить их самим себе».

Если зайти сегодня в музей-квартиру Мейерхольда, заставленную мебелью из подбора, сразу станет понятно, что вынести (естественно, в переносном смысле слова, а не ручку с письменного стола Всеволода Эмильевича) оттуда нечего, а общая концепция пространства укладывается в понятное определение Адорно.

Помните диалог в довлатовском «Заповеднике»?

«За что вы любите Пушкина?» – спрашивает методист Пушкинского музея у главного героя, который устраивается туда экскурсоводом. Понимая нелепость вопроса, он, тем не менее, дает блестящий ответ: Пушкин вернул русскую литературу в европейский контекст, наверстав упущенное за несколько веков. Но методиста Марианну Петровну это не устраивает. «Пушкин – наша гордость!», – назидательно говорит Марианна Петровна, – «Это не только великий поэт, но и великий гражданин».

Подставим сюда фамилию любого знаменитого театрального деятеля, хоть Мейерхольда, хоть Станиславского – и получим формулу стандартного театрального музея.

Это одна из основных проблем любого музея. Музей или театр – это храм. Художника объявили сначала подобием творца, а потом и творцом. Валери издевательски писал о том, что поэтому в музее полагается говорить тише (и сегодня заботливый смотритель может напомнить посетителю о том, где он находится и как подобает себя вести). Из храмовой принадлежности также возникают вечные разговоры о «служении» искусству или музам.

Поход в музей, в театр, как и поход в храм, – особое действие, в результате которого человек выпадает из бытовых измерений. А искусство уже несколько столетий говорит о сломе привычного в художнике и человеке, когда высшие инстанции исчезают из жизни и уже не могут ничего гарантировать. И поэтому именно художник своими силами должен помочь зрителю преодолеть этот слом. Музей, в первую очередь, – это пространство.

Место это, к сожалению, не всегда выглядит хорошо. Институции находятся преимущественно в руках крайних консерваторов. Поэтому музеи либо остаются в эстетике, сформировавшейся в советской системе творческих союзов и идеологического заказа, либо в 1990-е перешли к постперестроечному шику и имитациям.

Музей-квартира Мейерхольда работала бы на собственную память зрителя (а не на поддержание клишированных знаний), если бы не была заставлена предметами начала века из подбора, а могла бы реализовать один из предлагаемых проектов.

В 1992 году, когда квартиру только выделили под музейное пространство, художники Давид Боровский и Сергей Бархин, как и мейерхольдовед Олег Фельдман предлагали оставить там голые стены (личных предметов режиссера в квартире не осталось), выкрашенные в ярко-желтый цвет по принципу наибольшей невыносимости, и повесить табличку о том, кто здесь жил и как отсюда ушел.

Это не отменяло бы сознательности посещения – рядом предлагалось сделать библиотеку с открытом архивом, литературой по теме и возможностью просмотра исторических видеозаписей.

История и культурное наследие в музеях не просто выставлено в витринах для зрителей. То, что предстает как история, на самом деле бытует в экспозиции как объекты или события, обладающие исторической значимостью.

Чему подлежит стать наследием, а чему нет — всегда решал посредник/историк/куратор2. Сегодня значимое в прошлом определяет только одно – сегодняшний день, который сам по себе многосоставен и поэтому сложнее поддается влияниям условных «лидеров мнений».

Культурное наследие, исторические фигуры организуются в соответствии с драматургией текущего момента.

С мемориальными квартирами или музеями в театрах все сложнее – о текущем моменте никто не помнит. И получается, что мы приходим в ботинках в спальню к старой малознакомой даме, там ее кровать, тапочки (и хорошо, если это действительно ее тапочки). Зачем мы должны на все это смотреть?

Для того, чтобы смотреть на это было возможно и интересно, время и место должны стать определяющими факторами. И в этом нет ничего удивительного, ведь сегодня оба эти измерения являются базовыми координатами человеческого опыта.

Если попытаться проанализировать то, что происходит с человеком в музее или галерее, то мы поймем, что посетитель воспринимает музейную экспозицию через пространственно-временную сетку, которую он усвоил в ходе образования или социализации. Для того, чтобы быть способным наслаждаться пассивно, человек должен первоначально активными усилиями усвоить достаточно широкий спектр навыков.

Но справедливо и другое: то, каким способом представлен материал и сделана экспозиция, может оказать воздействие и на навыки. А потому взаимодействие зрителя с музейной экспозицией может быть описано как тонкое переплетение манипулирования и подверженности манипуляции.

А прежде чем манипулирование с манипуляцией стало возможным, нужно, чтобы посетитель просто пришел в музей. Музей – это публика. Если в музее нет людей – это позор. Если в театральном музее нет посетителей – это катастрофа не только для музея, но и для театра. Чтобы эта публика пришла – с ней нужно научиться разговаривать, развивая коммуникативную функцию музея.

***
Манифест театрального музея

Состояние театрального музея отражает состояние театральных процессов в целом.

Пустые залы – это катастрофа.

Скучная экспозиция – это катастрофа.

Отсутствие диалога с публикой – это катастрофа.

Практика. Театр – живая единица, с трудом поддающаяся хранению. Театральный музей без практиков, то есть без театра – мертвое пространство.

Наука. Музейные хранилища – нераскопанный кладезь для театроведов и искусствоведов. Только музей может вернуть расцвет театроведческой науке.

Междисциплинарность и мультимедийность. В театральном музее, как и в театре, может быть все, что угодно. Главное – чтобы это было в контексте.

Открытый архив. Любое музейное хранилище должно функционировать по принципу открытого архива, а не отгораживаться от исследователей. Музей должен быть местом, в котором просто и удобно работать без бюрократической волокиты. Хранилища должны быть оцифрованы.

Удовольствие. Продайте это! Музей должен быть не только научным и серьезным, он должен развлекать и приносить удовольствие. Не нужно стесняться массовой публики и сувенирной продукции. Музей должен быть местом удобным и популярным.

Люди могут прийти за известным, а уйти с чем-то новым. Главное – они должны хотеть туда прийти. Помещения должны быть хорошо проветриваемы, в залах должны быть скамейки.

Приятное кафе с хорошим кофе и эклерами – не лишнее в пространстве музея, а часть ритуала.

Событие. Театральный музей должен содержать потенциальную возможность спектакля. Не хоронить театр, но быть беременным им.

Источник: http://oteatre.info/zachem-teatru-idti-v-muzej/

Зачем мы ходим на выставки и в галереи?

Постарайтесь вспомнить, когда вы в последний раз были в музее, в галерее? Какие выставки вы посетили недавно? Какие чувства вы при этом испытывали? Если всё это было так давно, что уж и не вспомнить, а экспозиция оставила в памяти лишь скуку, то не пытайтесь оправдаться фразой: «Музеи — это не моё». Скорее всего, вы просто пришли «не на ту» выставку.

Выставки хорошие и разные

Итак, мнение некоторых людей о том, что музеи — это скучно и неинтересно, ошибочно. На самом деле цель любой экспозиции — демонстрация определённого материала. Здесь практически нет границ в тематике, смелости, красоте и необычности.

Те, кому, к примеру, сложно воспринимать немногоцветную строгую графику, с радостью найдут в своём сердце место для яркой сочной живописи.

Те, кого утомляет разглядывание классических полотен, с удовольствием прильнут взглядами к свежим и нестандартным произведениям современного искусства.

Таким образом, практически каждый человек, независимо от социального статуса, возраста, уровня культуры способен насладиться посещением выставки или галереи, если найдёт для себя подходящий вариант. Но зачем, для чего мы ходим на выставки, почему мы готовы платить деньги за вход и жертвовать своим временем для того, чтобы посмотреть на результат чьего-то творчества?

Пирамида потребностей по Маслоу. Познание, эстетика, самоактуализация

Если обратиться к знаменитой Пирамиде Маслоу, иерархии человеческих потребностей, то становится понятно, что посещение выставки произведений искусства отвечает сразу трём самым верхним ярусам этой пирамиды.

Это познавательные потребности (выставка даёт новые знания, новые впечатления, насыщает информацией, которую негде было получить раньше в таком же качестве); эстетические потребности (на выставке посетители получают удовольствие от созерцания прекрасного); и, наконец, потребность в самоактуализации (чувство собственной принадлежности к культурной жизни, ощущение себя понимающим, чувствующим, воспринимающим высокое искусство).

Пирамида потребностей по МаслоуПирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.

Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации» (1943) и в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality).

Подробнее о Пирамиде потребностей по Маслоу читайте на сайте Википедии: здесь

Источник: http://gz.raz-vmeste.ru/2017/11/09/zachem-my-hodim-na-vystavki-i-v-galerei/

Скучно не будет: Зачем ходить в развлекательные музеи

Предлагаем Вам билеты со скидкой в необычные музеи.

Обычно музеи ассоциируются с чем-то немного утомительным. Иногда кажется, что пыльные экспонаты за стеклом и старушки-смотрительницы — это обязательный набор. Но есть современные примеры, которые взрывают привычные представления.

Альтернативные или нескучные музеи не докучают посетителям строгостью правил, не пестрят табличками «Не трогать», «Не садиться».

Вся прелесть таких музеев в том, что они способны буквально любого вовлечь в тематику, заинтересовать и удивить, позволяя при этом узнать массу нового.

Посетители подобных арт-организаций могут собственными руками свалять валенки или перепилить противоугонное устройство авто, попробовать на вкус шоколад или продегустировать коньяк, примерить роль сказочного героя или фонарщика царского времени.

Музей эротики «Точка-G»

Развлекательный музей, в который хорошо приходить вместе со своей второй половинкой — как следует повеселиться и освежить интимные отношения. Здесь уместились более 3000 очень откровенных экспонатов: картины, книги, скульптуры и даже огромные фаллосы. При музее есть еще два заслуживающих посещения места: «Лабиринт страха» и «Зеркальный лабиринт». На «Зеркальный лабиринт» купон можно с легкостью найти на нашем сайте.

Музей автоугона имени Юрия Деточкина

Более двухсот экспонатов музея посвящены теме угона автомобилей. Даже самых искушенных посетителей может поразить находчивость угонщиков, ведь поддельные права и номера — это одни из самых невинных способов присвоить чужое авто. Не менее изобретательны и обладатели машин.

Какие только изощренные средства придумывали они для защиты своей четырехколесной собственности! Особо любознательные посетители могут попробовать перепилить блокиратор КПП, чтобы понять, как несладок хлеб угонщиков, особенно, если на сидении автомобиля их поджидает связка рыболовных крючков.

Детский музей «Дом сказок «Жили-были»

Это самый необычный формат музея, где дети становятся сказочными героями, а вся информация подается в форме игры и театрализованных представлений. Музей наполнен волшебными вещами из разных сказок, которые вопреки музейным правилам можно взять в руки, чтобы осмотреть и даже примерить на себя.

Музей истории СССР

Своеобразная машина времени, которая вмиг перенесет вас в советские времена, где работают патефоны, выдают талоны на еду и стоят автоматы с газировкой. Здесь все наполнено соответствующей атрибутикой и пропитано духом ушедшей в прошлое эпохи. Мебель в музее только того времени, звучат старые добрые песни, а по стенам развешены советские киноафиши и открытки.

Музей истории водки

Откуда берут начало самогонные ручейки и спиртовые реки? Какого размера была штрафная рюмка на застолье у Петра I? За что давали чугунный орден «За пьянство»? Ответы на эти вопросы смогут узнать посетители Музея «беленькой», где этого напитка более 600 видов.

Зеркальный лабиринт PIKABOLLO

Бесконечные отражения королевства зеркал, перевернутая музыка, запутанные коридоры и тупики, в которых так легко потеряться — это и есть зеркальный лабиринт PIKABOLLO! Яркие эмоции обеспечены всей семье, так как лабиринта в Москве два — для детей и для взрослых.

Экспериментаниум

Посетителям демонстрируют чудеса науки и всевозможные головоломки, такие как зарождение настоящего смерча, огромный мыльный пузырь, зеркальный коридор, арку из висящих в воздухе гаек Здесь можно не только смотреть и трогать, но и самому проводить научные эксперименты!

Музей советских игровых автоматов

Музей переносит в то время, когда первые нехитрые устройства для развлечений доставляли настоящее удовольствие. Создан для тех, кто испытывают ностальгию по игровым автоматам детства: «Морской бой», «Сафари» «Торпедная атака», «Воздушный бой», «Хоккей», «Футбол», «Магистраль». Хотя и представители нового поколения, фанаты квестов и «бродилок», получат свою порцию удовольствия от живой игры.

Музей «Огни Москвы»

Вся нюансы эволюции освещения столицы станут понятны посетителям этого музея. Они смогут узнать, как фонарщики превратились в электромонтеров, и сколько этапов было между плошкой с конопляным маслом и современным компьютерными системами освещения столицы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой политический строй был в киевской руси

Музей парфюмерии

Мир ароматов только на первый взгляд кажется понятным, на самом деле, это целое таинство, магия запахов. Все желающие смогут узнать, как любимые духи императрицы превратились в «Красную Москву» и с какой целью создавали «Тройной одеколон». Большое количество необычных экспонатов, малоизвестных фактов плюс феерия запахов — в Музее парфюмерии есть чему удивляться и восхищаться.

Купонные сайты предлагают скидки на множество товаров, но только на bOombate можно найти самые выгодные предложения.

Источник: https://boombate.com/boomagazine/skuchno-ne-budet-zachem-hodit-v-razvlekatelnye-muzei-81306

Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве — Телеканал «О!»

Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется: есть много программ и экскурсий специально для детей. Есть отличный проект и на нашем канале — «Мой музей». Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт.

Елена Шарова, куратор просветительского отдела Музея русского импрессионизма

С какого возраста знакомить ребёнка с искусством дома и как это лучше делать?

С самого юного. Дети, даже очень маленькие, обычно любят разглядывать альбомы с репродукциями. Это для них как большая интересная книжка с картинками. Если у вас есть дома такой альбом, то это замечательно — вы можете полистать с ребёнком, параллельно рассказывая ему истории картин и художников, как будто сказку на ночь.

Сейчас стали появляться на русском языке и книги по искусству, написанные специально для детей. Их тоже полезно читать и смотреть. Музей русского импрессионизма тоже подготовил такую: она выйдет в конце года. Главные герои — художник Алексей Исупов (это реальный человек, его картины есть в нашей коллекции) и его верная спутница, французский бульдог Ватрушка, будут рассказывать детям о картинах, вовлекать их в игры и вдохновлять на творчество.

Когда можно первый раз попробовать сходить в музей?

Чем раньше, тем лучше. Это только кажется, что малыши еще ничего не понимают, но на самом деле атмосфера музея очень хорошо на них влияет. Эстетические предпочтения, вкусы формируются ещё в дошкольном возрасте. У нас, например, разрешено ходить по залам с колясками, поэтому приходят и мамы с грудничками.

Осознанные походы можно начинать уже с 2−3-х лет. Лучше заранее подготовить ребёнка к визиту:

  • рассказать, куда вы идёте и что там будете делать,
  • показать репродукции картин, которые вы увидите,
  • поиграть дома в настольные игры, в которых есть изображения картин или скульптур (арт-лото, мемори), чтобы экспонаты стали узнаваемыми, и можно было сравнить свои впечатления от небольшой репродукции и от реального полотна.

Тогда у ребёнка не будет ощущения, что он пришёл в чужое, незнакомое пространство. Появится прекрасное чувство узнавания, которое стимулирует диалог между детьми и родителями.

С каких музеев лучше начинать: больших или камерных? Нужен ли экскурсовод?

Первый опыт лучше делать как можно менее насыщенным. Если вы посмотрите всего три произведения искусства или даже только одно, не стоит расстраиваться. Если видите, что ребёнок устал, лучше уйти из музея и вернуться через какое-то время. Главное — не переусердствовать.

Тем, кто хочет оплатить экскурсию, я бы советовала обратить внимание не столько на богатство коллекции, сколько на то, достаточно ли внимательно в музее относятся к детским программам.

Важно, чтобы родители, покупая билет на детскую экскурсию, понимали: она точно адаптирована для малышей (и ребёнку не придётся просто понуро ходить по залам вслед за экскурсоводом).

От первого опыта зависит многое: будет ребёнок потом с удовольствием ходить на выставки или у него будет настоящая «музейная» травма.

В нашем музее обзорные экскурсии начинаются с 4-х лет.

Если вы долго добирались до музея, то начинать осмотр лучше с кафе. Дайте ребёнку возможность передохнуть, съесть печеньку и выпить какао. Вот тогда, взбодрившись, он уже в хорошем настроении отправится по залам.

Какие жанры, направления обычно близки и понятны детям?

Лучше начинать с чего-то более классического. Самим детям, как правило, нравится реалистическая живопись: за её сюжетами стоят понятные истории, в картинах много узнаваемых деталей, а люди на них похожи на знакомых.

Дошкольники очень любят и импрессионизм — их привлекают яркие чистые цвета и узнаваемые сюжеты. Современное искусство тоже будит детскую фантазию, будоражит, но некоторые инсталляции могут быть, скажем, не очень эстетичными.

Из конкретных русских художников обычно нравятся и понятны импрессионисты — Константин Коровин, Игорь Грабарь, а также передвижники, — Виктор Васнецов, Илья Репин и другие.

Дети любят и скульптуру, потому что она объёмная: её можно обойти, рассмотреть с разных сторон.

Есть грустные и страшные сюжеты, шедевры с обнаженной натурой: не опасны ли они для детской психики?

Конечно, для первого знакомства с прекрасным не стоит выбирать «Юдифь, убивающую Олоферна» Караваджо. Хотя все дети разные: кто-то даже любит страшилки и воспринимает картины с тяжёлым сюжетом, как страшную сказку. Есть и очень впечатлительные малыши.

Если ребёнок увидел полотно с не самым позитивным сюжетом в музее и теперь переживает, то стоит обсудить с ним, что его испугало. Дома нарисуйте эту картину вместе: это поможет выплеснуть негативные эмоции и справиться со страхом.

Ребёнок может как-то продолжить историю и даже переписать сюжет.

Ну, а к обнажённой натуре дети относятся иначе, чем мы. У них она вызывает меньше смущения, чем у взрослых. Важно просто честно рассказать, зачем и почему художник или скульптор изображает свою модель без одежды: он восхищается пропорциями тела или через отражение солнечного света на коже хочет показать разные оттенки цвета и света. Малышу такого объяснения достаточно.

Какие правила обязательно надо соблюдать в залах?

Самое главное правило — нельзя трогать произведения искусства руками. Потому что они очень старые. Так и скажите: «Вот представь, что с тобой будет, если до тебя будут постоянно дотрагиваться? Тебе будет неприятно. Ты можешь даже заболеть. Так же и картина может пострадать: а мы хотим любоваться ею и дальше».

Мы часто сталкиваемся с тем, что дети настолько заранее запуганы дома этими правилами, что их сложно разговорить, с ними трудно обсуждать картины. Я веду детские группы: и в одной из них у меня есть прекрасная девочка, которая всегда подсказывает мне, что нельзя говорить громко в музее. На самом деле у нас правило одно: не трогать экспонаты руками, кроме тех случаев, где это допускается и разрешается.

Я бы ввела еще одно правило: все обычно стараются ходить в музей в плохую погоду. А лучше идти в солнечный день, чтобы у ребёнка было праздничное настроение. И обязательно надо что-нибудь вкусненькое съесть.

А зачем вообще нужно ходить в музеи? Что это даёт детям?

Тут всё точно так же, как и со взрослыми — если вы хотите быть культурным, образованным человеком, то вы читаете книги, идёте в театр, музей. То же и с детьми — вы расширяете картину мира своего ребенка, вы показываете ему, что есть разные культуры, традиции, способы самовыражения. Он увидит, что мир огромен, что в нём есть необыкновенные люди, так он учится смотреть и видеть, анализировать и обсуждать. Ребёнок становится разносторонней личностью.

Обязательно осуждайте с ним сюжет, персонажей. «Как ты думаешь, а что люди здесь делают? Как тебе кажется, а какое у них настроение? А как художник это передал?». Потом дома можно порисовать, сделать какой-то арт-объект, вдохновившись увиденным. Можно наблюдать за повторяющимися сюжетами, как они меняются у разных художников. Или поиграть: а давай отыщем на картинах всех котов или лошадей. Заинтересуйте, помогите увлечься. Так и приходит понимание произведений искусства.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/13443

3 способа ходить в музей с удовольствием

Был период, когда музеи меня совсем не привлекали. Потом меня потянуло в искусство, и первый преподаватель поделился способом удачно сходить в музей. Остальные способы пришли с опытом, делюсь!

Сколько нужно времени

45 минут, максимум час.
Эффективнее всего ходить в музей ненадолго и смотреть прицельно несколько работ.

Но как выбрать?

Способ 1. Доверься интуиции


Идите в музей и определяйтесь по ходу, что вам интересно. Что подмигнет и позовет, с этим и начинайте взаимодействовать. Разрешите себе поиграть, чувствуйте, оставьте программу занудам.  Смело проходите несколько залов, если ничего не привлекает.

В конце концов, музей — это не склеп. Художники творят, чтобы затронуть наши чувства.

Когда картина или скульптура вам подмигнула, развивайте историю вашей встречи. Тут есть 2 варианта:

  1. С головой погрузиться в эту работу и следом найти еще несколько произведений того же автора. Тогда у вас получится история про творчество одного художника.
  2. Отправиться дальше и найти произведение другого автора, которое тоже подмигнет. В этому случае получится уникальная история, отражающая ваше сегодняшнее состояние и настроение

.Не обязательно что-то читать перед походом в музей. При желании это можно сделать позже: вы запишете авторов и уже дома начнете что-то искать и читать.

Риск №1: вы потом ничего не прочитаете. И это не страшно! Вполне возможно, что этот опыт вспомнится позже, а вернуться к поиску информации вы успеете всегда.

Риск №2: вы не сможете расслабиться, а будете сосредоточенно вдумываться, что же вас привлекает.  Это ваш день и процесс, получайте удовольствие!:)

Способ 2. Где берет за душу, туда и иду


Если у вас есть хоть какое-то понимание, что вам близко в искусстве и что вас трогает, отправляйтесь туда, где это есть. Степень заинтересованности может быть абсолютно разная — от “скульптура мне обычно нравится” до “я знаю об этом художнике все”. Естественно, узнать о расположении нужных произведений лучше заранее.

У всех есть несколько слоев оценки по отношению к искусству. Первый слой — “нравится/не нравится”. Многие ошибочно застревают на нем, думая, что не способны на большее. Тут важно прислушаться к себе и раскручивать свои ощущения дальше. Задавайте себе самые разные вопросы, которые приходят в голову.  Отвечайте на них не только головой, но и чувствами, эмоциями.

Если вы читаете мои посты и письма, то уже можете видеть, какие формы и линии перекликаются, что создает контраст, какая роль у цвета. Пользуйтесь этими инструментами, вы же все это умеете!

Вам помогут вопросы: ”Что это дает?” и “Интересно, чего добивался художник, какой смысл заложил?”.

Но не требуйте от себя слишком многого. Одно-два новых открытия — уже победа и развитие восприятия.

И помните про время: не более часа активного просмотра в музее. 

Способ 3. Шедевральный


Посмотрите список шедевров в музее и выберите то, что вас зацепило. Почитайте в интернете про это произведение — лучше на сайте самого музея или в других авторитетных источниках. Теперь можно идти на встречу.

Если музей большой, как Эрмитаж, будьте осторожны: пока ищете нужный зал, можно идти 15-20 минут. Кстати, обязательно спрашивайте у смотрительниц, как короче пройти. Иначе вы потеряете время, силы и драгоценное внимание.

В это время наша задача — не устать по дороге. А это очень легко сделать. Когда мне надо свеженькой пробраться в глубь музея, я совсем не смотрю по сторонам и иду.

И вот вы у шедевра. Тут, конечно, непросто. Авторитет мирового признания давит и мешает нам составить собственное мнение. Особенно с этим сталкиваются те, кто пока трудно взаимодействует с искусством.

Что же в таком случае делать? — Нагло позволить себе не соглашаться с тем, что это шедевр. Важно не перепутать с «позой» выпендрежного отвержения — когда люди обесценивают искусство из-за того, что не чувствуют и не понимают. Я же предлагаю иногда не соглашаться, что это шедевр, чтобы открыть свой путь чувствования и понимания:

«Что тут особенного и почему-как?»

«Что меня заинтересовало?»

«Что меня трогает?».

Будьте готовы к тому, что этот путь откроется о-о-о-ой как не сразу. Может, на пятой минуте, может, на тридцатой, на пятом посещении или дома при возврате к репродукции. А может, при каждом просмотре этой работы, но по-разному.

Но это важный этап — найти свой ответ. Чем честнее вы себе признаетесь «Вот тут не понимаю ничего, а вот тут зацепило», тем ярче и насыщеннее будет ваш опыт.

Кстати, записывайте ваши открытия. Спустя время вы увидите изменения и приятно удивитесь, как здорово продвинулись в восприятии искусства.

Любой из этих способов сработает гораздо лучше, если применить мою методику восприятия и начать читать язык искусства. Быстро и результативно это можно сделать тут: онлайн-курс «Искусство видеть живопись».

Как гарантированно неудачно сходить в музей?

  • Пытаться обойти весь огромный музей вроде Эрмитажа, Лувра, Ватикана.
  • Надеяться, что мировой шедевр впечатлит вас просто потому, что «ну это же шедевр». И вы пришли к нему, хотя вообще почти не общаетесь с искусством и не знаете, на что и как смотреть.
  • Взять экскурсию неизвестного экскурсовода, «обзорную по музею». Каша в голове гарантирована, возможно вас порадует пара интересных фактов, если с гидом повезет.

В общем делать всё, чтобы устать, убить весь день и смешать впечатления в голове. Не надо так.

Как вы ходите в музей? Или пока не ходите?

Источник: https://annaeveart.ru/3-sposoba-xodit-v-muzej-s-udovolstviem/

Как и зачем ходить в музей

Владельцы музеев делают всё, чтобы привлечь как можно больше посетителей: и вам всевозможные тематические экскурсии и образовательные программы, и плюшевые бахилы, и удобные кресла в залах, и богатый ассортимент сувениров, и прохладительные напитки на входе.

Вот только как правильно смотреть произведения искусства объяснить почему-то забывают. Поэтому прогулка по музею превращается для многих в утомительный марафон от экспоната к экспонату, а посещение музеев «для галочки» становится всеобщей печальной тенденцией.

В этой статье вы найдете несколько рекомендаций, которые помогут проводить время в музее не только интересно, но и по-настоящему познавательно.

Зачем ходить в музей

Сегодня нас окружает бездонное море доступной информации. Современный человек может узнать о любом историческом событии или предмете буквально за один щелчок на компьютере. Казалось бы, зачем вообще ходить в музей?! Но вот парадокс: чем больше мы читаем об очередном шедевре, тем больше мы хотим узнать о том, как будем чувствовать себя в его присутствии.

Если раньше люди ходили в музей, чтобы познакомиться с его содержимым, то теперь – чтобы ощутить сопричастность общечеловеческому прошлому, а значит – и свою значимость. Выходя из музея, мы становимся эмоционально богаче, вырываемся из объятий серых будней и чувствуем прилив вдохновения.

Выбирайте музей, исходя из своих личных предпочтений

Сегодня музеи поражают умы своим разнообразием и позволяют углубиться в любую интересующую сферу искусства и жизни.

Наряду с «мэтрами» вроде Эрмитажа, или Третьяковской галереи, которые охватывают не только разные виды искусства, но и целые исторические пласты, существует огромное количество камерных, по-домашнему уютных музеев, посвященных какой-то одной определенной теме.

 Будь то жизнь известной личности, или, скажем, эволюция утюгов. Кстати, риска попасть в толчею туристов из разных городов и стран в таких местах практически нет.

Поэтому выбирайте музей, исходя из своих личных предпочтений. Не надо становиться рабом списка «Топ музеев, обязательных к посещению». Такой подход не приносит ничего, кроме головной боли и отдавленных ног. С другой стороны, не бойтесь экспериментировать и выбирать для культурного отдыха новые для вас музейные места.

 Перед посещением музея всегда имеет смысл сделать «домашнюю работу». Например, почитать о нём в сети Интернет. Практически каждый музей сегодня имеет свой подробный сайт с описанием экспозиций, графиком работы, акциями, отзывами и даже виртуальными экскурсиями. Не поленитесь выписать заинтриговавшие вас экспонаты или факты в записную книжку и смело обращайтесь к ней в музее.

Такой подход поможет сделать поход в музей максимально содержательным.

Если у музея большая площадь, составьте определенный маршрут по тем экспозициям, которые вас заинтересовали больше всего. Но не надо жадничать! Помните, качество, в данном случае, важнее количества!

Насладитесь процессом

Почему-то для каждого второго посетителя музея сюжет экскурсии сводится к следующей схеме: он задерживается возле экспоната на 15 секунд (а у картины Леонардо да Винчи – на все 30), исподтишка делает фото на смартфон и быстро переходит к следующему шедевру. И какой смысл в таком созерцании предметов искусства? Всё равно, что бегло просмотреть цветные корешки книг в библиотеке и не открыть при этом ни одной.

Вот совет: замедлитесь! Начните с определенного зала. Постарайтесь целиком окинуть его взглядом. Если он посвящен одному автору – эпохе – найдите общие, стилевые черты, проанализируйте сюжеты.

Если это тематическая подборка предметов на одну тему, – сами проследите тенденции разных времён.
Затем подробнее остановитесь на понравившихся вам экспонатах.

Что в них вас привлекло? Какова главная идея автора? Смело записывайте свои наблюдения в записную книжку или музейный буклет.

После детального изучения одного зала, переходите в следующий. Не стесняйтесь отстать от основного потока посетителей, ведь вы посещаете музей только для себя. В новом зале выполните все вышеперечисленные действия.

Не забудьте при этом отметить, чем конкретно этот зал качественно отличается от предыдущего.

Помните, что интеллектуальный труд тоже требует отдыха! Если вы почувствовали усталость, а «миссия не выполнена», переведите дух на скамеечке, а лучше – отложите оставшееся до следующего посещения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Блокада ленинграда как выживали люди

А что делать, если вы в музее проездом и вам жизненно необходимо охватить как можно больше экспонатов за раз?

Прежде всего, постарайтесь прочувствовать дух музея, подметить какие-то особенности, даже менталитет. Составьте маршрут из 10-15 самых интересных для вас экспонатов музея и внимательно изучите только их. Отметьте про себя: у каких экспонатов неизменно собирается толпа посетителей, а какие скромно пребывают в тени?

Если вы вдумчиво подойдете даже к беглому осмотру музея, то надолго сохраните в памяти все увиденное и поразите ваших друзей своей наблюдательностью.

Музейные экскурсии: за и против

Современные музеи предоставляют самый широкий спектр экскурсионных услуг на любой вкус. Но при этом, угодить каждому посетителю по-прежнему сложно. Вот основной перечень плюсов и минусов экскурсионного обслуживания.

ЗА:

  • Любая экскурсия – это возможность заочно расширить свой кругозор и вписать экспонаты в музея в стройный контекст исторической эпохи, стиля или жанра.
  • Экскурсии составляют профессионалы своего дела, которые знают каждый камушек из представленной экспозиции. Как правило, они выбирают для рассказа наиболее интересные и редкие факты, которые не найти в путеводителе, а также удобно рассчитывают время экскурсии.
  • Грамотная экскурсия не требует от посетителя никакой предварительной подготовки: только купи билет и не отставай от экскурсовода.
  • В маленьких тематических музеях экскурсия – это единственный шанс не закопаться в экспозиции, особенно если вы не являетесь экспертом в выбранной области. Кроме того, экскурсия в таких местах если и не входит в общий билет, то стоит смехотворно мало.

ПРОТИВ:

  • Многим индивидуалистам не нравится осматривать музей в толпе соотечественников или послушно ходить за экскурсоводом. Они предпочитают свободное перемещение по музею, чтобы можно было вернуться в понравившийся зал, присесть, отдохнуть, подумать о  высоком.

Для решения этой проблемы в музеях часто разрешают свободный осмотр экспозиций после общей экскурсии.

  • Иногда экскурсия – занятие утомительное. Особенно, если она длится полтора часа, а присесть на стульчик перед экскурсоводом не позволят совесть.

Чтобы посещение музея не превратилось, таким образом, в физическую и нравственную пытку, заранее разузнайте в кассе о продолжительности экскурсии. Обратите внимание на то, что в некоторых местах есть возможность выбирать между подробной и обзорной экскурсиями.

  • Редко, но все же случается так, что посетитель знает об определенной экспозиции не меньше экскурсовода, и тогда экскурсия превращается в сплошную скуку. При этом многие забывают, что задача экскурсовода – не просто оттарабанить намертво заученный материал, а донести новую интересную информацию.

Поэтому не стесняйтесь задавать интересующие вас  вопросы или уточнять непонятные моменты. Обычно экскурсоводы с готовностью отвечают на все вопросы сразу после экскурсии.

Как видите, выбор – за вами! Кроме того, большинство музеев сегодня оборудовано системой аудиогидов, которые можно взять напрокат. Этот вариант является одним из самых удобных и популярных. Ничего хитрого здесь нет: заинтересовал экспонат – нажал на определенную цифру, слушаешь. Надоело – отошел и переключил.

Источник: https://qil.ru/muzej-instruktsiya-po-primeneniyu/

А зачем вы ходите в музей? 5 вариантов, как не превратить поход в пытку

Всем знакома картина: родители в музейном зале, рядом зевает ребёнок. Ему скучно. Его тянут, суют в уши аудиогид, а ещё пара фотографий — мы культурно проводим время. Если вы хотите, чтобы время в музее было не просто «культурным», наш блогер Дарья Дмитриева, автор проекта «Будь в культуре», рассказывает, как сделать поход в музей осознанным и приятным для всех.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Ходить в музей можно осознанно, гораздо более осознанно, чем нас приучили в детстве. В этих привычках стоит разобраться, чем я и займусь в цикле статей. Первая статья обзорная, но сразу хочу обнадёжить: здесь будет не только критика. Гораздо важнее понять, как сделать так, чтобы музей стал и интересным, и полезным (впрочем, одно без другого невозможно).

Давайте подумаем, как люди ходят в музеи? С умным видом праздно шатаются по залам, потребляя культуру примерно как еду с фуд-корта, разве что менее разборчиво? Этот стиль передаётся растерянным и неприкаянным детям, сопровождающим средне заинтересованных взрослых. Это в лучшем случае. В худшем всё затеяно ради селфи.

Но на вопросы «Всё же зачем?» чаще всего слышится ответ «Привить культуру, а то сплошные смартфоны». По поводу того, что же стоит за словами «Привить культуру в музее», пишу отдельно. Но в итоге поход в музей — это забег по залам с периодическими остановками «почитать на стене», сфотографироваться и окриками в сторону детей «посмотри сюда/не ходи туда/здесь трогай/здесь не трогай/здесь тише/здесь получай удовольствие/разве тебе не интересно?».

Попробую разобрать несколько стратегий, используемых часто и не очень. Стратегий, которых можно сознательно придерживаться при походе в музей. Определиться лучше заранее — за пару-тройку дней до посещения.

Про выставки — отдельно, здесь именно про музеи, музеи «обычные», не детские, не интерактивные, просто музеи, в основном искусства, культуры, краеведческие или специализированные.

1. Стратегия «шедевральная»

Это самый частый способ ходить в музей. Так устроены многочисленные экскурсии. Всё посмотреть невозможно, но система шедевров — это универсальный способ организовать любой поход. Практически в любом музее есть самые важные, главные экспонаты, которые достойны осмотра.

В бесплатной брошюре Эрмитажа вы можете увидеть напечатанные маленькие репродукции, чтобы точно не ошибиться. Такая же система во многих европейских музеях. В том числе поэтому к шедеврам часто невозможно толком подойти, классический пример — толпы возле Джоконды в Лувре.

Плюсы: это отточенная стратегия, максимальная экономия времени на подготовку — за вас уже всё решили, можно смело идти по маршруту, с аудиогидом или экскурсоводом. Или даже без них.

Минусы: вы практически лишены собственного мнения, выбора и т. д. Фактически вы просто потребитель, знания в итоге крайне ограниченны. Причём потребитель того, с чем вы в целом и так уже знакомы. Дети обычно довольно быстро устают в таких походах и теряют интерес, к тому же их восприятие может совсем не совпадать с рекомендациями ведущих искусствоведов.

Когда хорошо применять: в ситуации туризма в другую страну или далёкий город, когда времени в обрез, а в этот музей вы вернётесь не скоро.

2. Стратегия маленьких открытий

Не терпит спешки и суеты. Во время посещения музея вам необходимо превратиться в коллекционера впечатлений и находок. Стратегия идеальна для похода с детьми от 3 до 10 лет, можно и старше. Вы рассматриваете экспонаты, у которых немного людей.

Обязательно фотографируйте, обычно их нет на открытках и в путеводителях. В фокусе вашего внимания — странные персонажи картин, необычные формы сосудов, непривычные вещи или детали, предметы непонятного назначения.

С такого рода коллекциями очень интересно разбираться потом, вспоминать и обсуждать после.

Плюсы: вы и ребёнок активно вовлечены, даже азарт появляется. У вас масса идей и интересных фотографий после посещения. Вы сможете создать множество интересных постов в своих соцсетях, гораздо более интересных, чем «я на фоне „Крика“ Мунка». Ребёнок развивает внимательность и хочет вернуться в музей.

Минусы: вы идёте мимо шедевров. Если вы в этом музее в первый и, возможно, последний раз, то действительно теряете в знаниях и впечатлениях. Закопаться в мелких вопросах, деталях и нюансах хорошо, но так нельзя делать постоянно: перспектива тоже важна.

Когда хорошо использовать: при походах в знакомые музеи, когда нет желания сильно готовиться и заранее читать, вникать в какую-либо тему, но хочется пойти в музей и качественно провести там время с ребёнком.

3. Стратегия погружения

Работает только при хорошей подготовке до посещения. Обычно детей водят со школой после изучения очередной темы. Не всегда такие походы хороши, но здесь важна личность гида и подача материала, как в музее, так и до того. Самостоятельно ходить с этой стратегией очень интересно.

Лучше всего отправляться в такие походы всей семьёй, заранее узнав об экспонатах, о медийных возможностях музея, прочитав книги или посмотрев фильмы, дающие богатый контекст. Но самое важное — составить список вопросов, на которые вы сможете ответить только в музее.

Как правильно подготовиться к подобному походу — тема отдельная.

Плюсы: такие походы формируют именно знания — проявляют связи, дают объёмные представления.

Минусы: при недостаточной подготовленности или перекосе интереса (родитель гораздо более заинтересован, чем ребёнок) такой поход может сильно разочаровать.

Когда подходит: в музеях, до которых легко добраться и несложно прийти повторно, лучше в своём городе или в часто посещаемом месте.

4. Стратегия сквозной прошивки

Это поход в музей ради формирования метакультурного видения и понимания кросс-культурных связей. Эта стратегия требует большой эрудиции со стороны взрослого, а от музея — определённого масштаба коллекции. Лучше всего ради такого похода найти гида. Но найти гида — это половина дела, ещё важнее — сформулировать ему запрос. Как правильно это сделать — снова отдельная тема, но, если вкратце, для формирования серьёзного базового знания запрос должен касаться проблематики.

Нельзя просто запросить — «всё про Возрождение». Запрос может звучать так: «наш поход должен раскрыть тему того, как менялось представление о детях (женщинах, праздниках, деньгах, смерти, болезни и т. д.) от Античности до современности на конкретных артефактах». Если дети маленькие, то проблематизация может быть намного проще, но она должна быть. При этом поход может быть организован как игра-квест, как исследование-детектив и т. д.

, это вовсе не обязательно классическая экскурсия (и даже лучше не она).

Плюсы: это наиболее серьёзная (не по форме, а по результату) работа с возможностями музеев — дать широкое видение культуры, ради чего они и были созданы ещё в XVIII веке в эпоху Просвещения.

Минусы: сложная подготовка и организация, подбор гида и формулирование запроса.

Когда подходит: хорошо в каникулы и отпуска, когда нет другой учёбы, а у родителей чуть больше времени. В отпуске или в поездке, если вы долго находитесь на одном месте.

5. Стратегия отдыха

Музей может быть просто средой, в которой ваш глаз отдыхает, а мозг расслабляется. Это сильно отличается от привычки уставать в музее, но вполне возможно, если вы любите музеи. Вы можете фланировать по музею и смотреть на приятные и интересные лично вам вещи, сидеть в любимом зале, а то и вообразить, что выбранный вами зал Эрмитажа — ваш зал, наполненный фрейлинами, и про себя досадовать, что дворцовый этикет не позволяет вам выпить свой кофе непосредственно здесь.

Тут главное — расслабиться и не давить на себя и детей, не пытаться их «построить», а попытаться настроиться на одну волну. Проводить время хорошо можно и на выставках современного искусства, и в классических залах. В тех музеях и галереях, где это принято, можно посидеть на полу, детям это часто нравится. Главное в этом случае — не ставить познавательных и информационных целей.

Вместо заключения — немного личного опыта. Я использую все 5 стратегий, всё чаще последнюю, хотя иногда хочется пройтись только по шедеврам, чтобы заново увидеть их после перерыва. Иногда хочется с ребёнком пошалить в музее и поискать какие-то странные вещи, а иногда делаю большое погружение в темы и связи между ними. Для меня важно, чтобы каждый поход имел смысл, а не становился фланированием ради усталых ног.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/bud-v-kulture/49837-a-zachem-vy-khodite-v-muzey-5-variantov-kak-ne-prevratit-pokhod-v-pytku

Зачем ходить в музеи?

Любите ли вы ходить в музеи? А если нет, то задумывались ли вы когда-нибудь зачем нужно ходить в музеи и как это может повлиять на, то как вы воспринимаете вашу повседневную жизнь?

Многих из нас в детстве водили в музеи, чаще всего в краеведческие, исторические или художественные галереи, но будучи ребенком все эти места не казались нам интересными и напротив могли вызывать не любовь к музеям в последствии.

Еще один минус музеев, это огромное количество людей и произведений искусства если мы говорим об известных музеях.

Одним из основных «развлечений» во время путешествия — это, конечно, поход в музей. Приятно рассказать своим друзьям, что вы видели Мона Лизу, картины Ван Гога или Айвазовского. Такие вот быстрые походы по обязательству не сильно меняют восприятие человека или его эстетические вкусы и по сути напоминают, те самые походы в музеи в детстве. Главное, как говорится, я это увидел и расскажу другим, а если смогу подойди ближе, то сделаю селфи.

Но на самом деле, поход в музей — это целое искусство и если серьезно к этому относится, то это может оставить глубокий след в вашей памяти и поможет взглянуть на мир через призму мировых шедевров

Ниже приведу несколько примеров, того, что даст вам поход в музей.

( осознанный опять же)

1. Новый эмоциональный опыт и хорошее настроение !

Одной из причин не ходить в музей является стоимость билетов. Лучше остаться дома, чем потратить 500 рублей на то, чтобы достоять в очереди и прогуляется среди картин и насладится прекрасным. Ведь так? Тем не менее, недавние исследования, проведенные в Англии, показывают, что люди становятся счастливее если они платят деньги на новый эмоциональный опыт, а не на материальные покупки.

Поход в музей обеспечит вам новый опыт, опыт других эпох, других людей и других духовных ценностей.

Поход в музей так же, может стать значимым моментом в жизни человека и способствовать улучшению социальных отношений, и в будущем это принесет вам только положительные впечатления и позволят вам встать на путь вашего самопознания.

Поэтому ходите в музеи и наполняетесь духовно, а со временем вы заметите, что меняетесь сами, потому что материальные покупки никогда не смогут привить вам эстетическое восприятие и по-настоящему сделать вас счастливым.

2. Вдохновляйтесь !

Создавайте новые воспоминания, связанные с произведениями мировых шедевров. Выберите несколько картин и наблюдайте за ними. С одной стороны, с другой, находите новый подход к тому, как смотреть на выбранную картину.

Прочитайте, о том, как и кем была она создана, что поможет вам глубже прочувствовать художника и его идеи. Интерпретируйте и рассуждайте о смысле художественного произведения и позвольте вашим глазам насладится полифонией красок и сюжетом, запечатленным на холсте.

Не торопитесь, лучше посмотреть несколько картин, но осознано, чем пробежать по музею словно вы спешите на метро.

3. Становитесь умнее!

Нет сомнений в том, что основная роль музеев заключается в просвещении человека. Приходя в музей, вы становитесь частью истории, которая заключена в его стенах, вы не только смотрите на картины, но еще и изучаете историю человечества. Даже самое здание музея представляет собой исторический экспонат, который так же просвещает и вдохновляет. Практически невозможно выйди из музея, не получив новых знаний об человек и мире, что его окружает.

Конечно, если вы просто придете в музей и посмотрите по сторонам не позволив себе углубится, в то, что видите вокруг, то вряд ли от этого будет много пользы.
А если позволите себе, то точно не пожалеете

Источник: https://rustur.ru/zachem-xodit-v-muzei

Как ходить в музей: 5 полезных советов

Впереди длинные майские праздники — самое время для долгих прогулок, вылазок за город, путешествий, приключений и культурного досуга. Можно прочитать книги, до которых не доходили руки, посмотреть фильмы, на которые не хватало времени. И, конечно, посетить интересные выставки, которые вы пропустили — недавно мы делали тематический гид.

Поход в музей может стать отличным отдыхом и источником вдохновения для новых идей, но может и обернуться выматывающим забегом мимо непонятных экспонатов. Чтобы такого не случилось, выбрали для вас главное из книги «Как ходить в музей» Йохана Идема — искусству смотреть тоже нужно учиться!

«Симфония длится сорок минут, кинофильм — два часа, но в музее вы сами решаете, сколько времени потратить на произведение», — пишет автор. Самая распространенная ошибка посетителей выставок — пытаться осмотреть все картины, которые представлены в музее.

Не нужно себя изводить: в спешке вы, может, и увидите все, но точно ни одну не запомните. Вместо этого сделайте выбор и посвятите свое время внимательному изучению лишь тех произведений, которые вам приглянулись.

Совет 2. Извлекайте максимум пользы от музейных сотрудников

Вся книга Йохана Идема направлена на борьбу с традиционными и зачастую неверными представлениями о музее как пространстве без окон, разговоров и лишних звуков. Музейных сотрудников часто недооценивают, а ведь они — богатый источник информации, вдохновения и просто веселых рассказов. Стоит только спросить — и многие из них начнут с упоением говорить о своем деле. Не упускайте шанс.

Совет 3. Не зацикливайтесь на отдельных произведениях, исследуйте пространство вокруг

В хорошем музее продуманы даже такие, казалось бы, мелочи, как свет и особенный стиль экспликаций (табличек с описанием работы). Вы никогда их не заметите, если не присмотритесь.

Обратить на них внимание бывает полезно, чтобы увидеть экспозицию целиком, а не зацикливаться на отдельных произведениях.

Важно также поразмышлять над замыслом куратора: почему выставлены именно эти работы и именно в такой последовательности, рассказывают ли они какую-то историю вместе, созвучны ли своими отдельными фрагментами?

Совет 4. Слушайте на выставке музыку

Необычный совет, не правда ли? Когда будете готовиться к походу в музей, подумайте о тех произведениях, которые вы увидите. Подберите для каждого из них свой мини-саундтрек и сделайте плей-лист.

Скоро вы станете задавать себе задачки посложнее, выбирая неочевидные сочетания — музыку, которая заставит посмотреть на произведение с неожиданной стороны. Например, определенному стилю присущи одни и те же идеи как в музыке, так и в архитектуре — если смотреть и слушать авангард одновременно, это сделает ощущение эпохи более цельным и объемным.

Совет 5. Узнайте больше про художника

Перед посещением выставки художника хорошо бы узнать, кто он такой. Почитайте его интервью, посмотрите ролики (если это возможно), ознакомьтесь с критикой. Узнайте его темперамент и манеры, круг проблем, который волнует этого художника, и попытайтесь посмотреть на работы его же глазами. Так произведения искусства станут вам ближе, а впечатления от выставки будут более полными — вы познакомитесь не только с полотнами, но и с художником.

Источник: https://curious.ru/story/lifehacks_for_museums

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Когда день святой варвары

Закрыть