Зачем люди занимаются наукой

Почему в России нужна популяризация науки и почему ее опасаются ученые?

зачем люди занимаются наукой

«Когда мы убиваем в детях способность критически мыслить, говоря, что кролики появляются из шляп, мы создаем взрослых, которые верят в астрологию и гомеопатию» Шелдон Купер, персонаж популярного сериала о молодых ученых

«Теория большого взрыва»

«Теория большого взрыва» отлично продемонстрировала, как одна околонаучная комедия может поднять престиж физиков. В физике, конечно, не стали разбираться лучше, но выражение «теория струн» запомнили. Но если с физикой все сложно у всех, кроме самих физиков, то такие предметы интереса как чёрные дыры или префронтальная кора головного мозга вызывают ажиотаж у гуманитариев всех мастей. Но так ли хорошо мы способны разобраться в научной теме и не профанация вся эта популяризация?

Таинственный или, проще говоря, непонятный мир науки.

Что такое популяризации науки?

Если по-научному, то: «Поп-наука является плодом сращения, с одной стороны вполне объективных и значимых фактологических оснований академического научного знания, с другой стороны, специфической интерпретацией этого знания, которая тем или иным образом нацелена на решение социальных задач массовой культуры – развлечение читающей публики». А если мы были бы популяризаторами, то написали бы проще: «Поп-наука содержит в себе научные факты и ориентируется на массовую аудиторию». Популяризация – это доступное изложение научных знаний.

Советский научно-популярный журнал «Квант» и американский журнал «Amazing Stories»

Когда появилась популяризация?

Во второй половине 19 века. После того, как появились СМИ, тут же появился массовый читатель и зритель. И началась эпоха научных шоу, фильмов о космосе, и научно-популярных журналов тиражом до 500 тысяч экземпляров. Просветители 17-18 вв. таким возможностям бы просто позавидовали.

Ведь это они придумали сделать научное знание общедоступным. Одним из примеров популяризации той эпохи стала книга Франческо Альгаротти «Ньютонинизм для дам» 1737 года. Просветители мечтали вырвать, так сказать, народ из тьмы невежества с помощью знаний и открытий.

Сегодня это, к сожалению, по-прежнему актуально.

Как создается плохая «сенсационная» поп-наука.

Кто занимается поп-наукой?

Логично предположить, что ученые занимаются популяризацией своих открытий. Но нет. По опросу Института психологии РАН 60 % опрошенных ученых вообще ничего не знают о поп-науке, 31 % с ней знакомы, но относятся к ней прохладно. То есть, большинство опрошенных ученых не имеют к поп-науке никакого отношения и даже не знают о ее существовании. Тогда кто популяризирует?

Популяризацией занимаются научные журналисты. Эдакий котопёс: и не ученый, и не журналист. Но, по словам вице-президента Российской академии наук Алексея Хохлова, такие люди очень нужны. Если они правдиво и доступно излагают научные знания, то совершенно неважно, ученые они или нет.

Необходимость популяризации науки в России

  1. Первый и очевидный аргумент в пользу популяризации науки – борьба с мракобесием.

Всего 10 лет назад на федеральном канале Геннадий Малахов предлагал лечить диабет с помощью приседаний. Что говорить о миллионах россиян, которые передают из уст в уста рецепты народной глупости.

Уровень последней, надо сказать, сегодня просто зашкаливает. По данным одного из опросов с фразой «Антибиотики убивают вирусы так же, как и бактерии» согласно 53 % опрошенных. 29 % затрудняются с ответом и только 18 % опрошенных признали утверждение ложным.

А уж о разнице между бактериальной и вирусной инфекцией знают, видимо, только избранные.

  1. Благодаря популяризации сохраняется связь между наукой и обществом.

В России к науке относятся не очень. Что государство, что налогоплательщики. Государство не вкладывает в науку деньги, а общество и не хочет отдавать свои деньги на научные исследования. Еще в 1994 году был проведен опрос, согласно которому только 8 % поддерживают государственное финансирование науки. Большинство опрошенных не считает, что ученые поддерживают интересы простых людей и просто удовлетворяют своё любопытство. Спустя 9 лет этот опрос показал почти такие же результаты.

В таких обстоятельствах науке просто необходим грамотный PR. И популяризация – лучший для этого инструмент.

  1. Популяризация вызывает интерес к науке.

Многие ученые начали свой путь к науке еще в юности. Прочитанная научно-популярная книга, подписка на журнал, фильм или научное шоу – все это может вызвать неподдельный интерес, который станет смыслом жизни. Когда-то журнал для школьников «Квант» выпускался тиражом 315 000 экземпляров и сколько детей полюбили науку. Популяризация повышает и престиж учёного, как человека, который занимается увлекательным и полезным для общества делом.

В чем опасность популяризации науки?

  1. Популяризация – это «примитивизация науки для толпы».

Те 31 % ученых из опроса РАН, которые все-таки слышали о поп-науке, назвали ее «доведением науки до уровня комикса» и «превращением науки в зрелище в худшем смысле».

Безусловно, что популярное часто бывает поверхностным. Так, популярность свела теорию бедняги Фрейда лишь к представлениям об эдиповом комплексе, а творчество Уорхола к единственной банке с супом Кэмпбэлл. Мало, кто знает, что первого звали Зигмундом, а творчество второго включает сложные темы и первый арт-хаус в кино.

Массовое неизбежно упрощает. И ученые не зря опасаются такого простого переложения научных знаний, потому что, оно дает свободу для обобщений, манипуляций и сокращений. И тогда популяризация превращается в «сломанный телефон». Самое опасное в этом, что люди будут повторять глупости с очень серьезным лицом.

  1. Популяризация задает моду на науку.

Все любят книжки про мозг. Каждый прочитал хотя бы одну научно-популярную книжку о мозге. Или посмотрел документальный фильм. Или послушал подкаст.

Популяризации создает моду на научные сферы. Из-за этого может происходить пренебрежение важными, частными, но не популярными исследованиями. А науку финансируют чиновники, которые не увидят ценности и важности, но отреагируют на популярную тему.

  1. Плохая популяризация превращается в лженауку.

Плохая популяризация – это когда определенная категория людей распространяет необоснованную информацию. А другая категория людей хватает по верхам и верит каждому слову. И все это без ссылок и доказательств. Спасает здесь то, что в этой системе работает внутренняя регуляция. Ошибки находят у авторитетных популяризаторов. У Черниговской Татьяны Владимировны, заслуженного популяризатора, ученого с двумя степенями нашли ошибки, которые, между прочим, неплохо было бы перепроверить.

Заканчивая статью о популяризации, хочется пожелать читающим сохранять критическое мышление даже в самых незначительных случаях. И уж если начинать грызть гранит науки, то вгрызаться в самую его суть. И в подтверждение слов предоставляем список использованной литературы, как и полагается согласно научному этикету.

Статья написана на основе следующих материалов:

Источник: https://teachline.ru/blog/pochemu-v-rossii-nuzhna-populyarizatsiya-nauki-i-pochemu-ee-opasayutsya-uchenye/

Наука как рок-музыка: зачем люди ходят в лектории

зачем люди занимаются наукой

Поговорили с организаторами двух научных лекториев в Твери о том, на чем они зарабатывают. Фантастика, люди платят за знания! Вместе с антропологом Станиславом Дробышевским разбираемся, почему они это делают.

Мы — поколение, которому предрекали уход в виртуальную реальность и социальные сети. Мы сначала и потерялись в искусственном мире, но, перенасытившись им, постепенно возвращаемся в реальность и учимся развлекать себя в ней.

Сначала появляются квест-комнаты, потом набирают популярность паб-квизы. Всё важнее становится то, что умеешь и знаешь именно ты, а не твой смартфон. И вот следующая стадия: мы опять, как и в детстве, хотим много знать. И вот в одном городе за другим появляются проекты, культурные центры, лектории, где люди собираются и слушают спикеров на самые разные темы. Платят деньги за билеты, хотя многое из этого могли бы почитать или посмотреть в интернете.

Так почему знания и толковые лекции вдруг оказались такими востребованными?

“Живое слово”: когда наука приносит доход

Население Твери — 420 тысяч человек. Город между Москвой и Петербургом традиционно страдает из-за своего положения: молодежь «утекает» в столицы учиться и работать, а оставшиеся жалуются, что в городе мало интересного. Близость к Москве и скоростные «ласточки» позволяют посмотреть и концерты, и самые модные выставки, но ведь хочется и что-то своё иметь.

Чуть больше двух лет назад сотрудники местной газеты «Караван» начали приглашать популярных федеральных спикеров и проводить лекции на популярные темы.

Одной из первых приглашенных стала, например, Ася Казанцева — журналист, популяризатор науки и блогер, автор книг «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов».

Лекции стали собирать вполне солидные аудитории, билеты продавались быстро, даже не все желающие успевали попасть в список на вход. Так появилось «Живое слово».

Любовь Кукушкина, основательница проекта:

— Мы поняли, что эти встречи заполняют некие лакуны в городском сообществе, и людям было бы интересно это на регулярной основе. Потом я поняла, что это нужно делать отдельно от редакции, потому что интересен именно независимый лекторий, который не имеет идеологической подоплеки.

Методом проб и ошибок команда «Живого слова» поняла, что у их аудитории естественнонаучные лекции востребованы чуть больше, чем гуманитарные темы.

Любовь Кукушкина, основательница проекта «Живое слово»

— На астрофизику, антропологию и тому подобное народ идет валом. Интерес подогревает еще и . Кроме того, активно действует фонд «Эволюция», портал «Антропогенез.ру», их фестиваль «Ученые против мифов» — это же, по сути, уже как рок-фестиваль, туда со всей страны приезжают люди. Наука становится модной. И такие маленькие образования, как мы, появляются и поддерживают это направление, — рассказывает Люба.

Почти случайно оказавшись «в тренде», она за два года сумела выстроить целую систему. Лекции проходят регулярно, приезжают федеральные спикеры, средняя заполняемость зала — до 70 человек, но бывает и больше: например, на лекции кинокритика Антона Долина несколько раз собирались залы местного кинотеатра. В базе посетителей сейчас около двух тысяч человек: это те, кто посетил лекции хотя бы по одному раз. Постоянных слушателей — порядка 500, стоимость билета начинается от 700 рублей.

Антон Долин (слева)

— Это не волонтерский, а коммерческий проект. Ведь мы предлагаем уникальный продукт, очень крутые знания. И когда люди платят за него, они больше ценят это. Продажа билетов — наш единственный источник заработка.

Ведь нужно возмещать расходы: гонорар спикера, билеты для него, аренда помещения и прочее, вплоть до чая и печенья для слушателей. Мы пытались искать спонсоров, но в целом проект всё равно существует за счёт продажи билетов.

Это честно: люди хотят на лекцию, они купили билеты и пришли, — объясняет Любовь Кукушкина.

На своих «Рельсах»

Параллельно с «Живым словом» в Твери развивается проект «Рельсы», идущий другим путем. Его создатели Анна Кудрявцева и Илья Андреев начали с того, что задались вопросом: чем заняться в Твери в свободное время?

Анна Кудрявцева:

— Илья пришел ко мне и говорит: давай откроем в городе культурный центр. А у меня была такая же идея, но я не думала, что могу сама это сделать. У нас появился план: выставочное пространство, образовательная программа, книжные истории  Я долго жила в Москве, была окружена этим, и вижу, что в Твери этого не хватает. Но открыть центр сразу, не имея для этого ни средств, ни возможностей, нельзя, и мы решили сначала выбрать формат мобильного лектория.

Анна Кудрявцева, соосновательница проекта «Рельсы»

Спикеры «Рельсов» почти исключительно местные. Изначально их находили по «сарафанному радио»: кто-то посоветовал своего знакомого, кто-то — бывшего преподавателя, коллегу по работе. Большинство спикеров уже имели опыт публичных выступлений, но проект требовал немного иного подхода.

Илья Андреев:

— Это было непросто, ведь наши лекторы — люди, погруженные в свои темы, специалисты, а нам приходится им рассказывать, как нужно читать лекции. Потому что у проекта определенные требования: нужно вести открытый диалог, общаться с аудиторией. Важно, чтобы человек, пришедший на лекцию, получил ответы на свои вопросы. Мы специально ограничили количество аудитории до 30 человек, чтобы каждый мог почувствовать себя комфортно, поучаствовать в диалоге со спикером.

Илья Андреев, сооснователь проекта «Рельсы»

Интересно, что у «Рельсов», в отличие от «Живого слова», гораздо лучше пошли гуманитарные темы: искусство, литературоведение, политология, история Изначально подбирали темы, исходя из своих собственных интересов, а потом уже расширяли список, ориентируясь на аудиторию. Сейчас в их расписании можно найти и историю уголовно-исправительной системы Российской империи, и лекции по интерьеру дома, и экскурсы в историю различных районов Твери, и рассказы о зарубежном опыте по переработке мусора.

Анна Кудрявцева:

— Если ставить цель прививать людям такое время препровождение, сделать его постоянным, то надо обращаться именно к местным спикерам, которые могут выступать с достаточной периодичностью. Это облегчает нам задачу как организаторам, снижает расходы. У изначально была идея именно доступного интеллектуального досуга, мы понимали, что коммерческой модели у этого проекта нет, он волонтерский, наша цель — культура и образование.

На лекции приходит 20 — 30 человек, билет стоит 300 рублей. Организация окупается, но Илья и Аня не зарабатывают этим на жизнь. За полтора года существования проекта накопилось около 150 тысяч рублей прибыли, и вложить ее планируется в дальнейшее развитие.

В планах у ребят – подыскать помещение, куда «Рельсы» могли бы переехать насовсем. Пока лекции проводят на разных площадках.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто снял иисуса с креста

Многие из них, кстати, даже стоимость аренды с организаторов не берут, так что оплачивать приходится только уборку и гонорар спикеров, плюс традиционные расходы на чай, кофе и раздаточные материалы.

Станислав Дробышевский: «Народу надоело заниматься ерундой»

— Люди приходят, потому что им хочется интересно проводить время. Не так много возможностей в Твери делать что-то особенное в выходные. А мы стараемся создать на лекции неформальную обстановку и показать в своих соцсетях, что это круто и интересно, классно. Я сам прошел школу и университет, можно сказать, неосознанно. И лишь несколько лет спустя понял, что знания – это интересно. И что нам нужен такой продукт, —  говорит Илья.

Люба Кукушкина говорит, рост интереса к науке был неизбежен:

— Должно же быть некое движение, противоположное тому, что на нас льётся из телевизора. Когда есть вопросы к системе образования, к СМИ, есть один выход — самообразовываться, становиться умнее. Потому что умным человеком невозможно управлять.

В нашей с ней беседе постоянно всплывает сравнение: популяризация научного знания — это современная форма протеста, наша нынешняя рок-музыка. Потому людям не лень тратить время, силы и деньги на лекции популярных спикеров.

— Интернет сдает позиции, есть перенасыщение и запрос на живые встречи. Людям по кайфу пообщаться с лектором, которого они видели на экране. Живые лекции – это другая энергетика. Почему люди ходят на концерты группы «Сплин», хотя и так знают все их песни? —  проводит она аналогию.

Данила Игнатьев, постоянный посетитель и помощник  «Живого слова», говорит:

— Здесь создается определенная атмосфера, свой климат. А для кого-то это возможность увидеть своего кумира воочию. Например, я знаю людей, для которых Станислав Дробышевский — настоящая звезда, как музыкант. И в его лекции есть что-то общее с живым концертом, картинка в онлайне этого не заменит.

Станислав Дробышевский (слева)

Сам Дробышевский, антрополог и популяризатор науки, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени Ломоносова, объясняет интерес людей к науке с прямотой настоящей рок-звезды:

— Народу надоело заниматься ерундой. Сколько можно смотреть сериалы? Хочется как-то с реальностью соприкасаться. Потому что мир большой, интересный, есть много всего чудесного. Если человек уже втянулся в это, ему трудно отказаться, ведь у познания краев нет, можно узнавать ещё, ещё и ещё. Многие слушатели сами становятся активными участниками, организаторами.

За последние несколько лет он не по одному разу объехал с лекциями множество городов России от Москвы до Хабаровска. Публика, рассказывает он, везде хорошая, будь это школьники, студенты, академики или заключенные. Даже религиозные личности не доставляют особых хлопот:

— Если человеку доступно излагать и наглядно показывать, то он всё воспринимает. Так что внештатные ситуации бывают крайне редко, психи обычно почему-то не приходят. Бывает, что встречаются люди упертые, мало знающие, которые начинают что-то занудно спрашивать. Но ведь и хорошо, когда человека что-то интересует. Да, неизбежно бывают дурацкие вопросы, какие-нибудь инопланетяне, снежные люди, рептилоиды, но гораздо реже, чем мы сами ожидали, — говорит антрополог.

Еще одна важная причина популярности лекториев — возможность побыть в обществе себе подобных, оказаться среди людей, которые слушают с пониманием лекции на замысловатые темы, задают интересные вопросы. Это способ осознать, что ты не один.

— Ты осознаешь, что у тебя есть единомышленники, с которыми интересно поговорить. Ощущение одиночества не нравится никому. А в современном мире с развитием соцсетей люди все чаще наедине с собой и своими гаджетами. И когда человеку что-то интересно, он не всегда может найти людей, с которыми может обсудить тему вживую. А здесь он найдет тех, с кем может поговорить или поспорить, — объясняет программист Алексей Яковлев.

Станислав Дробышевский говорит: ему приятно, что интерес к науке не слишком зависит от экономической ситуации в стране. Это именно психологическое состояние общества, и пока оно уверенно идёт на подъём.

Популяризаторских собраний, лекториев, проектов становится все больше, и появляются они благодаря интересу людей.

Например, «НаукаPRO» в Ростове-на-Дону: «Это были просто ребята, которые мне писали: а когда вы приедете в Ростов? Я ответил: организуйте, они подумали и привезли меня, а потом — и не только меня. И теперь они получили премию как лучший популяризаторский проект в стране».

Лектории в Твери планируют развиваться, интересных идей у их создателей хватает. Среди проектов «Рельсов» — книжный дискуссионный клуб и встречи для занятий разговорным английским, а еще — клуб путешественников, где спикером может стать каждый человек, побывавший в интересном месте и способный рассказать об этом другим.

«Живое слово» регулярно проводит «Интеллектуальный стендап», где сразу несколько спикеров соревнуются друг с другом в искусстве заинтересовать слушателя, и «Науку на вырост» — здесь молодые ученые-биологи рассказывают детям об устройстве мира. Появляются и новые лектории, проекты, дискуссионные площадки.

— Надеюсь, весь этот процесс популяризации науки не загнется, — говорит Дробышевский. — Если посмотреть в пропорциях к населению России, пока мы охватили, конечно, лишь малую часть. Когда это будет уже не 1% населения, а хотя бы 20% — это уже цель. Просто надо в двадцать раз больше впахивать.

Источник: https://svobody.pl/posts/nauka-kak-rok-muzyka-zachem-lyudi-khodyat-v-lektorii

Зачем человечеству нужна наука? – ARTMISTO

зачем люди занимаются наукой

Редакция ArtMisto открывает новую рубрику научно-популярных статей, где наши друзья из проекта 15х4 будут публиковать материалы, посвященные научным открытиям, техническому прогрессу, новым технологиям и их взаимодействию с окружающей средой.

Андрей Филатов

Сегодня, в первом материале нашей новой рубрики, попробуем разобраться, в чем все-таки состоит польза науки для обычного человека.

Первое что приходит на ум — наука объясняет фундаментальные принципы устройства мира

Из этого следует, что благодаря науке человек  способен лучше понимать мир, в котором живет. Но чтобы совершить хоть сколько-нибудь значимое открытие, недостаточно теоретических знаний, нужно еще и создать оборудование, на котором возможно их применить. 

Современный мир устроен так, что на создание новой технологии необходимо финансирование, а финансирование для проведения исследований в должном объеме могут получать и эффективно использовать только две отрасли: научная, и военная.

Однако открытия военной отрасли чаще всего попадают под гриф «секретно», и только спустя многие годы становятся достоянием общественности (не говоря о том, что зачастую стоят тысячи человеческих жизней).

Научные открытия и технологии, в свою очередь, практически сразу становятся доступны коммерческому сектору.

Рентгеновские детекторы некоторое время использовались в военной промышленности в разведывательных целях (на спутниках шпионах, для контроля проведения испытаний ядерного оружия). Как и многие другие, эти технологии были засекречены, но как только астрономы стали изучать небесную сферу в рентгеновском диапазоне, компанией-производителем астрономических детекторов был создан прибор  для досмотра багажа, которым и сейчас пользуются в каждом аэропорту.

 При разработке Большого адронного коллайдера были отработаны технологии создания сверхпроводящих магнитов (которые также являются основной деталью аппаратов МРТ). Как следствие, затраты на производство магнитов резко сократились, и значительное количество клиник во всем мире смогли закупить более доступные аппараты МРТ. Итак, создание  современного крупного научного инструмента влечет за собой целый ряд технологических открытий, которые доступны коммерческому сектору.

Можно возразить, многие крупные коммерческие компании, вроде Apple,тратят серьезные суммы на разработку новых технологий и тоже являются двигателями технологического прогресса. Это вполне правдивое замечание, но тут стоит рассказать одну историю. В конце 80-х в жизнь людей пришли первые беспроводные технологии, а ведущим игрокам IT-индустрии стало ясно, что создание беспроводной связи между портативными устройствами это очень перспективное направление.

На создание данной технологии были брошены значительные ресурсы, но без видимого результата. Тем временем, в австралийской лаборатории радиоастрономии CSIRO, инженер Джон О’Салливан, работал над поиском излучения черных дыр, предсказанного Стивеном Хокингом.

Он был так увлечен, что решил модернизировать радиотелескоп, на котором работал. Результатом его модернизации стал алгоритм обработки радиосигнала который лежит в основе всем хорошо знакомой технологии Wi-Fi.

В чем же причина? Почему радиоастроном смог решить задачу, над которой безуспешно бились лучшие инженеры ведущих IT компаний?

Ответ в мотивации: труд над поставленной исключительно коммерческой задачей не может мотивировать работать также эффективно, как занятие интересным и любимым делом

Вторую важную роль науки в современном обществе можно сформулировать следующим образом: занимаясь наукой, люди находятся в сверхмотивированном состоянии, которое позволяет совершать грандиозные открытия, даже не осознавая их значение для общества.

Наука для каждого

Если с ценность науки для человечества в целом вполне ясна, то самое время задаться вопросом, есть ли польза для отдельно взятого человека, не связанного непосредственно с научной деятельностью? Ответ на этот вопрос правильней начинать издалека. Зачастую, крупные международные компании нанимают в свои исследовательские отделы людей именно из научной среды.

Можно предположить, что работники науки имеют обширный запас знаний в своей области, но это далеко не ключевой фактор. Причина в том что, работая в научном сообществе, человеку необходимо решать задачи, которые до него еще никто не решал, и без какой-либо гарантии, что у них вообще есть решение. Необходимость постоянно обрабатывать огромные потоки новой информации формируют особый склад ума, который условно называют критическим и аналитическим мышлением.

Именно эти качества, доведенные до совершенства, помогают находить ответы на казалось бы, нерешаемые вопросы.

И тут не лишним будет вспомнить, что работа нашего мозга очень напоминает работу мышц: для поддержания высокой мозговой активности его нужно постоянно тренировать.

При решении сложных задач или изучении нового материала, в мозге формируются нейронные связи, которые в дальнейшем помогут более продуктивно обрабатывать любую информацию, с которой мозгу придется столкнуться

С этой точки зрения наука выступает в роли идеального тренажёра для  ума, позволяя становиться не только образованнее, но и фактически умнее. 

Источник: http://artmisto.net/2016/09/19/zachem-nauka/

Что такое экология — часть человека или наоборот?

Экология – это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений живых организмов и объектов неживой природы с их средой обитания и между собой. Изначально ее главной задачей было исследование экосистем, биоценозов, пищевых цепей и биосферы. С увеличением влияния человека на окружающую среду большая часть экологических исследований посвящается изучению взаимодействия людей и природы, их влияния друг на друга.

Общие положения

Первым термин экология предложил ученый-биолог из Германии Эрнест Геккель в 1866 году. Он считал ее ответвлением биологии.

Первоначально дисциплина изучала взаимодействие флоры и фауны с окружающей биосферой, поскольку проблема изменения окружающей среды от действий человека не стояла так остро.

Сейчас сообщения об экологии по большей части посвящены защите экосистем от вредного влияния урбанизации и индустриального развития. Она отошла от первоначального чисто биологического определения и сформировала тесные связи с естественными и гуманитарными дисциплинами.

Э. Геккель, который ввел термин экология, назвал ее «наукой о взаимоотношениях живых существ с окружающим миром, под которым понимаются любые условия существования». Человек занимает в ней особое положение из своей способности сильно влиять на состояние планеты. В индустриальную и постиндустриальную эпоху взаимное влияние людей и природы друг на друга стало приоритетным предметом изучения.

Новое определение экологии — наука, изучающая взаимодействия флоры, фауны и других объектов живой и неживой природы между собой и с окружающей средой. Часто этот термин используют неправильно, подразумевая под ним экологическую обстановку или ситуацию в городе или местности.

Экология как часть человека

Слово «экология» происходит от греческого οἶκος (жилище) и λόγος (учение). Эта наука посвящена изучению среды обитания всех живых существ на планете. В частности, она исследует способы распределения, сохранения, накопления природных ресурсов, необходимых для удовлетворения духовных и материальных нужд населения, включая потребности в:

  • пище;
  • воде;
  • воздухе;
  • безопасности;
  • развлечениях;
  • социализации.

Несмотря на то что человечество способно подстраивать среду под себя, превращая экосистемы в города, оно остается зависимым от природы. Его благополучие, здоровье и счастье напрямую зависит от деталей экологической обстановки:

  • состава и чистоты воздуха, воды, почвы;
  • климата, температуры, погодных условий;
  • соседства с другими полезными или вредными видами животных и растений;
  • качества и количества доступной воды и пищи;
  • уровня радиации;
  • плотности атмосферы, возможности озонового слоя защищать планету от солнечного излучения.

Экология нужна для контроля за этими факторами. Она занимается разработкой эффективных методов регуляции уровня загрязнений и шума, сохранения полезных видов растений и животных, стабилизации экосистем, предотвращения природных катастроф. Это положительно сказывается на уровне жизни и нужно для создания гармоничного общества.

Рассматриваемую науку ассоциируют с озеленением и охраной экосистем, но этим не ограничивается ее влияние на общество. Экология бывает разной и изучает взаимодействие живых существ друг с другом и с неживым миром во всем разнообразии. В ней выделяют 3 раздела:

  • аутоэкология – изучает взаимодействие отдельно взятого организма с его окружением;
  • демоэкология – рассматривает популяцию, включая взаимоотношения ее членов;
  • синэкология – исследует многовидовые экосистемы организмов и их сосуществование как часть единого целого.

Помимо открытия и внедрения новых методов защиты природы, наука экология занимается изучением взаимодействия отдельных людей и всего человечества с биосферой. Она плотно связана с социологией, биологией, ботаникой, эпидемиологией, географией, генетикой, химией, изучением ландшафта, физикой и другими дисциплинами.

Сейчас ее рассматривает как комплекс наук, влияющих практически на все сферы жизни. Составление стандартов качества и безопасности продукции, принятие новых законов, разработка планов строительства и другие мероприятия проводятся с учетом экологических исследований.

Человек как часть экологии

Положение людей в биосфере противоречиво. С одной стороны, человек настолько же зависит от природы, как и остальные животные. С другой — его воздействие на среду настолько велико, что вызывает глобальные изменения в ландшафте, составе атмосферы, климате, биологическом разнообразии планеты. Экология как наука необходима для контроля над этим влиянием.

Активная урбанизация, индустриализация и развитие технологий изменило планету навсегда. Экология изучает их последствия, среди которых:

  • загрязнение атмосферы;
  • изменение состава почвы;
  • сокращение популяций и разнообразия флоры и фауны;
  • уменьшение запасов питьевой воды;
  • изменение климата;
  • загрязнение мирового океана;
  • истощение полезных ископаемых;
  • неконтролируемое использование нефти, газа и других не входящих в естественный кругооборот веществ;
  • разрушение озонового слоя атмосферы;
  • радиационное загрязнение.

Экология относится к наукам, чья главная задача — улучшение здоровья и уровня жизни населения. Для этого она ищет способы минимизировать вредные последствия перечисленных проблем и найти альтернативные способы экономного расхода ресурсов. Она также изучает особенности биосферы в затронутой человечеством среде, выявляя закономерности и пытаясь найти возможные решения.

Проблемы глобальной экологии нельзя игнорировать — иногда они становятся причиной конфликтов между целыми регионами, странами и социально-экономическими системами. Действия человека губят биосферу, а ее плохое состояние ухудшает уровень здоровья и качества жизни людей.

Чтобы разорвать этот цикл, нужно поставить фундаментальные основы защиты окружающей среды на первое место и научиться существовать в гармонии с природой.

Но это невыгодно, что уменьшает заинтересованность людей и позволяет их негативному влиянию на экологическую обстановку распространяться.

Экология – это часть человека, но обратное тоже верно. Несмотря на то что люди научились манипулировать окружающей средой и подстраивать ее под свои нужды, их счастье и здоровье еще зависит от чистоты воздуха, воды и грунта, разнообразия пищи и других факторов. Влияние человечества на состояние планеты неконтролируемо и разрушительно, потому наука необходима для его ограничения и сохранения Земли в пригодном для жизни состоянии.

Источник: https://musorish.ru/ekologiya-chast-cheloveka-ili-naoborot/

Гражданская наука: для кого и зачем?

Гражданская наука возвращает идею ученого-натуралиста 

«Вам нравится смотреть на мир вокруг и пытаться понять, как это все устроено? Вам нравится думать? Займитесь гражданской наукой» – это слова американского популяризатора науки Билла Ная.

Высказал он их в качестве рецензии на первую книгу про гражданскую науку «The Rightful Place of Science: Citizen Science». Русского перевода у нее нет, а вот сфера деятельности, описываемая в книге, бурно кипит и развивается. Жаль только, что не в нашей стране.

Что такое гражданская наука и как начать ею заниматься, если вы живете в России?

Первым массовым делом гражданских ученых считается работа по пересчету птиц Christmas Bird Count для Национального Одюбоновского общества, начатая в 1900 году. Но что это за люди? Это настоящие ученые?

Участники Christmas Bird Count в 2012 году

И да, и нет. Люди, занимающиеся гражданской наукой, не являются учеными в привычном понимании этого слова — у них может не быть специального образования и глубоких познаний в определенных областях. Они не курируют исследования и не пишут научные статьи.

Но они однозначно вносят свой вклад в науку, выполняя простые задачи. Эти задачи им делегирует профессиональное научное сообщество, и затем собирает результаты и подкрепляет ими свои теоретические выкладки. А иногда и вовсе делает неожиданные открытия.

Широкое распространение гражданской науки стало возможным благодаря интернету, конечно. Кто-то даже предпочитает пользоваться отдельным термином для явления — «гражданская сетевая наука», но сути дела это не меняет. Интернет, просто-напросто, удобное средство для того, чтобы собирать и систематизировать данные, которые могут дать науке обычные люди.

Распознать на изображениях с телескопов галактики, пересчитать на фото пингвинов по головам, помочь произвести сложные расчеты для изучения структуры белка — задач масса. Без интернета нельзя представить, каким образом люди могли бы столь же координированно заносить данные в базу. В общем, мы вас поздравляем — вы живете как раз в ту самую эпоху, когда заняться наукой, не будучи ученым, так же просто, как вскипятить чайник.

Международные проекты в гражданской науке

На фоне общих тенденций, гражданская наука за рубежом развита гораздо лучше, чем в России. И проектов там, как ожидаемо, в разы больше. Хорошая новость в том, что принимать участие в большинстве из них может гражданин любой страны мира. Чрезвычайно удобным компилятором таких проектов является сайт SciStarter по аналогии с краудфандинговыми площадками, наподобие Kickstarter.

Ведь гражданская наука тот же краудфандинг. Сейчас на сайте зарегистрировано 1137 проектов разной степени популярности и на различных стадиях. Некоторые уже запустились, и вы можете взять задачи для выполнения, некоторые только ждут запуска. Разнообразие проектов сложно описать. Начиная от определения пород бродячих собак, заканчивая измерениями «чистоты» ночного неба с точки зрения проблемы светового загрязнения.

У каждого проекта указана его локализация: отдельные районы и страны, или весь мир. Так что можете не переживать, даже если вы из далекой Якутии, для вас найдется интересная задачка. Для удобства пользователей данные о местонахождении и тематики исследований можно выбрать на главной странице сайта. Основатель проекта Дарлин Кавальер недавно выпустила очень подробную книгу о гражданской науке.

Если вы свободно читаете по-английски – you’re welcome.

Помимо кампаний, размещенных на SciStarter, есть отдельные проекты. Некоторые из них уже мастодонты своего дела и давно собирают и успешно используют данные от пользователей. Это, например, Galaxy Zoo, стартовавший в 2007 году.

Все, что нужно делать пользователю на сайте — это постараться максимально точно описать форму галактик, которые они видят на изображениях. И не думайте, что это мелочи. Форма — показатель, который может много рассказать о галактике в целом.

Во Вселенной еще миллиарды неизведанных миров, поэтому подключайтесь и помогите астрономам классифицировать их.

Проект на Zooniverse по поиску мест образования новых планет в космосе

Галактики — это очень далеко. Изучить кое-что поближе можно в проекте Planet Four. И да, он про Марс, четвертую от Солнца планету. По изображениям поверхности Марса необходимо идентифицировать детали рельефа. Вы берете и натуральным образом рисуете на фотографиях формы, утвержденные научным сообществом заранее.

Если вам больше по душе микромир, то можете поучаствовать в пополнении базы знаний о структуре белка, играя на компьютере. Это позволяет проект Foldit. Она использует людские ресурсы, брошенные на решение различных головоломок, и на основе результатов занимается прогнозированием структуры белков и конструирует новые.

Если у вас вдруг нет времени на такую ерунду, как вычисление формы галактик и решение головоломок, вы можете помочь науке, не прилагая для этого никаких усилий. Для этого нужно просто установить специальную программу на ваш компьютер, и она будет использовать его вычислительные мощности для своих задач.

По такому принципу функционирует проект Einstein@Home, который предназначен для проверки гипотезы Эйнштейна о гравитационных волнах, а теперь еще и ищет пульсары по данным радио- и гамма-телескопов.

Или World Community Grid, использующий возможности вашей машинки для помощи в исследованиях в области борьбы с раком, спидом и другими серьезными заболеваниями.

По такому же принципу был организован проект по поиску внеземной жизни SETI@Home, организованный при университете Беркли в США еще в 1999 году. Компьютеры пользователей, подключенных к сети, анализировали загадочные радиосигналы из космоса и пытались определить, какие из них могут иметь искусственный характер.

Российские проекты в гражданской науке

Конечно, российских проектов в этой области несоизмеримо меньше, если не сказать, катастрофически мало. Хотя, по словам главы Российского научного фонда в 2017 году на гражданскую науку было выделено 340 млрд рублей. Возможно, отечественные научные организации еще не до конца осознали полезность запуска таких платформ. Нам остается лишь надеяться на то, что в будущем их станет гораздо больше.

Пока радоваться могут любители птиц и животных. Союз охраны птиц России иногда объявляет дни наблюдений за птицами и смысл этого всего в том, чтобы узнать, сколько и каких птиц за определенный промежуток времени можно встретить в различных местах. Поэтому всех участников призывают фиксировать всех встреченных птиц и отправлять эти данные в национальные координационные центры.

А команда специалистов, неравнодушных к морским млекопитающим, запустила проект «Дельфинология» и в его рамках туры Whalewatching — природно-познавательные экскурсии для всех желающих. В них надо наблюдать за китообразными животными и собирать данные о них. Это симбиоз туризма и научного исследования «в полях».

Поэтому участники не просто вносят вклад в науку, но еще и путешествуют и расширяют собственный кругозор.

Можно попробовать внести свой вклад в составление Карты Радиации. Проект создали Алексей Сидоренко и Григорий Асмолов. Они занимаются подобным не в первый раз. Однажды уже инициировали краудсорсинговые проекты, посвященные пожарам и холодам. В последнем своем детище они предлагают всем искать места локального радиоактивного загрязнения, неизвестные властям. Для этого нужно отмечать на карте места, где вы обнаружили высокий уровень радиации. Конечно, тут вам понадобится дозиметр.

В целом, к развитию гражданской науки в России остается много вопросов. Почему деньги на нее выделяются, а проектов так мало? Почему тема не освещается больше? Ведь привлечение в эту сферу большего количества человек будет полезно не только для самих участников, но и для научного сообщества.

Исследовательские проекты получат возможность без проблем собирать и обрабатывать big data, делать на основе этого открытия, дополнять теории. Кроме того, увлечение гражданской наукой может привести людей в «настоящую» науку — в лаборатории и институты.

Ни для кого не секрет, что чем больше талантливых специалистов в какой-либо области, тем лучше для ее развития.

С другой стороны, для общества, популяризация гражданской науки повысит у людей интерес к изучению окружающего мира, заставит их погрузиться в научные исследования, больше понимать то, как работают ученые.

А уже это сократит тот огромный разрыв между обитателями «башни из слоновой кости» и простыми людьми. Осведомленность общества о науке сделает его жизнь комфортнее и безопаснее.

Источник: https://sciencepop.ru/kak-stat-uchenym-v-internete/

Наука в жизни современного общества — УчительPRO

Раздел ОГЭ по обществознанию: 2.2. Наука в жизни современного общества

Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий.

Наука подразделяется на следующие отрасли знания.

Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.

Наука в жизни современного общества (подробно)

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка (Анаксагор). От многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль (Екклесиаст). Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество (Сократ).

Наука и ее роль в современном мире

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека — без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

 Наука — сложное понятие. Так же как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах.

◊ Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.◊ Во-вторых, сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания.

◊ В-третьих, определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академия наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в данном смысле).

◊ В-четвертых, объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе, например раздел биологии — анатомия человека, и науки об обществе, например история или социология.

Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку — математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение.

Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы.

Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры.

Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.

Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

Среди основных функций науки в обществе ученые выделяют:

  • познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
  • мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
  • прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
  • социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
  • производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.

Вместе с тем XX век дал миру предупреждение — наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит, спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным — все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота.

Наука особенно важна и значима в современном мире — мире высоких технологий и инновационной экономики, основанной на знании. Сегодня уже не руда и нефть, газ и уголь выступают в качестве основных богатств, а сила интеллекта, научное знание, воплощенное в современную технологию, хай-тек.

Наше время часто называют эпохой научных достижений и небывалых открытий, технических революций и воплощения в жизнь самых фантастических идей наших предков, техногенных катастроф и хрупкого ядерного баланса, величия науки и ее бессилия.

Трудно однозначно оценить степень вреда и пользы новейших достижений научной мысли. Мы привыкли считать, что знания способствуют духовному развитию человека, но XX век.

принес и обратные примеры — чудовищные эксперименты над людьми в нацистских лагерях, «гениальные» разработки беспощадного оружия массового уничтожения, ядерного, биологического, химического.

 Основные признаки науки

Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:

  1. системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);
  2. внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);
  3. прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);
  4. выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);
  5. опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные — представляющие реальное событие или явление — и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).

Вместе с тем в науке есть место противоречивым теориям, недоказанным теоремам, неразрешимым проблемам, парадоксам и т. п. Часть из того, чем занимается наука, потом может быть опровергнута, отнесена к суевериям и мистике, а другая — доказана и стать основой новых научных доктрин.

Если долгое время в истории человечества научное мировоззрение зачастую было подчинено религиозному и житейскому (вспомним гонения на ведьм, гибель от рук инквизиции Коперника, Джордано Бруно и других ученых Средневековья), то сегодня ситуация изменилась. С XVII-XVIII вв. начинается резкий рост влияния научного понимания мира, а с XX в. наука является одной из важнейших форм познания человеком окружающего мира.

Общие правила процесса усиления роли и значимости науки в обществе сформулировал французский мыслитель Ренэ Декарт:

  1. истинное научное знание должно быть ясным и отчетливым;
  2. трудные вопросы следует разделять и решать по отдельности;
  3. научное познание идет от простого к сложному;
  4. необходимо обеспечивать целостность процесса познания.

 Наука и мораль. Ответственность ученых

Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Всегда ли роль науки положительна? Наряду с достижениями, которые научили человека экономить свое время, продлевать срок жизни, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый и трудоемкий труд машинам, мы знаем о смертоносном оружии, ядовитых материалах, радиоактивных отходах, разрушающих природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Приведем один из примеров.

Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из «отцов водородной бомбы», а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. XX в. отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением Мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров.

Соотношение науки и морали становится важнейшим фактором общественного развития в XXI столетии.

Совместимы ли гений и злодейство? Этот вопрос задавался и раньше, но сегодня он приобретает особую актуальность в связи с псевдонаучными человеконенавистническими экспериментами, проводимыми в фашистских концлагерях, с попытками с помощью генной инженерии искусственным путем создать человека. Библейская мудрость гласит: «Во многом знании — много печали». Поэтому всегда следует помнить, что врачи могут спасать жизни, а могут проводить чудовищные эксперименты на людях. Наука — это только наш помощник, и она должна служить общественному благу.

 Современная наука и технологии. Научно-техническая революция

Наше время получило название эпохи научно-технической революции (НТР) — качественное изменение состояния общества, при котором наука становится ведущим фактором развития экономики, производства и всех других сфер жизни человека.

Научно-технический прогресс характеризуется ростом технической оснащенности труда: палка-копалка, рычаг, колесо, паровая машина и так вплоть до персональных компьютеров и робототехнических систем. При этом технические новшества вначале увеличивали физическую силу человека (подъемные машины, транспортные средства и др.

), потом усиливали его интеллектуальную мощь (счетно-решающие устройства), и, наконец, стали делать ненужным непосредственное участие людей в технологических процессах (современные технологии).

Научно-техническая революция XX в. вызвала значительные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком.

Изменения произошли и в характере труда — он стал более интеллектуальным и творческим. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Научно-технические разработки стали главными факторами экономического роста. В конце XX в.

наукоемкость производства становится важнейшим критерием его прогрессивности и конкурентоспособности.

То, что стало происходить в последние десятилетия, является уникальным явлением, так как в течение жизни одного поколения происходят изменения, которые в корне меняют повседневные действия человека. Еще несколько десятков лет назад никто и представить не мог возможности отправлять письма по электронной почте, звонить по мобильному телефону, заглянуть внутрь своего организма. Сегодня все это стало не только достоянием узкого круга ученых, но вошло составной частью в нашу жизнь.

Это конспект по математике на тему «Наука в жизни». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/

Зачем развиваться и саморазвиваться?

Очень многие люди сейчас занимаются САМОразвитием. Но почему-то положительных результатов в самостоятельной работе над собой достигает так мало людей.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся что такое Развитие и САМОразвитие.

Развитие — это изменение человека или раскрытие его потенциала.Иначе говоря, всестороннее развитие возможностей человека Саморазвитие — это процесс самостоятельного развития человека. Саморазвитие начинается в первую очередь с желания. При этом саморазвитие — это регулярная работа над собой, развитие и совершенствование новых и уже имеющихся навыков и личностных качеств.

Так почему же в работе над собой мы зачастую не получаем желаемых результатов или получаем очень медленно.

Почему мы должны саморазвиваться?

Во-первых, происходит это потому, что саморазвитие (развитие) часто путают с познанием! Человек поглощает книги по развитию десятками и сотнями, но целенаправленно ничего из прочитанного не реализует в своей жизни, а лишь накапливает знания, не переводя их в умения и навыки. Иными словами, это просто накоплением знаний без их целенаправленного практического применения.

Как нельзя наесться впрок, так и нельзя и насытиться знаниями. В конце концов полученные знания просто превратятся в информацию или забудутся. Это нельзя называть развитием или саморазвитием, это не более, чем накопительство.

Вам наверняка приходилось встречаться по жизни с такими высокомерными «умниками», которые, знают, как жить, но не живут как знают, по сути, они являются ничего не достигающими неудачниками.

Во-вторых, очень похоже на первое. Человек посещает различные тренинги, мастер-классы, семинары, вебинары (чаще всего бесплатные).

Человек, образно говоря «подсаживает себя на иглу» и тешит себя тем, что он развивается. Это всё иллюзии. Это тоже самое, как сказать «я был на Эвересте», только ходили Вы вокруг горы, а не забрались на её вершину.

А ещё, известно, бесплатное не имеет цены, и чаще всего ценности. И как в первом случае, человек лишь наполняется знаниями и информацией, не находя им практического применения в жизни.

Во-третьих, человек использует для своего развития множества источников информации.

Это тот случай, когда человек в своей голове из разрозненных и противоречивых кусков пытается собрать непротиворечивое целое. Во все времена такую задачу могли решать лишь единицы людей. Во всём должна быть система.

В — четвёртых, когда человек делает ставку на что-то одно, а всё остальное отбрасывает и не берёт во внимание. Так, например, одной лишь мантрой, вес не сбросишь, нужен настрой, организация питания и конечно-же физические упражнения.

Точно также, как медитацией и техниками фен шуй не приобретёшь финансовую свободу и независимость. Для этого как минимум надо изменить финансовое мышление и освоить финансовую грамотность.

В-пятых, проблемы с мотивацией. Когда у человека мотивов вообще нет, то есть он занимается развитием ради развития, в таком случае у него никогда не будет значимых результатов.

Понимание мотивов, направленных на саморазвитие — это первое и главное, что будет максимально влиять на эффективность развития и раскрытия потенциала человека.

В-шестых, отказ от авторитетов, учителей и наставников. Известно, что по по статистике у 99% все успешных людей обязательно был наставник, тренер, коуч. Не случайно, успешные люди всегда имеют наставников или коучей, чтобы быть ещё более успешнее.

Можно тешить своё самомнение сколько угодно, но без взгляда со стороны и помощи профессионалов (тренеров, наставников, коучей) двигаться вперёд и эффективно невозможно. Вы можете оправдывать себя сколько угодно, но, если Вы считаете и уверены, в том, что вам не нужен никакой наставник, Вы и так «самый умный» — налицо у Вас проблема, имя которой — Гордыня. А гордыня — это основное и самое серьёзное препятствие на пути развития.

Какие можно сделать из этого выводы

И если вы до сих пор не поняли зачем нужно развиваться современному человеку, то вот последние доводы. Чтобы идти в ногу со временем и быть успешным, надо развиваться. Развитие или саморазвитие — это регулярная работа над собой, это постоянное развитие и совершенствование новых и уже имеющихся навыков и личностных качеств. Это раскрытие своих талантов, способностей, раскрытие своего потенциала.

Для того, чтобы развиваться необходимо инвестировать в своё развитие и время и деньги. Очень хорошо, если на вашем пути будет такой попутчик как коуч. Возможно он будет единственным человеком, который будет Вас поддерживать на пути Ваших изменений.

Но именно с ним Вы быстрее достигните желаемого результата в любой жизненной сфере: смените нелюбимую работу на дело по душе, найдёте партнёра и создадите счастливую семью, станете стройнее и обретёте здоровье, узнаете о своих творческих способностях и определитесь с хобби, улучшите своё финансовое благосостояние и многое другое. Главное понять ради чего Вы хотите этих изменений и захотеть не только изменений, но и быть готовым работать над собой и меняться самому.

Источник: https://www.1napc.ru/aboutcoaching/zachem-razvivatsya-i-samorazvivatsya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Как относиться к людям

Закрыть