Что такое соборование и зачем нужно собороваться

Что такое Соборование?

что такое соборование и зачем нужно собороваться

священник Александр Богдан

Соборуемся по правилам

Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало брошюр и статей. Хочется рассказать о практической стороне Таинства.

А зачем на самом деле нужно собороваться?

Очень хорошо по этой теме выразился протопресвитер Александр Шмеман: «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таинство есть всегда переход и преложение Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом.

Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении – на время! – его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу». Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его.

Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются.

Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи?

Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи (обычно называются от последней исповеди)? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать.

Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех.

Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь.

Тогда что же происходит с неназванными грехами?

Нынешний митрополит Иларион (Алфеев) рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное.

Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах.

Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди.

Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду?

Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник – только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас

Так нужно ли тогда, перед соборованием исповедоваться?

Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Традиционно люди обычно исповедуются, хотя никто не запрещает собороваться не поисповедовавшись накануне. Если вы человек церковный, то вы и  так будете регулярно исповедоваться, и у вас это получится само собой. Если же вы еще не совсем воцерковились, то можете исповедоваться перед или сразу после соборования.

Приходить надо натощак?

Совсем не обязательно. Довольно часто Таинство Елеосвящения совершается вечером. Поэтому смотрите, чтобы вы не упали в обморок от истощения. Натощак принято приступать только к Таинству Причастия. Даже исповедоваться можно, предварительно позавтракав. Только после такой исповеди уже не идите причащаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте в разделе Православное Богослужение сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем).

Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино (Лк. 10:34). Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзями.

По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места.

Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу.

Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому надо не только не опаздывать, но придти пораньше. Также необходимо еще записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется.

Во что одеваться?

Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию.

Можно ли собороваться детям?

Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет. Только смотрите сами, чтобы вам не пришлось постоянно отвлекаться от молитвы, и делать вашему малышу замечание, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно простоять полтора-два часа.

А некрещеный может собороваться?

Во всех Таинствах и обрядах Православной Церкви может участвовать только тот, кто принадлежит Православной Церкви. Некрещеный не подпадает под эту категорию, также как и католик или представитель любой другой веры.

Что самое главное в соборовании?

Нельзя в Таинстве выделять что-то главным, а что-то второстепенным. Неправильно рассуждают те, кто думает, что главное «помазаться» маслом. Елей сам по себе не обладает никакой магической силой. Если человек не имеет веры, если во время соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, то тогда для него Таинство становится бессмысленным. К Соборованию, как и к любому Таинству, следует приступать со страхом Божиим и верой.

Источник: https://azbyka.ru/chto-takoe-soborovanie

Соборование — Таинство милосердия

что такое соборование и зачем нужно собороваться

Часто можно услышать возмущённые возгласы типа: «Вы что! Какое соборование! Моя мама пока не собирается умирать!». Однако от священников можно услышать совсем другое: «Раз в году, Великим постом, просто необходимо пособороваться». Так к смерти или к жизни совершается это Таинство?

Действительно, взгляд на смысл таинства елеосвящения в ходе истории существенно менялся.

Это кажется странным, ведь апостол Иаков, чьи слова всегда цитируют историки в качестве «установительных» для таинства, ясно пишет: «Болеет ли кто-нибудь среди вас — пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне.

И молитва веры спасет (исцелит) изнемогающего, и поднимет его Господь. И если он совершил грехи, то они простятся ему» (Иак. 5: 14-15). Тем не менее на Западе (откуда к нам пришло и само учение о «Семи Таинствах») оно долго трактовалось как «Последнее помазание», очищающее человека от грехов.

В Православной Церкви — в народе и даже среди духовенства — также укоренился взгляд на соборование как на «благословление перед смертью». Долгое время считалось, что елеосвящение совершается только над умирающим и не может быть повторяемо.

Отсюда следовало, что, если такой человек паче чаяния выздоравливал, он должен был до смерти хранить преподанное ему очищение: или стать монахом, или, оставаясь в миру, отказаться от супружеских отношений, от вкушения мяса и посвятить себя церковному служению.

Еще в начале XX века текст архиерейской грамоты, вручаемой вновь рукоположенному священнику, содержал недвусмысленное предупреждение: «Над здравыми никакое дерзати творити елеосвящение». Но в то же время существовала «неписаная» традиция совершать елеосвящение один раз в год над всеми желающими.

На Руси «общее елеосвящение» происходило в Великий четверг. Этот обычай появился у нас, вероятно, не ранее XVI века.

Сначала такое елеосвящение совершали во всех кафедральных соборах и монастырях, но к концу XVIII века он стал частной особенностью Успенского Кремлевского и некоторых других соборов и ряда монастырей.

Таким образом, с XVI века в Церкви постепенно установились дни общего соборования, предназначенного и для больных, и для здоровых. Традиционно это дни Великого поста, дни особенного покаяния и исправления жизни. Но при необходимости таинство может совершаться и в любой другой день года. Существуют разные точки зрения на то, как часто стоит прибегать к таинству елеосвящения. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) рекомендовал собороваться «в одной болезни один раз в год».

Мы верим, что в таинстве соборования человеку дается благодать отпущения забытых грехов. Однако соборование не заменяет покаяния! Одно таинство должно быть восполнено другим, поэтому в ближайшее время после соборования необходимо исповедоваться.

Богословское обоснование таинства находим в рассказе евангелиста Марка о том, как исцеляли больных апостолы: «Они проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13).

1. Запись на соборование, свечи

На соборование обычно записываются. Это нужно для того, чтобы в молитве об исцелении болящих священник мог перечислить имена всех, над кем совершается таинство. Запись происходит в церковной лавке. Там же можно приобрести и свечи. Во время совершения таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Свечи в церкви символизируют молитву, возносящуюся к Богу.

2. Приготовление к таинству

В храме или комнате помещается стол, на который ставят сосуд для соборование (блюдо с елейницей и подсвечниками для семи свечей), и, иногда, блюдо с пшеницей, которая не составляет «вещества таинства», но символизирует зародыш новой жизни — выздоровление, а в перспективе — жизнь по смерти тела, то есть всеобщее воскресение.

3. Вино

В сосуд с маслом вливают вино. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений, а в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии — сердцевина нашей духовной жизни — совершается на чистом виноградном вине. Первым чудом, которое совершил Христос в Евангелии, было превращение воды в вино на браке в Канне Галилейской.

Масло и вино в древности использовались как лекарства. Милосердный самарянин, найдя при дороге избитого человека, «сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10: 33-34).

4. Чтение канона

Все священники, участвующие в таинстве, становятся перед алтарем. Соборный характер таинства сообщил ему народное название «соборования». В требнике написано, что его должны совершать семь священников, но на практике бывает по-разному (меньше или больше). Иногда таинство совершает только один батюшка (но от этого соборование не становится менее действенным).

Священники зажигают свечи, и мы слышим возглас: «Благословен Бог наш». Звучит 142-й псалом: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей» В этой первой части совершения таинства, которая на самом деле является сокращенной великопостной утреней, поется канон, в котором просится у Господа исцеление от болезней душевных и телесных.

5. Освящение елея

Помазание больных в таинстве совершается не обычным маслом и не маслом из лампады (каким, например, нас помазывают на всенощных бдениях). Масло соборования освящено призыванием Святой Троицы и наитием Святаго Духа.

Читая специальную молитву на освящение елея, священник просит Бога, чтобы через елей помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Поются тропари Христу, святым и Богоматери.

6. Семь евангельских чтений

Начинаются семь апостольских и семь евангельских чтений, каждая пара из которых будет завершаться особой молитвой и помазанием освященным елеем с тайносовершительной молитвой. Каждый раз апостольские чтения и чтения из Евангелия, как и молитвы об исцелении, будут разные, поэтому полезно иметь при себе чинопоследование таинства, чтобы можно было следить за текстом и молиться вместе со всеми.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно молиться аллаху

Апостольские и евангельские чтения подобраны в соответствии с характером совершаемого богослужения. Здесь и тексты, связанные с темой елея: отрывок из послания апостола Иакова, притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и рассказы о совершенных Христом чудесах исцеления больных, а также тексты, призывающие больных людей к смирению, терпению и любви.

7. О чем мы молимся

До самого помазания в первой и второй части соборования были прочитаны благодарственные и покаянные молитвы, а перед каждым помазанием в молитве об исцелении мы уже непосредственно излагаем свою просьбу и перечисляем имена тех, о ком просим Бога: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго, и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (или рабов Твоих) (имярек), от обдержащия его телесныя и душевныя немощи»

Мы верим, что во время помазания совершается таинственное действие Святого Духа и что наша просьба обязательно будет исполнена Богом сообразно с Его замыслом о каждой человеческой жизни.

8. Как происходит помазание

Священник каждого человека крестообразно помазывает святым маслом : лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны.

Помазание требует особенного подхода в выборе одежды для женщин. Платок лучше повязать таким образом, чтобы все лицо и шея были открыты. Воротник не должен быть «под горло», челку лучше убрать под платок. Уже к четвертому помазанию обычно все лица в храме сияют от масла, так что бумажные салфетки не помешают.

9. Возложение Евангелия

После седьмого помазания священники возлагают на голову больного Евангелие, причем «письменами на главу», что бывает только при хиротонии епископов! Старший из них при этом не кладет своей руки на Евангелие, но читает особую «разрешительную» молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе» В ее тексте содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «Не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во грехах и просящего у Тебя через нас оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную» Таинство совершает всегда пребывающий с нами Господь, и от Его руки мы ожидаем благодатной помощи.

После завершающего благословения священника — отпуста — больной трижды кланяется священнослужителям (если он в силах это сделать) и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя, грешнаго». Так завершается это таинство.

Статья подготовлена по материалам портала «Православие и Мир»

Авторы: Юрий РУБАН, Ирина СЕЧИНА

Источник: https://www.saint-george.ru/info/10-sacraments/93-soborovanie-tainstvo-miloserdija.html

Что такое соборование

что такое соборование и зачем нужно собороваться

Не следует путать с Елеопомазанием — помазанием освящённым елеем на полиелее.

Елеосвящение. Деталь картины Рогира ван дер Вейдена
«Семь таинств», 1445

Елеосвяще́ние (или собо́рование) — таинство православной и католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства), одно из семи таинств.

Таинство елеосвящения, как и все остальные таинства православной церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Господом. В 6-й главе Евангелия от Марка написано: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

Апостол Иаков в Соборном послании так изложил суть таинства:

Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о святом елее пишет: для выздоровления больных

Святой елей, как священнодействие и образ Божественной милости, дан Богом во очищение и освящение для тех, кто хочет избавиться от грехов. Поэтому святой елей и оставление грехов дарует, и болезни исцеляет, и присутствует в освящении. Всё это дал нам Иисус Христос и передали нам, по воле Его, божественные Его ученики.

Поскольку природа наша двойственна: мы состоим из души и тела, постольку и священнодействия, которые Он нам даровал, имеют две стороны. И Сам Он сделался для нас двояким, пребывая истинным Богом и сделавшись истинным человеком.

Точно так же Он благодатью Святого Духа освящает наши души, а чувственными же водой, и елеем, и хлебом, и чашей, и всем прочим, что освящается Духом, освящает тела наши и дарует нам всесовершенное спасение.

Елеосвящение совершается священниками или архиереями.

Условия совершения елеосвящения

Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной (непроходящим отчаянием, унынием, скорбью). Елеосвящение запрещено совершать над буйными психическими больными.

Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его (в лечебных учреждениях или дома). Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз.

По традиции, унаследованной из Византии, раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не семь раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во всех храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения.

Поскольку в греческих церквах исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники, то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Для облегчения бремени грехов может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи.

Православный обряд совершения елеосвящения

Елеосвящение совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется также соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником.

Чин елеосвящения состоит из

  • благословения,
  • начала обычного,
  • канона,
  • ектений о болящем,
  • освящения елея с иерейской молитвой,
  • семикратного прочтения семи различных отрывков из Апостола,
  • семикратного прочтения семи различных отрывков из Евангелия.

После каждого прочтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладёт больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. В таинстве елеосвящения обычно используют елей, смешанный с вином.

Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл (но не сознательно утаил) на исповеди.

Считается что телесные и душевные болезни возникают у человека по причине совершения им грехов, которые, как следствие нарушения законов данных человеку Богом, разрушают целостность человеческой природы что, в свою очередь, приводит к телесным и душевным расстройствам человека.

Таким образом, по учению церкви, когда человеку прощаются грехи, особенно которые остались нераскаянными по забвению, то тем самым ему подается исцеление от недугов душевных и телесных.

Католический обряд совершения елеосвящения

В католической церкви таинство совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв над больным и помазания его лба и ладоней освящённым елеем. Во время помазания обязательно произносится тайносовершительная формула: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь по благодати Святого Духа. Аминь. И, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания. Аминь».

Согласно Катехизису католической церкви:

Через священное Елеопомазание и молитву пресвитеров вся Церковь препоручает болящих Господу, страждущему и прославленному, чтобы Он облегчил их немощи и спас их; более того, она напутствует их, чтобы через свободное приобщение к Страстям и смерти Христа, они содействовали благу Народа Божия Таинство Елеопомазания больных преподается лицам, опасно больным, посредством помазания их лба и ладоней соответственным образом освященным елеем — оливковым маслом или маслом других растений — и произнесения один раз слов: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания».

Катехизис особо подчёркивает, что «елеопомазание больных не есть только таинство умирающих». Но если таинство соборования действительно проводится над умирающим человеком, то вслед за ним обычно преподаётся причастие, которое называют виатиком (лат. viaticum) или последним напутствием.

По учению Католической церкви это таинство сообщает особую благодать, даруя утешение и мужество, а также прощение грехов, если больной не смог исповедоваться.

Источник: https://mitarstva.ru/chto-takoe-soborovanie/

Соборование: таинство больных и здоровых. Мифы и правда о Соборовании

Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви – таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно.

Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.

Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин Асмус.

Соборование: прощение забытых грехов

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем.

Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди.

Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”.

Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало.

В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее.

Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Фото Юлии Маковейчук

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как молиться богородице чтобы она помогала

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах.

И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Фото Юлии Маковейчук

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин.

Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание.

При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.

После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Соборование: как не надо

Фото Юлии Маковейчук

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое.

Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Фото Юлии Маковейчук

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине.

Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно.

Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может.

Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине.

В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Протоиерей Валентин Асмус
Журнал Фома

Просмотрено (3180) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2019/03/22/3899/

Что такое соборование и зачем нужно собороваться?

К сожалению, но многие вопросы религии для современных людей являются тайнами. Например, популярным является тема, которая касается того, что такое соборование и зачем нужно собороваться. Многие уверены, что такое таинство совершается только с людьми, которые находятся на грани смерти, но это не так, поэтому стоит разобраться в этой теме подробно.

Для чего нужно соборование?

Соборование еще называют елеосвящением, от слова елей – масло. Это церковное таинство обычно проводят несколько священнослужителей «собором», отсюда и пошло название обряда. В храмах проводят соборование в определенные дни, но также священник может прийти и домой, когда человек сильно болен и сам не может прийти в храм.

Выясняя, зачем нужно собороваться, стоит сказать о том, что это таинство призывает благодать на человека, помогая ему вспомнить о своих грехах и получить прощение.

Поскольку грехи вызывают у людей различные болезни, после проведения обряда часто наблюдается полное выздоровление.

Приглашая домой священника, для проведения обряда перед умирающим человеком, родственники совершают благое дело, поскольку они облегчают участь души в вечной жизни. Для призвания благословения на верующих священник проводит помазание тела маслом.

Многих интересует, нужно ли исповедоваться перед соборованием, так вот если есть возможность, то лучше рассказать о своих грехах заранее, но если нет, то участвовать в таинстве не исповедовавшись накануне, не запрещено. Многие больные во время соборования вспоминают о грехах, которые были давно забыты, но при этом они мучили их на подсознании.

Что еще нужно знать о таинстве соборования?

Будет интересно узнать, как именно проходит соборование. Если таинство осуществляется в большом храме, то участвуют в нем семь священнослужителей. При этом стоит сказать, что если обряд проводится двумя или же одним батюшкой, то это не является нарушением.

Начинается все с прочтения молитв, а затем, идет канон, который завершается отпущением грехов. Диакон произносит ектенью с упоминанием всех людей, которые на этот момент находятся в храме. Следующий этап – происходит освящение елея, а затем, осуществляется елеопомазание.

Каждый священник должен обязательно помазать каждого прихожанина. Обряд проводится семь раз, а затем, священник кладет на головы верующих Евангелие и читает последнюю молитву. Соборовавшие люди в конце получают масло, вино и рис.

Первым нужно помазать больные места, а продукты добавляют в пищу.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-soborovanie-i-zachem-nuzhno-soborovatsya

Что такое Соборование и зачем нужно собороваться?

Вы спрашиваете: Что такое Соборование и зачем нужно собороваться? Как проходит Соборование? Когда нужно собороваться? Как часто? Как готовиться к Соборованию? На все эти вопросы отвечает священник Валентин Асмус.

Cоборование  – что это и для чего нужно собороваться?

Соборование – это таинство в Православной и Католической Церквях, но не такое известное для всех, как, к примеру, Крещение, Венчание или Причащение. Поэтому многие ошибочно думают, что соборуют только тяжело больных людей.

Итак, что же такое Соборование? Соборование — это таинство, которое совершается как над больными, так и над здоровыми верующими. Соборованием таинство называется в связи с тем, что проводят его несколько священником — вместе, собором. Священники на Соборовании помазывают верующих освященным маслом крестообразно 7 раз.

Для чего нужно Соборование? Для исцеления телесных недугов и духовных (которые зачастую и являются причиной телесных недугов). Важно знать, что в Соборовании даруется прощение забытых грехов.

Мы часто совершаем что-то необдуманно, и быстро забываем об этом или вообще не считаем это грехом (ведь все поступают так). Поэтому во многих своих грешках мы не каемся на исповеди.

Так вот, в Соборовании нам оставляются именно такие — забытые или неосознанные — грехи.

Когда проводится Соборование?

Соборование совершается в течение всего года для тящелоболящих. А для всех верующих — чаще всего в Великий пост. Реже — в Рождественский.

Как не пропустить Соборование в Великий пост? Нужно узнать в том Храме, где бы Вы хотели пособороваться, в какой день будет проходить Соборование. В больших Храмах Соборование проводят несколько раз за время Великого поста.

 Чаще всего это таинство совершается среди недели после утренней службы, но иногда и в воскресные дни. В любом случае, расписание Соборований нужно узнать заранее в Храме.

Как проходит Соборование?

Соборование проводится несколькими священниками. Соборующихся присутствует на таинстве обычно очень много, поэтому их выстраивают рядами или в большой круг, чтобы батюшкам было удобнее подходить к каждому для помазывания маслом.

На таинстве 7 раз читается Евангелие. И каждому участнику Соборования помазываютсемикратно освященным елеем крестообразным помазанием лоб, ноздри, щеки, губы, шею и руки. Таинство Соборования длится несколько часов, часто его продолжительность связана с количеством соборующихся.

Как готовиться к Соборованию?

Что такое соборование в церкви и как к нему готовиться? Перед Соборованием нужно исповедаться и причаститься. А, готовясь ко причастию, нужно более усердно молиться и поститься. В этом и состоит подготовка к Соборованию. Но часто священники говорят, исповедаться и причаститься можно и после Соборования. Более детально на вопрос о подготовке к Соборованию отвечает священник Константин Островский:  

Как часто нужно собороваться?

В идеале нужно собороваться 1 раз в год в Великий пост. Но это должно быть осознанное действо. Если в течение года не исповедоваться и не причащаться в надежде на то, что в Соборовании прощаются все грехи, то, ясно, что пользы никакой, ни телесной, ни духовной, это таинство не принесет.

Когда было учреждено таинство Соборования?

Таинство известно еще с апостольских времен. В послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15) мы находим первые сведения о таинстве Соборования (Елеосвящения):

В этом документальном фильме «Соборование» (25 минут), можете увидеть, как проходит Соборование в церкви. А также можете узнать более детально об этом таинстве.

Надеюсь, статья «Что такое соборование и зачем нужно собороваться?» была полезной для Вас и Вы теперь сможете более осознанно относиться к этому дешеспасительному и исцеляющему тело таинству.

Желаю всем радости от каждого мгновения жизни! 

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

Источник: http://alenakraeva.com/positive-philosophy/chto-takoe-soborovanie-i-zachem-nuzhno-soborovatsya/

Соборование — что это? Как проходит соборование? :

Среди семи таинств, совершаемых Русской Православной Церковью, есть одно, которое часто вызывает совершенно неверные толкования и связано с целым рядом предрассудков. Называется оно соборование. Что это и для чего совершается, мы постараемся выяснить, обратившись к его истории и рассмотрев порядок чинопоследования. Именно с него мы и начнём рассказ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  28 июля какой праздник православный

Что такое соборование и как оно проводится

Исполняться таинство может как в храме над большим количеством прихожан, так и на дому, над одним-единственным человеком, который по состоянию здоровья не имеет возможности выходить. Порядком чинопоследования предписывается участие в нём семи священников, но в случае, если их меньшее количество, даже один-единственный, таинство соборования считается действительным. Практика показывает, что даже в городских условиях очень редко удаётся собрать большое количество иереев.

Как проходит соборование, подробно указывает сам чин этого таинства. Перед его началом читаются подготовительные молитвы и канон. Следом за тем — отрывки из Нового Завета. Далее следует ектенья.

Во время её чтения диакон произносит вслух имена всех, над кем производится таинство. После ектеньи совершается обряд освящения масла (елея) и помазание. В это время священник произносит особую древнюю молитву, читаемую только в этих случаях.

По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие и читает заключительную молитву.

Когда один священник заканчивает свои действия, то ему на смену приходит другой, весь цикл повторяется снова. Чинопоследование таинства предписывает семикратное его повторение, что и требует участия семи священников, но, как было сказано выше, допускается и меньшее их количество.

Исторические сведения о совершении таинства

Своими корнями соборование, или, как его иначе называют, елеосвящение, уходит в библейские времена. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть Евангелие от Марка. В нём описывается, как Христос посылает святых апостолов благовестить приход Царствия Божия, призывать всех к покаянию и врачевать телесные и душевные недуги.

С этой целью Его ученики помазывали страждущих елеем, то есть маслом. Подобные их действия, получившие благословение от Самого Иисуса Христа, и являются прообразом нынешнего таинства, которое мы именуем соборование. Что это именно так, нет ни малейших сомнений.

Кроме того, о помазании елеем упоминает в своём послании святой апостол Иаков. Он пишет о необходимости совершения этого действия в случае болезни кого-либо из братии.

По его словам, Благодатью Божией страждущий получает при этом исцеление от недуга и отпущение грехов.

Соборование — путь к исцелению души и тела

Два приведённых Новозаветных эпизода неопровержимо свидетельствуют об ошибочности распространённого мнения относительно соборования — что это таинство совершается исключительно над умирающими и является как бы напутствием в иной мир. Апостолы совершали его для исцеления, и апостол Иаков в своём послании рекомендует совершать его именно для того, чтобы избавить от болезни. Следовательно, нет оснований смешивать его с какими-либо предсмертными ритуалами.

Ошибочность такого понимания объясняется тем, что в средневековой западной церкви это таинство действительно являлось напутствием умирающему и называлось «последнее помазание». В XV-XVII веках оно перекочевало к нам в Россию и утвердилось тут в подобном статусе. Но уже в середине XIX века Московский митрополит Филарет предпринял самые решительные действия для того, чтобы придать ему именно то значение, которое оно имеет сейчас.

Предсмертное соборование. Что это и для чего совершается

Святая церковь, тем не менее, подчёркивает необходимость соборования для людей, находящихся при смерти. Это совершенно необходимое для них действие, ведь нередко в подобном состоянии человек физически не может исповедаться и очистить свою душу перед вступлением в иной мир.

В этом случае соборование позволяет сделать это даже без сознательного участия умирающего. Но даже если он в сознании, ему необходимо исповедаться, причаститься и собороваться. Соборование умирающего — это как раз тот случай, когда оно совершается не в храме, а дома или в больнице.

Тщетность таинства без искренней веры

Следует остановиться и ещё на одном важном заблуждении, которого придерживаются многие, над кем впервые совершается соборование. Что это таинство благотворно влияет на здоровье человека, знают, пожалуй, все. Но очень многие, к сожалению, воспринимают его как некое магическое действие, результат которого зависит исключительно от правильно выполненных обрядовых действий. Это глубоко ошибочное мнение.

Масло, которым совершают помазание, не является лекарством от всех болезней, и исцеление приносит не оно, а всемилостивый Господь. К нему обращены наши молитвы, и в Его власти ниспослать исцеление. Вот стать достойными этой милости Божией действительно в наших силах. Для этого и дарованы таинства. Они помогают нам с помощью Благодати Божией очиститься от грехов. Болезни — это ведь их порождение. Следовательно, для исцеления тела нужно прежде очистить душу и покаяться в грехах.

Отличие отпущения грехов на исповеди и при соборовании

Однако с этой целью верующие люди регулярно исповедуются. Тогда какую задачу в связи с этим выполняет соборование? Что это, форма углублённого покаяния или что-то иное? Нет, дело в ином. Во время исповеди мы получаем отпущение тех грехов, которые были нами названы. Но ведь в повседневной жизни мы постоянно, вольно или не вольно, нарушаем Божьи заповеди и часто, идя на исповедь, не можем вспомнить большинство из них.

Даже если записывать свои прегрешения, то и тогда едва ли удастся назвать их в полном объёме, так как подчас мы грешим, даже не сознавая этого. Вот для того, чтобы очиститься от всех грехов, осознанных или нет, названных на исповеди или забытых, и даровано нам таинство соборования. Помазание освящённым маслом несёт нашим душам исцеление от греха.

Искренность покаяния — условие отпущения грехов

Ошибкой было бы полагать, что, очищая нас от всех прегрешений, соборование тем самым даёт возможность безнаказанно преступать Божьи заповеди. Думать: «Сегодня согрешу, а на соборовании всё простится», — величайшее легкомыслие. Грехи отпускаются только при условии искреннего покаяния, а в данном случае его быть не может.

Подготовка к таинству

Есть и ещё несколько вопросов, часто возникающих у тех, кто решил пройти соборование. Например, нужно ли перед ним поститься или можно не ограничивать себя в еде? Ответ совершенно однозначный: нет, поститься не нужно. Единственное таинство, которое совершается на голодный желудок, это Причащение Святых Даров. К тому же нужны силы, чтобы выстоять те два часа, в течение которых совершается соборование.

Как готовиться к нему, что приносить с собой в церковь, тоже порой вызывает вопросы. Обычно рекомендуют перед соборованием исповедаться и причаститься, но, если это не выполнено, не беда, можно это сделать потом. Во время соборования принято держать в руках зажжённые свечи, но их можно купить в свечной лавке и приносить с собой не нужно. А вот текст чинопоследования иметь при себе очень рекомендуется, так как в этом случае удаётся глубже и обстоятельней понять смысл читаемых молитв.

Выяснив, что такое соборование и как оно проводится, следует добавить в заключение следующее. Очень часто возникает ситуация, когда человек, желающий принять участие в нём, по тем или иным причинам не успевает к началу таинства.

Как сказано выше, оно состоит из семи повторяющихся циклов. Если он опоздал и пришёл ко второму или третьему, будет ли для него такое соборование действительным? На этот вопрос всегда дают однозначный ответ: да, будет.

Даже если опоздавший получил лишь одно помазание, это считается достаточным. Однако всегда рекомендуется приходить вовремя.

Источник: https://www.syl.ru/article/193246/new_soborovanie---chto-eto-kak-prohodit-soborovanie

10 вопросов о соборовании

РЕДАКЦИЯ ПОРТАЛА «ПРАВОСЛАВИЕ И МИР»

Великим постом в храмах совершается таинство соборования. Что это такое, зачем и как к нему готовиться?

Что такое соборование? 

Назначение таинства соборования (или таинство елеосвящения — прим. ред.) — всецелое исцеление человека.

В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении.

Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Протоиерей Андрей Дудченко

Почему оно называется соборованием?

Традиционно совершают это таинство несколько священников (то есть соборно, — прим. ред.), не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник.

Протоиерей Андрей Дудченко

Как происходит соборование? 

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин.

Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание.

При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.

После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Протоиерей Валентин Асмус

Часто ли надо собороваться? 

Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Протоиерей Валентин Асмус

Можно ли детям? 

По традиции, над младенцами (то есть детьми до 7 лет) таинство соборования не совершается. Исключение — тяжело больные дети.

Когда происходит соборование Великим постом? 

Обычно оно совершается со второй седмицы Великого поста до Страстной. В разных храмах по-разному, это может быть один раз за пост, может быть, два раза, в некоторых храмах — раз в неделю.

Можно ли не исповедоваться, если приступаешь к таинству соборования? 

Нет, нельзя. Это не взаимоисключающие таинства, соборование не отменяет исповеди, поскольку в таинстве соборования прощаются забытые грехи, но никак не сознательно сокрытые во время таинства исповеди.

Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.

Протоиерей Олег Кудряков

Нужно ли причащаться после соборования? 

Да, конечно.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Протоиерей Валентин Асмус

Что нужно делать с елеем и пшеницей, полученными после соборования? 

Как ни странно, священники и сами задаются вопросами, что мы с ними собираемся делать.

Мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось.

Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно.

Священник Михаил Немнонов

 Надо ли не мыться после соборования?

Чем дольше, тем лучше, пугая всех окружающих.

А если всерьез, «нельзя мыться», «нельзя чистить зубы», «нельзя принимать ванну» — это мифы, которые не имеют никакого отношения к христианству.

По материалам Правмира

Источник: http://www.apmd.kz/content/10-voprosov-o-soborovanii

Соборование: таинство больных и здоровых

Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди  приступают к одному из семи таинств Церкви – таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно.

 Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.

Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Опресноки что это такое

Закрыть