Где крестился князь владимир

Где принимал крещение князь Владимир? Святые места Херсонеса

где крестился князь владимир

Вопрос о том, где принимал крещение князь Владимир, на сегодняшний день остается дискуссионным. На это счет существует как минимум три версии.

Сторонники первой называют местом крещения Киев, второй – городок Василев, находящийся недалеко от первого, третьей – Херсонес. Также не существует однозначного мнения о том, в каком году произошло это событие.

Сегодня предлагаем рассмотреть мнение ученого, сторонника одной из самых популярных версий относительно того, где крестился князь Владимир.

Почему не в Киеве?

С 1972 по 1984 гг. проходила Херсонесская экспедиция, организованная Академией наук СССР. Ее возглавлял археолог и историк Сергей Алексеевич Беляев. Именно он автор научного открытия, связанного с обнаружением купели, в которой и был крещен князь Владимир. По поводу мнения о том, что это великое событие прошло в Киеве, на берегу Днепра, ученый говорит следующее.

То, что случилось в Киеве в 988 году, в августе, было уже следствием принятия христианской веры Владимиром, которое состоялось немного раньше и в другом месте. По мнению Беляева, принял крещение князь Владимир в городе Херсонесе, и нигде больше произойти этого не могло. Об этом, в частности, свидетельствует «Повесть временных лет». В ней говорится о крещении в Корсуни – так Херсонес назывался у славян.

Уже в 4 веке, во время правления императора Константина Великого, этот византийский город являлся главным христианским центром всей Восточной Европы.

Почему не в другом месте?

По мнению Беляева, в другом месте этого произойти не могло по следующим причинам. В планах у князя была женитьба на Анне, византийской принцессе. До этого у него было две жены законных и около 300 наложниц. Сделать своей супругой византийскую принцессу было делом весьма почетным. Судите сами. В этом было отказано самому германскому императору Оттону. А князю Владимиру это удалось! И принцессу привезли из Константинополя к Владимиру в Херсонес.

На протяжении нескольких веков Византия привлекала в лоно христианской церкви варварские племена. Кроме этого, она стремилась к сохранению мира на собственных границах. Поэтому Владимир был вполне подходящей партией.

Но ни византийский император, ни патриарх не могли допустить того, чтобы женщина такого высокого ранга отправилась за пределы империи просто так. То есть не будучи венчанной законным христианским браком по всем церковным канонам. Отсюда следует, что вопрос о том, где принимать крещение князю Владимиру и где венчаться, мог решиться лишь однозначно – только на территории Византии, частью которой и являлся Херсонес.

Ко времени женитьбы на принцессе Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, он еще в 986 году поставил вопрос о том, какую именно веру выбрать. Он принимал послов из Волжской Булгарии, предлагавших принять ислам, хазарских евреев, приглашавших в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но им всем было отказано. После них прибыл византиец, который поведал о христианской вере.

Чтобы узнать, каким образом осуществляются обряды и какие у каждой религии законы, князь направил послов на богослужение к немцам, грекам и мусульманам. В конечном счете он выбрал христианство.

Почему Херсонес, а не другое место в Византии?

Уже с 4 века Херсонес являлся важнейшим оплотом Византийской империи на всей территории Восточной Европы. Он был и центром политической, торговой власти, и крупнейшим средоточием жизни церковной.

Только здесь находился епископ, который распространял свою власть на племена, проживающие на соседних землях. А в те времена таинство Крещения могло совершаться исключительно самим епископом.

Как выглядела купель?

Разбираясь в вопросе о том, где принимал крещение князь Владимир, интересно будет узнать, как это происходило. Предполагается, что первоначально купель, в которой осуществлялось таинство, была именно такой, какой ее изобразил художник Васнецов на картине во Владимирском соборе в Киеве.

В Херсонесе ее вырубили в скале, на данный момент ее глубина – 74 сантиметра. Когда в 80-х годах 19 века ее раскрыли, обнаружилось, что все углубление выложено мрамором. Находящийся на дне крест также был выложен мрамором. К сожалению, с течением времени все это великолепие растащили, и сегодня здесь находится голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Крест также не сохранился.

В то время крещальню восприняли как обыкновенный храм. В 90-е годы 19 века предположение о том, что вырубленная в скале мраморная купель — именно то место, где крестился князь Владимир, было высказано Александром Львовичем Бартье, выдающимся русским инженером. В советские годы экспедиция Беляева исследовала памятник во всей полноте. И с исторической, и с археологической, и с канонической, и с литургической точек зрения.

Сейчас считается доказанным, что именно на месте бывшего храма (крещальни), в найденной купели, и было осуществлено крещение Владимира в Херсонесе. После того как С. А. Беляев объехал с докладом на эту тему всю Европу, научное сообщество приняло эти доказательства.

Как появилась беседка?

Раньше через крещальню, которая не была огорожена, проходила тропа на пляж, и люди заходили сюда. Как известно, в годы перестройка отношение к церкви у властей поменялось, началось возрождение храмов и церквей.

У тогдашнего благочинного местного округа отца Георгия Полякова возникла идея об установлении здесь беседки, чтобы каким-то образом увековечить то место, где принимал крещение князь Владимир.

Когда она была изготовлена, и ее нужно было устанавливать, поддержки у руководства музея не было найдено. Дело было в конце 90-х прошлого века.

Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он договорился, доставили беседку к купели на вертолете. Она была опущена максимально точно, а затем прикреплена к скале самым надежным способом. Так и было отмечено место, где принимал крещение князь Владимир.

Где происходило венчание?

Предполагается, что после крещения в купели Владимир по дорожке пошел в храм апостола Петра. Нужно отметить, что его ступеньки сохранились по сей день. Там он стал участником литургии и был повенчан с Багрянородной Анной. Хотя крещальня и представляет собой отдельное здание, это все-таки часть ансамбля храма апостола Петра. Его раскопали в 1853 году, а построен он был при Константине Великом в 4 веке.

Сегодня близ этого места построен собор Святого Владимира в Херсонесе. Автор его проекта – Давид Гримм, академик архитектуры. Стиль этого сооружения – неовизантийский. Строительство вели за счет пожертвований в продолжение 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор – второй по величине на Крымском полуострове, его высота – 26 метров.

Строил ли храм князь Владимир?

По сообщению С. А. Беляева, им была раскопана церковь, находившаяся недалеко от храма апостола Петра. Это рядом с участком оборонительной стены, в месте, где Владимир стоял с посадом. Данный объект представлял собой полуразрушенную византийскую церковь, воссозданную князем сразу же после крещения и до отъезда из Корсуни.

Восстановление было осуществлено великим князем в память о великом таинстве. Тем самым он впервые на Руси ввел обычай подобным образом ознаменовывать значительные события в истории государства и в человеческой жизни. В заключение стоит отметить, что 988-й – это год крещения князя Владимира, который считается официальной датой. Но кроме этого, как оказалось, имеется ряд иных версий. Впрочем, это тема совсем другой статьи

Источник: https://FB.ru/article/413764/gde-prinimal-kreschenie-knyaz-vladimir-svyatyie-mesta-hersonesa

Владимир Святой — креститель Руси

где крестился князь владимир

Владимир был сыном рабыни, пленной древлянской княжны (согласно одной из гипотез), и великого киевского князя Святослава. Перед своим последним походом Святослав разделил Русское княжество между сыновьями: Киевская земля отошла Ярополку, Древлянская — Олегу, Новгородская — Владимиру.

После смерти князя в бою с печенегами между братьями развязалась смертельная битва за трон. В схватке с Ярополком пал Олег. Владимир, понимая, что и его ждет подобная участь, снарядив ладью, бежал из своих владений в Скандинавию.

Владимир и Рогнеда. (wikipedia.org)

За два года жизни в варяжских землях, состоявших в основном из военных походов, характер конунга Вальдемара, как звали Владимира в Скандинавии, окончательно сформировался. К храбрости и жестокости молодого князя добавились хитрость и терпение.

Владимир ждал своего часа. И дождался.

Когда к нему пришли новгородские гонцы с просьбой нанять лучшую дружину и свергнуть киевских наместников, посаженных Ярополком, ответ князя был лаконичен: «Пойдите и скажите моему брату, что Владимир идет на тебя».

Владимир I. Киевское княжение

Собрав под своим стягом варяг, славян, чуди и кривичей, Владимир летом 978 года двинулся на Киев. Главные полки князя передвигались на ладьях по рекам, конница шла берегом. Но вдруг Владимир сменил направление — отправился в Полоцк и нанес по городу внезапный и сокрушительный удар.

Заколов полоцкого князя и двух его сыновей, изнасиловав княжескую дочь Рогнеду, которая за несколько недель до этого имела неосторожность оскорбить Владимира, просившего ее руки («Не пойду за сына рабыни», — были ее слова), Владимир Святославич повернул на Киев. Разорять город, свою будущую столицу, он не стал, прибегнул к хитрости.

Подкупив киевского воеводу Блуда, Владимир выманил Ярополка из Киева в Родень, где на переговорах отдал приказ двум варягам поднять брата «на мечи».

Став великим князем над Киевом и всей землей Русской, Владимир понимал, что победа его свершилась в большей степени потому, что язычники-киевляне были недовольны Ярополком, который до гибели слишком тесно общался с христианами, в том числе и с германским королем Оттоном I. Да и женой экс-князя была греческая монахиня, ставшая в конечном итоге наложницей Владимира.

Владимир идет в поход на печенегов. (runivers.ru)

Право на власть следовало подтверждать воинскими успехами и расширением границ государства. Владимир принялся покорять окрестные племена. В 979 году он совершил поход в земли волынян, закончившийся подчинением их Киеву. В 981 году завоевал вятичей.

Ляхов, Перемышль, Червен и многие другие города не устояли под напором киевского князя и его дружины. В многолетней борьбе Владимир сумел покорить и свирепое племя вятичей, и племя радимичей, и волжских булгар.

Одержав победу над многими народами, князь стал всерьез задумываться о выборе новой веры — огромную территорию, не имевшую общей религии, нужно было удержать.

Крещение Руси

Согласно легенде, выбирая веру для Киевской Руси, Владимир вел беседы с представителями самых разных конфессий. И все же выбор князя пал на православие. С первых дней существования Русского государства его правители присматривались к Византии, крупнейшему торговому партнеру и военному союзнику.

И все же одна деталь существенно тормозила отношения между соседями: православные греки не очень-то доверяли стране языческих варваров. Но в 987 году наступил момент, когда варвары очень понадобились Византии — империю сотряс мятеж Варды Фоки. Византийские дипломаты были готовы ко всему, лишь бы Русь пришла на помощь. Владимир не отказал, однако выдвинул условие — хочу в жены императорскую сестру Анну.

Брак с царевной князю пообещали, но только в том случае, если он примет крещение. Владимир с легкостью согласился.

По приказу князя зимой 988 года у города Хрисополь шеститысячный отряд русских витязей нанес сокрушительный удар по боевым порядкам мятежников. Бунт был подавлен. Фока Варда погиб.

Крещение князя Владимира. (wikipedia.org)

Выполнив свои обязательства, Владимир заговорил о женитьбе. Однако византийцы тянули время. Тогда князь, снарядив войско, двинулся на Херсонес Таврический. Завладев городом, он отправил к императору гонцов, сообщая: «Один ваш город я уже взял. Если не отдадите за меня сестру, то же сделаю и с вашей столицей».

Силой усадив Анну на корабль, греки отправились в Херсонес. Получив обещанное (принцесса полностью находилась в его власти), Владимир с крещением не торопился, размышляя, что, возможно, выгоднее принять веру немцев (Священная Римская империя как раз набирала силу).

Но в один прекрасный день, согласно легенде, все изменилось. Проснувшись утром, князь не смог ничего увидеть. Назвав случившееся Божьим промыслом, византийские священники посоветовали Владимиру принять крещение. Слепого князя погрузили в освященную воду, епископ прочитал молитву, и — о чудо! — Владимир прозрел.

За князем обряд крещения прошла и его дружина.

В Киеве Владимир приказал разрушить все статуи языческих богов. Народ, расставаясь с Перуном, Стрибогом и Мокошей, плакал. Не желая перечить князю, киевляне вошли в воды Почай-реки.

Конечно, православие на Руси утвердилось не сразу. Крестив Киевскую Русь, князь Владимир тем самым на многие годы вперед определил ее духовные и политические ориентиры.

Источник: https://diletant.media/articles/45260756/

Что в реальности делал князь Владимир в сакральном Крыму

где крестился князь владимир

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира

Когда Владимир Путин объявил, что крещение князя Владимира в Херсонесе делает Крым и Севастополь для русских не менее сакральным местом, чем Храмовая гора для евреев, многим такой поворот исторический мысли показался новым и неожиданным.

Однако в околоисторической литературе и публицистике сравнения Херсонеса с Иерусалимом попадаются уже давно, а в последние годы особенно часто.

Поэтому здесь было бы интересно обратиться к реальным историческим источникам и постараться понять, чем же на самом деле занимался в Крыму князь Владимир Красно Солнышко, сколько в этом было сакрального и насколько его действия оказались важны для истории Руси и Византии. 

Трижды крещенные

Итак, в двух словах сюжет таков. Киевский князь Владимир явился под Херсонес (Корсунь), осадил и взял город, потребовав в жены сестру византийского императора Василия Анну.

Анну он получил в обмен на обещание креститься, крестился там же в Крыму, потом вернулся в Киев, сбросил языческих идолов в Днепр, разорил капища, и Русь стала христианской.

Это, конечно, не единственная трактовка произошедших событий, и поскольку детали хронологии фактически полностью утеряны, есть еще масса альтернативных версий.

Тем не менее сравнению Херсонеса с Храмовой горой несколько мешают исторические обстоятельства, реальность которых трудно оспаривать. В первую очередь поход Владимира был обыкновенным грабительским походом – русы неоднократно появлялись у стен Константинополя с аналогичными намерениями.

Владимир поступил мудрее и прибрал к рукам то, что плохо и ближе лежало – византийская армия во главе с императором только что была полностью разгромлена болгарами, и грекам было не до Тавриды. «Корсунь разорен бысть от Руси», – говорит нам Тверская летопись. Правда, в последнее время историки, основываясь на результатах археологических раскопок, начали минимизировать ущерб, который русская армия нанесла городу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проходит крещение взрослого человека в церкви

Но сложно поверить в то, что армия язычников во главе со своим женолюбивым вождем ни с того ни с сего отказалась бы от грабежа и насилия, тем более что Херсонес оказал сопротивление.

Но больше всего в истории с Херсонесом и Крещением Руси поражает то, что по этому поводу хранят молчание византийские историки. А кому, как не им, стоило бы расписать в подробностях столь знаменательные для империи события: потерю форпоста в Крыму (простите, Тавриде, – до тюркского Крыма оставалась еще несколько сотен лет), выдачу замуж сестры басилевса, обретение единоверцев в лице могущественных северных соседей и, наконец, союз с ними. 

Михаил Пселл в своей «Хронографии» описывает борьбу императора Василия против мятежных военачальников Варды Фоки и Варды Склира – именно на этот период приходится Крещение Руси. Но византийский летописец лишь в одном месте упоминает «тавро-скифов», как греки именовали русских.

«Царь Василий порицал неблагодарных ромеев и, поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавро-скифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска», – вот, собственно, и все, ни тебе Анны, ни тебе Херсонеса, ни тем более Владимира.

Возможно, в Царьграде не прочувствовали всей сакральности момента, потому что, по мнению греков, можно сказать, монополизировавших тогда православие, Крещение Руси состоялось намного раньше – в середине IX века, когда присланный из Константинополя епископ крестил киевских князей Аскольда и Дира.

Патриарх Фотий в «Окружном послании» от 867 года информирует нас: «Ибо не только этот народ (болгары) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Собственно, в IX веке, согласно византийским источникам, появилась и «епархия Росия».

Если к этому добавить то, что бабка Владимира – княгиня Ольга – тоже официально крестилась, да не где-то, а в Святой Софии в присутствии императора Романа, то можно представить недоумение греков, когда речь вновь зашла о крещении «северных варваров».

Сколько можно, каждые сто лет, что ли, их крестить? Получается, для тех, кто крестил Русь, никакой сакральности в истории с Херсонесом не было и быть не могло, а Владимира в Константинополе, скорее всего, расценивали как варвара и пройдоху, отказавшегося от веры своей бабки.

Требование же креститься греки могли выдвинуть, чтобы застраховать сестру императора от участи наложницы, коих киевский князь зело любил – одной из них, например, стала беременная вдова его брата Ярополка, которого воины Ясного Солнышка предательски прикончили.

Плюс у греков был трезвый расчет – им надо было не только вернуть хоть и изрядно пограбленный, но все еще важный для империи Херсонес, но и получить ту самую армию «тавро-скифов», с помощью которой в итоге император Василий одолел мятежников. Причем, по наиболее распространенной версии, Владимир предоставил своих воинов уже после взятия и разграбления Херсонеса, поставив условием опять-таки присылку ему новой жены.

Странные союзники

Что же касается разговоров про включение Руси при Крещении в сферу влияния Византии, то тут, пожалуй, можно говорить только о культурном и религиозном пространстве и вряд ли о настоящем союзничестве. Принятие Христа не помешало Ярославу Мудрому отправить армию и флот на захват Константинополя в 1043 году – как раз когда вспыхнул крупный мятеж полководца Георгия Маниака и трон под императором Константином Мономахом шатался.

Да и все последующие годы Киевская Русь, а потом ее наследники вплоть до падения Константинополя в 1453 году не особенно рвались помогать Византии в ее бесконечной борьбе с внешними и внутренними врагами. Конечно, своих проблем хватало, да и край неблизкий, но разве это помеха, когда речь идет о сакральности? Ричард Львиное Сердце ездил из Англии аж в Иерусалим, чтобы воевать за Гроб Господень, хотя у него дома тоже было все не слава богу. 

Русские же правители, покуда враги отщипывали от Византии куски, в том числе и Херсонес (разграбленный татарами, литовцами и присвоенный генуэзцами), делили между собой ярлыки на княжение и наслаждались сакральностью. Последними же защитниками Константинополя, города, откуда эта сакральность пришла, были почему-то наряду с греками как раз итальянцы. Потомки Дмитрия Донского в это время как раз дрались за великокняжеский престол.

И наконец, последнее. Сторонники сакральности Херсонеса забывают о том, что массовое Крещение Руси началось с Киева, где была возведена и первая официальная церковь, Десятинная. Если в мире и найдется место более сакральное для русских православных, чем она, то его уже точно нужно искать не в Крыму, а где-то в Палестине. 

Часто встречается утверждение, что раз крестился князь, то это автоматически означает и крещение всех его подданных. Но тут мы опять возвращаемся к Аскольду, Диру и Ольге.

Принятие последней православия не помешало, например, появлению годы спустя первых христианских мучеников – уже в правление Владимира Феодор Варяг и сын его Иоанн были растерзаны язычниками в Киеве.

Да и после Херсонеса прошло еще немало лет, покуда христианство было принято на Руси – кое-где, как в Новгороде, не обошлось при этом без кровопролития. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет. Если Крым наш, то делать с ним можно все, что захочется.

Источник: https://republic.ru/posts/l/1193505

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: http://monsvelisavetialap.ru/2079/

Князь Владимир: житие, иконы, молитвы

Великий киевский равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси — память 15 (28) июля в 2020 году. Житие, биография и молитва — в статье.

Князь Владимир I Святославич

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.

Память равноапостольного князя Владимира Святого — 28 июля в 2020 году

И на берег вышел, душой возрожден,Владимир для новой державы,И в Русь милосердия внес он закон —Дела стародавних, далеких времен,Преданья невянущей славы!..(А.К. Толстой)

Креститель Руси — князь Владимир Святой

Карпов А. Ю. — историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»

Святой князь Владимир

Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подготовиться к венчанию в православной церкви

Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка).

Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка.

Приготовься убить его» — такие слова передал Блуд Владимиру.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его предложение вступить в брак.

Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его.

«Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах.

В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам.

В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования.

Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна — все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.

Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/

Князь Владимир Красное Солнышко: биография :

В 988 году произошло крещение Руси. Этим исторически значимым событием страна обязана святому князю Владимиру. Историки прозвали его Великим, церковь причислила к лику святых, равных апостолам, а народ прозвал его не иначе как князь Владимир Красно Солнышко.

Биография до прихода к власти

Точная дата рождения князя не известна. В летописях упоминается только, что его отец Святослав появился на свет в 942 году, а старший сын Вышеслав – в 977 году. Исходя из этих данных историки называют приблизительную дату – 960 год.

Как гласит история, будущий великий князь Владимир Красное Солнышко появился на свет в захолустном местечке под названием Будутино, что находилось где-то под Псковом.

По легендам, именно туда разгневанная княгиня Ольга сослала свою бывшую ключницу Маклушу из города Любеч, которая понесла от ее сына Святослава Игоревича. Обычаи язычников позволяли сыну наследовать от отца, несмотря на то, кем была его мать.

Поэтому, как только Владимир подрос, его тут же забрала княгиня Ольга. Его опекуном был дядя по матери – дружинник Добрыня.

Князь Владимир Красное Солнышко был младшим из сыновей Святослава Игоревича. Перед смертью тот всю Русскую землю поделил между своими детьми. Так, Ярополку (как старшему) достался Киев, Олегу (среднему) – земля Древлянская, а Владимиру (младшему) – Новгород. Существует мнение, что Владимир был средним по возрасту, так как Новгород куда значительнее земли Древлянской.

Междоусобицы

В 972 году, когда князь Святослав умер, Киев перешел во власть его старшего сына Ярополка. И между братьями разгорелась нешуточная война. Владимир и Олег объединили свои силы и двинулись на земли Киевские. Однако в 977 году их постигла неудача. Отступая во время боя с Ярополком, князь Олег свалился в ров и был раздавлен лошадьми. Владимир с остатками войска сбежал в Норвегию к своему покровителю королю Хакону Могучему. Так Русью стал править князь Ярополк.

Однако князь Владимир вместе со своим верным помощником Добрыней набрал войска в Скандинавии и вернулся на родину. Первоначально он сверг наместника Ярополка и воцарился в Новгороде. Затем покорил Полоцк, который поддерживал в то время Киев.

Владимир убил правителя Рогволода и двух его сыновей, а его дочь Рогнеду, которая считалась невестой Ярополка, насильно сделал своей женой. А затем с большим варяжским войском он двинул на Киев и подчинил его.

Теперь уже Киевский князь, Владимир Красное Солнышко обманом заманил, а затем и убил своего брата Ярополка. Его беременную жену сделал своей наложницей.

До крещения

Согласно летописям, воцарился в 980 году в Киеве князь Владимир Красно Солнышко. Биография правителя того периода полна жестокости и прелюбодеяний. Так, началось с того, что государь распустил свое варяжское войско, отправив часть солдат на службу в Константинополь, а остальную оставив в своей дружине.

Князь Владимир Красное Солнышко (фото в статье) сразу же после воцарения в Киеве начал реформацию языческого культа. По приказу правителя в городе было воздвигнуто огромное капище, в котором находились шесть статуй, изображавших главных славянских идолов – Перуна, Стрибога, Мокоши, Семаргла, Даждьбога и Хорса. Кроме того, есть сведения, что в те времена вовсю практиковались людские жертвоприношения и языческие обряды.

Ходили предания, что предыдущий киевский князь Ярополк симпатизировал христианству. А Владимир противопоставил ему язычество. Шла своеобразная борьба города с остатками христианства. Так, археологами найдены остатки фресковой живописи в полуразрушенном строении (наверное, бывшая церковь, построенная при Ярополке) на месте пантеона, воздвигнутого Владимиром. Именно во времена христианских гонений в Киеве погибли первые на Руси мученики за веру – варяги Иоанн и Федор.

Образ язычника

Согласно древнему летописному своду «Повесть временных лет», во времена своего языческого правления князь Владимир Красное Солнышко был жестоким, властным и себялюбивым повелителем. У него было несколько жен и огромный гарем практически в каждом большом городе. Он приводил к себе замужних женщин и растлил малолетних.

Он присутствовал на языческих ритуалах, где в жертву приносили людей. А кроме похоти, его интересовала только война. В те годы он совершил успешные походы против Польши (отвоевал червенские города), волжских булгар, ятвягов, а также вятичей и радимичей.

Необычное крещение

Как гласят летописи, христианство появилось на Руси в результате сознательного «выбора вер». Так, ко двору Владимира прибыли проповедники таких религий, как ислам, иудаизм, западное «латинское» христианство. Все происходило до тех пор, пока после разговора с философом из Греции князь не отдал предпочтение христианству византийского обряда. Правда это или вымысел, достоверно сказать нельзя.

Однако сказания Владимира о том, чтобы немецкие послы убирались, так как «Русь не приняла их религию», отражают события 960 года, когда к княгине Ольге германский император присылал своего епископа вместе со священниками. Согласно западным источникам, «они еле уцелели».

Таким образом, можно сделать вывод, что князь Владимир Красное Солнышко проводил на Руси какие-то переговоры с западными христианами касательно будущей религии.

В 987 году на совете бояр киевский князь объявил о своем решении «крещения Руси по греческому закону». В тот же год Владимир штурмом взял византийский город Херсонес и, угрожая захватом Константинополя, потребовал себе в жены сестру правителей Византийской Империи – царевну Анну.

Константин и Василий согласились на брак их сестры с Владимиром только под условием, что он примет их веру. Князь дал добро. Согласно легенде, пока царевна добиралась до Херсонеса, Владимир внезапно ослеп. Анна решила, что это кара небесная, и посоветовала своему нареченному скорее креститься.

А во время церемонии князь внезапно с криком «Я узрел Истинного Бога!» открыл глаза. Пораженные бояре тут же кинулись креститься следом.

Во крещении Владимиру дали новое имя – Василий – в честь святого апостола. В тот же год в Херсонесе прошла церемония венчания русского князя с византийской принцессой. В знак своего расположения и признания князь Владимир Красное Солнышко вернул Херсонес обратно его законным владельцам. Однако просил возвести в городе в честь святого Иоанна Предтечи великий храм.

Крещение Руси

Князь Владимир Красное Солнышко (фото выше) возвратился на родину не только вместе со своей новой княгиней, но и привез константинопольских священнослужителей, которые начали распространять христианство по округе. Князь взял из Византии иконы, книги, церковную утварь, а также святые останки Римского епископа, Фивы и Климента. Владимир всячески пытался укрепить межгосударственные связи между Византией и Русью.

Приняли христианство двенадцать сыновей князя, весь его дом, а также многие бояре. А затем князь Владимир Красное Солнышко занялся полным искоренением язычества. Он приказал истреблять идолов и сжигать неверных.

И если в Киеве распространение христианства прошло мирно и спокойно, то в Новгороде, где наместником князя был Добрыня, народ восстал, и его пришлось подавлять силой.

Владимир приказал, чтобы на местах, где раньше стояли каменные идолы язычников, начали возводить православные храмы.

Изменение в образе

Согласно летописцам, после принятия христианства Владимир изменился. После возвращения из Византии он тут же освободил своих прежних жен от их супружеского долга. Православные источники утверждают, что даже Рогнеде, пытавшейся его некогда убить, князь предложил самой выбрать будущего супруга. Но женщина отказалась и ушла в монастырь.

Изменился и характер князя. Он стал добрым, мягким, милостивым. Начал проявлять заботу и щедрость к нищим и обездоленным. Стал интересоваться книгописанием и церковным учением.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как причащают младенцев после крещения

Русский князь Владимир Красное Солнышко в лице Византии нашел верного и надежного союзника, который помог ему в укреплении государства. В течение всей дальнейшей жизни правитель заботился о своем народе, боролся за его безопасность и единство. Владимир совершил еще множество походов и завоевал огромные территории на Северном Кавказе, по берегам Волги и Каспийского моря. Князь во многом превзошел даже своего великого отца Святослава Игоревича.

Семья и личная жизнь

Как уже говорилось раньше, Владимир до своего крещения прослыл как «великий распутник». У него было больше сотни наложниц и несколько официальных жен. Так, первой была Рогнеда, от которой у него родился сын Изяслав. Также были жены «чехиня», от которой имел сына Вышеслава, и «болгарыня».

Одной из наложниц была бывшая жена его брата Ярополка, которая родила ему сына Святополка Окаянного.

После принятия христианства у Владимира было две жены. Первая – византийская принцесса Анна, которая умерла в 1011 году. После ее смерти князь взял другую жену, имя которой нам, к сожалению, не известно.

Всего у князя было двенадцать сыновей, сколько было дочерей, история умалчивает. Все дети князя Владимира Красное Солнышко вслед за отцом приняли христианство.

Откуда же такое прозвище?

Итак, в народе князя называли и Крестителем, и Святым, и Великим. Здесь все более-менее понятно. А вот почему «князь Владимир Красное Солнышко»?

На это есть две вариации. Согласно первой версии, его так прозвали потому, что он открыл новую эру в истории всех восточных славян, он заложил новый фундамент духовенства для народов (и белорусов, и россиян, и украинцев).

Согласно второй версии, Владимир решил устроить пир, на который были приглашены простые люди из ближайших городов. Нищие и бедные приходили в княжеские покои и брали еду. Таким образом, князь завоевал любовь и расположение народа, который прозвал его «солнышком».

От преданий до кинематографа

Народ почитал и любил своего князя. О нем слагали песни и сказания. Также в песнях говорится и о его дядюшке Добрыне Никитиче, и о других богатырях и дружинниках князя. Самая известная былина – князь Владимир Красное Солнышко и трое богатырей сражаются против Змея Горыныча. Ее, наверное, знает каждый. В фольклоре князя называют «ласковым», «светлым» и «славным».

В 2012 году был снят фильм «Князь Владимир Красное Солнышко». Картина рассказывает о русском правителе, о периоде его возмужания и становления, о крещении Руси, о гибели Бориса и Глеба и многом другом. Фильм «Князь Владимир Красное Солнышко» — документальная картина, которая позволит зрителю своими глазами увидеть знаменитые фрески, иконы и картины того периода.

Источник: https://www.syl.ru/article/167299/new_knyaz-vladimir-krasnoe-solnyishko-biografiya

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Кровавое солнышко Руси: каким человеком был Святой креститель князь Владимир

Внук Рюрика и сын Игоря князь Святослав был истинным язычником, предпочитавший поле боя киевскому княжьему терему. Одного из сыновей правителю родила Малуша – рабыня его матери, княгини Ольги. Мальчика назвали Владимиром, и ему было суждено изменить историю Руси. Церковь причислила его к святым, а народ назвал Красным Солнышком, однако в жизни Владимир был грешником, который убил брата, насиловал девушек и имел огромный гарем.

Сын рабыни

Беременную от Святослава Малушу оправили в село Будутино, где она и родила мальчика. Мать будущего крестителя Руси была рабыней, но не простой. Ключница – важная в доме персона. Она отвечает за имущества хозяина, а значит, пользуется его доверием. Еще одна деталь – имя княжеского бастарда. Своего сына Малуша назвала двухсоставным именем Владимир, то есть «владеющий миром». Такие имена на Руси носила только знать.

https://www.youtube.com/watch?v=K56SfOJ7G_E

Князь Святослав во время военного похода

Мальчик до трех лет воспитывался матерью, далее внука забрала княгиня Ольга. Скорее всего, бабка не теряла связи с бывшей ключницей и благоволила Владимиру. Ведь князь Святослав – истинный язычник, у которого много любовниц, а значит, и побочных детей. Однако именно Владимир получает благородное имя и становится одним из наследников, хотя он и не законный сын.

Княгиня Ольга – первый христианский правитель Руси

Рабское происхождение очень повлияло на жизнь Владимира, сформировав в нем комплексы, которые в будущем еще проявятся. Своей тягой к власти и жестокостью он пытался компенсировать свой «недостаток» и стереть память о своем происхождении.

Имя Владимира впервые фигурирует в 969 году. За год до этого князь Святослав возвращается из Болгарии в Киев, но собирается в новый поход. К нему из Новгорода приходят послы, которые просят дать им в княжение одного из своих сыновей. Законные наследники – Ярополк и Олег – в далекий северный край ехать не хотят. Святослав посылает к новгородцам младшего сына Владимира, опекуном которого становится старший брат Малуши Добрыня.

Новгород – центральный пункт торгового пути «из варяг в греки» и Владимир был символом киевского присутствия в этом стратегически важном регионе. Здесь он приказал построить огромное капище Перуну – покровителю княжьей дружины. Задатки реформатора проглядывались во Владимире уже тогда.

Варяжская дружина

Новгород населяли славяне, финны, скандинавы, с которыми у юного князя сложились особенно дружеские отношения. В среде варяжской знати Владимир становится своим и новые друзья скоро докажут свою преданность мечами.

Ссора братьев

В 972 году печенеги убивают князя Святослава на Днепровских порогах. Киевский престол занял Ярополк – старший сын погибшего правителя. Средний Олег получает землю древлян, а Владимир остается в далеком от политики Новгороде. В 975 году между Ярополком и Олегом вспыхивает война, в которой победил старший брат, а средний погибает в сражении.

Славянские воины

До Владимира известия о войне доходят в искаженном виде, он решает не связываться со старшим братцем и убегает в Скандинавию, а Ярополк захватывает Новгород и самолично правит всей империей Рюриковичей. На севере беглец собирает армию варягов и возвращается на Русь. Вернув себе Новгород, он посылает брату сообщение:

«Владимир идет на тебя, пристраивайся противу биться».

Армия Владимира, набранная из варягов, новгородцев, кривичей и чуди, двинулась к Киеву и подошла к городу Полоцк, где княжил князь Рогволод. Владимир предложил Рогнеде – дочери Рогволода – стать его женой, но та ответила, что ей, благородной девушке, не пристало выходить замуж за сына рабыни. Таких оскорблений Владимир не прощал.

Князь берет штурмом Полоцк. По совету дядьки Добрыни Владимир насилует Рогнеду на глазах у ее братьев и отца. После этого будущий святой убивает всю родню обидчицы и берет ее к себе в жены. Ненависть друг к другу они пронесли через всю жизнь.

Малолетний Изяслав защищает мать от Владимира

Когда Владимир стал киевским князем, Рогнеда попыталась зарезать его во сне, но в последний момент ему удалось отвести удар. Князь приказал жене надеть самые красивые одежды и приготовиться к смерти.

Когда Владимир пришел лично убивать Рогнеду, то на ее защиту вышел их общий малолетний сын Изяслав. Мальчик, с мечом в руке, встал на пути отца и сказал, что убийства матери не допустит.

Владимир сначала разозлился, но позже зауважал сына и отдал ему в правление Полоцк, когда-то отобранный у его деда.

Ярополк, чувствуя свою слабость, засел в Киеве. Владимир не стал штурмовать город, а подкупил главного воеводу брата – боярина Блуда. Предатель уговорил Ярополка укрыться в крепости Родень, где его ждала засада. Киевский князь был взят в плен и доставлен к Владимиру. Однако братья не увиделись. Когда Ярополк шел по терему, на переговоры к Владимиру, из-за угла вышли два варяга, которые подняли его «под пазухи» на мечи.

Убийство Ярополка. В момент покушения боярин Блуд запер двери, чтобы сторонники князя не помешали расправе

Владимир не переживал по поводу предательского убийства брата. Об этом говорит тот факт, что его беременную жену он сделал своей наложницей. Девушка родила сына Ярополка, которого назвала Святополком. Без своего князя киевская дружина быстро перешла на сторону победителя.

Ненасытен в блуде

Варяги Владимира воевали за право грабить занятые селения и города. Киев на разграбление он не отдал, а отравил наемников в Константинополь. Одним из первых действий нового правителя стало распределение его наложниц по княжеским резиденциям: 300 в Вышгород, 300 в Белгород, 200 – в село Берестовое. Число рабынь известно по летописи Нестора, сколько девушек было на самом деле – остается загадкой.

В XI веке летописцы писали, что Владимир ненасытен в блуде и растлевал как молодых девушек, так и замужних женщин. Запомнился князь и своими пирами, упоминания о которых сохранились в былинах. В них князь всегда пирует с дружиной и отдает приказы богатырям, сидя за столом. Однако блуд и гулянки не мешали ему строить сильную державу.

За первые 10 лет правления Владимир расширил границы Руси, разгромил ее внешних и внутренних врагов, а также сформировал государственный аппарат управления. Строились новые города и крепости, организовалась колонизация пограничных с Диким полем земель. Владимир был настоящим язычником, как в частной жизни, так и в управлении державой – безудержный, агрессивный, отчаянный.

Выбор Бога

Ярополк благоволил христианам, а Владимир повел противоположную политику. Он приказал разрушить церкви, синагоги и мечети, а на их месте построить языческие капища новому пантеону богов: Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.

Себя и свою дружину князь связывал с воинственным Перуном. Однако многочисленные боги не подходили единой державе. Нужна формула одного правителя на земле и одного на небе. Выбор Владимира пал на христианство византийского обряда.

Крещение киевлян

Обряд крещения в 988 году провел греческий священник Павел. Перед этим Владимир совершил военный поход в Византийскую империю и выбил себе в жены сестру императора – принцессу Анну. Хотя ромеи не хотели родниться с диким скифом. Для подтверждения серьезности своих намерений жениться и уверовать во Христа Владимир захватил в Крыму город Корсунь и устроил в нем бойню. Такие весомые аргументы убедили императора взять киевского князя в зятья.

Крестили мечом и огнем

Новая вера встретила сопротивление племенной знати и простого люда. Самыми ярыми противниками Христа стали новгородцы, которые когда-то приютили и поддержали сына рабыни, а теперь Великого князя. В благодарность Владимир отправил в Новгород дядьку Добрыню и воеводу Путяту.

Уничтожение языческих идолов

Путяте удалось ворваться в центр Новгорода, однако его дружину окружили. Тогда Добрыня поджег город. Пока новгородцы спасали свои дома, дядя Владимира вызволил воинов. Отсюда взялась поговорка: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Победители сильно разгромили город, после чего пришлый бог ромеев стал новгородцам чуточку ближе. Однако антихристианские восстания в Северо-Западной Руси вспыхивали еще 150 лет.

15 июля 1015 года Владимир скончался, а 11 его законных сыновей устроили резню за власть. С XIV века Владимир признан равноапостольным святым. В былинный эпос убийца брата, многоженец и насильник вошел как князь Владимир Красное Солнышко.

Смотрите также — Норвежский музей Лофотр: путешествие в мир викингов

Источник: https://BigPicture.ru/?p=1190656

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Кто такой ангел хранитель в православии

Закрыть