Обрезание господне что это за праздник

Праздник Обре́зания Господня в 2020 году

обрезание господне что это за праздник

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию. (Дважды.)

Слава: Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати.

И ныне: Тойже.

Песнь 3

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде. (Дважды.)

Слава: Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен.

И ныне: Тойже.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:

Седален, глас 4-й

Яко сый бездна человеколюбия, одеялся еси, Владыко, в зрак рабий, и плотию обрезался еси, даруя всем человеком великую Твою милость.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию. (Дважды.)

Слава: Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию.

И ныне: Тойже.

Песнь 5

Ирмос: Света подателю, и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Ты от Девы Матере несказанно прошед, Господи, и в человеческий ныне сподобился еси одеятися образ, яко младенец законно, закон исполнил еси. (Дважды )

Слава: Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, рождшая, из неяже облиставший свет мира Христос явися.

И ныне: Тойже.

Песнь 6

Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает, и вопию Ти, пророка подражаяй: от тли мя, Господи, возведи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Прият конец закон, отнележе Христос младенствовав, исполнитель закона сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву. (Дважды)

Слава: Субботство, обрезание же шатания еврейскаго, явльшагося Христа мановением преста, и возсия благодати весна.

И ныне: Тойже.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:

Кондак, глас 3-й

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твоя отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Светло и пресветло Рождество Христово, и будущаго обновления подписавшее таинство днесь: яко законным чином Спас обрезуется, не яко Бог, но яко человек, и закона исполнение. (Дважды.)

Слава: Закон исполняя закона Творец, плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя: благословен еси, Боже отец наших.

И ныне: Тойже.

Песнь 8

Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа, и превозносите во вся веки.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Во осмый день обрезуется яко младенец Владыка; Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь. (Дважды)

Слава: Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки.

И ныне: Тойже.

Песнь 9

Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Прешед пределы Христос человеческаго всего естества, преестественно из Девы раждается; и писание законное якоже повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закона является. (Дважды)

Слава: Приидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно наречеся днесь. С симиже и память святителя величаем.

И ныне: Тойже.

Источник: https://azbyka.ru/days/prazdnik-obrezanie-gospodne

Коротко о празднике: Обрезание Господне — Православный журнал

обрезание господне что это за праздник

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви.

Дата: 14 января

Статус: великий праздник

Событие:

Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк 2:21).

Тропарь праздника:

глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод:

Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

История:

Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя (Быт 12:2).

Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12).

В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.

Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его (Мф 5:17). Принятие же обрезания было необходимой частью исполнения этого закона. Без этого ритуала нельзя было стать частью израильского общества. «Тот, кто намерен жить по новым законам, — пишет митрополит Вениамин (Федченков), — тот сначала должен исполнить старые.

Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон.

Законодавец первый подчиняется закону».

Христос начинает исполнять, «воплощать» закон Моисея. И принятие обрезания стало первым шагом на этом пути.

Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер. Это значит, что свое окончательное, завершенное значение они приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Мессии, Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.

На смену ветхозаветному обрезанию в христианстве пришло таинство Крещения. Фото Наталии Стеценко

На это в своем Послании к Колоссянам указывал апостол Павел. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11).

В Послании же к Римлянам апостол подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:28–29).

Интересные факты о празднике:

1 Праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство об обрезании стало важным свидетельством того, что Христос был истинно воплощенным.

2 На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого ввиду того, что этот праздник совпадает с днем памяти великого святого. В народном календаре вечер накануне Обрезания назывался «Васильевым».

3 От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском Соборе 49 года.

Решение Собора было следующим: Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29).

4 На Обрезание выпадает дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый новый год «сместился» на 14 января — по новому стилю.

Скачать и распечатать:

Источник: https://foma.ru/korotko-o-prazdnike-obrezanie-gospodne.html

Обрезание Господне — что это? Обрезание Господне: история праздника

обрезание господне что это за праздник

Основные события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы, православная Церковь празднует очень широко и нарочито торжественно. Таких крупнейших праздников двенадцать, вследствие чего они именуются двунадесятыми. Только одно событие в земной жизни Спасителя в этот ряд торжеств не попадает. Это Обрезание Господне. Что это за праздник, в общих чертах можно понять из его названия.

Что празднует Церковь

На восьмой день после Рождества, свершившегося в Вифлиемской пещере, Дева Мария и ее обручник (мнимый муж) Иосиф принесли Богомладенца в Иерусалимский храм. Как законопослушные иудеи, они должны были совершить обязательный обряд. При обрезании крайней плоти Сын Девы Марии был наречен именем Иисус.

Исполнение этого ритуала дало возможность Спасителю считаться полноценным потомком Авраама, а значит, иметь право нравственно наставлять соплеменников и быть для них истинным Мессией. В соответствии с литургической традицией православной церкви, этот праздник называется Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа.

Богослужебные тексты в этот день прославляют и наречение чудодейственного имени.

Обрезание Господне. История праздника

Установление церковью торжества Обрезания было связано с необходимостью противодействия невоздержанной языческой традиции отмечать наступление Нового года на территории Римской империи. К началу IV века годовой богослужебный цикл почти сформировался. Разгулу плотских утех было логичным противопоставить церковный праздник и предшествующий ему пост. Как нельзя лучше подходило именно Обрезание Господне.

Что это было крайне необходимой мерой, свидетельствуют записи отцов церкви тех лет. Так, святитель Амвросий Медиоланский в самый день вновь установленного праздника сетует, обращаясь к пастве словами апостола Павла: «боюсь за вас, — восклицает епископ,- не напрасно ли я у вас трудился». Был ли смысл среди жителей Медиолана (современный Милан) вообще проповедовать христианство — вот о чем задумывается святитель.

Другими словами, разнузданность верующих в дни январских празднеств достигала такой крайности, что ставился под вопрос сам смысл веры в Бога. В период между Рождеством и Крещением был дополнительно утвержден пост, кульминацией которого было Обрезание Господне. Что за праздник такой это Обрезание, вопрос у рядовых членов общин не возникал, хотя основополагающим смыслом была иудейская религиозная подоплека.

В эпоху, когда христианство стало государственной религией, изменения в богослужебном уставе могли рождаться не только внутри церковной среды, но и волевым решением иерархов с подачи августейших особ. Ярким примером является Обрезание Господне. История праздника свидетельствует о том, что ревностная пропагандистская деятельность отцов Церкви привела к полному искоренению январских вакханалий.

По крайней мере, через два столетия в древних летописях обличительных речей по этому поводу уже не встречается.

Богословское толкование

Христос должен был совершить все ветхозаветные ритуалы и подтвердить их исполнением легитимность закона Моисея. Первым в ряду обрядового порядка стояло Обрезание Господне. Христианство, несмотря на явное ветхозаветное происхождение, придает этому событию весомый символический смысл.

Праздник символизирует необходимость духовного обрезания сердца. Другими словами, без кардинального изменения нравственного состояния человеку невозможно войти в общество избранных Божьих людей.

Духовное обрезание означает победу над порочными наклонностями, истинное покаяние и обращение грешника к Богу.

Древнейший обычай Востока

Православная традиция тесно перекликается со многими древними иудейскими установками. При этом теологи утверждают, что ветхозаветная история человечества является периодом нравственной подготовки к пришествию Спасителя — намеком, тенью, прообразом современной христианской церкви.

Торжество Сошествия Святого Духа произошло в день древнееврейского праздника Пятидесятницы. Сретение Господне, совершение жертвоприношения на сороковой день после рождения младенца мужского пола, введение во храм Пресвятой Богородицы напрямую относятся к Синайскому законодательству.

Тесную связь с Ветхим Заветом имеет и Обрезание Господне. Традиция обрезания была установлена древним патриархом Авраамом по откровению свыше. Господь повелел старцу в знак заключенного союза между Ним и людьми обрезать крайнюю плоть.

Своего рода это была инициализация членов избранного общества. Авраам приказал совершить обряд над своим сыном, всеми соплеменниками и даже купленными рабами.

С тех пор иудеи в обязательном порядке на восьмой день после рождения производят обрезание всем младенцам мужского пола.

Апостолы об обрезании

После сошествия Святого Духа вера во Христа стала широко распространяться по всему цивилизованному миру. Сначала проповедь звучала в среде еврейских общин Средиземноморья. Со временем стали присоединяться и язычники. С этой категорией вновь обращенных в некоторых общинах начали возникать недоразумения. Дело в том, что на протяжении нескольких десятилетий евреи, вступая в христианскую общину, до этого уже были обрезаны.

Совершения ветхозаветного обряда стали требовать и от язычников. То есть сначала нужно было выполнить иудейский ритуал, а потом принимать крещение. Апостол Павел в своем послании к общине в городе Колоссы крещение сравнил с древним обрезанием. Обычай, ведущий историю от Авраама, был знаком союза людей с Богом, а ныне совершается новозаветное духовное обрезание, нерукотворное.

Суть его заключается не в материальных символах, а в отрешении от греховной жизни.

Трегубое торжество

День Обрезания Господня объединяет еще два знаменательных события. В Российской Империи, использовавшей Юлианский календарь, празднование Нового года относительно современного летоисчисления приходилось на 14 января. В секуляризированную советскую эпоху, после перехода на Григорианский стиль, этот день стал называться аутентичным термином «Старый Новый год».

Русская Православная Церковь, придерживающаяся ортодоксального календаря, в первый день светского новолетия в 1701 году установила особый праздник 14 января. Обрезание Господне, кроме этого, отмечается совместно с памятью великого учителя Церкви святителя Василия, служившего в IV веке архиепископом в ближневосточном городе Кессарии.

В богослужебных текстах все три события органично переплетаются.

Богослужебные особенности

Все торжества в честь Спасителя и Богородицы имеют так называемые дни предпразднства и попразднства. То есть еще до основного события и после него в течение нескольких дней богослужебные песнопения прославляют великое торжество. Аналогию можно провести с восходом и закатом солнца. Утром еще не взошло светило, а мир вокруг уже освещен. Так же и вечером: солнце скрылось, но еще светло.

Обрезание Господне прославляется только одни богослужебные сутки. В самый праздник совершается редкое богослужение — литургия Василия Великого. Этот чин служится в Великий пост, в Рождественский и Крещенский сочельники и на Обрезание Господне.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как освятить обручальные кольца

Что это первый день нового года, свидетельствуется особым молебном после литургии, в ходе которого испрашивается благословение у Бога на «будущее лето» для граждан, правителей и всего государства.

Обрезание Господне. Икона

Живописных образов этого события существует немного. У иконописцев праздник Обрезания популярностью не пользуется. Обычно в храмах на аналой возлагают икону святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день. Правда, среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. Икона, как правило, изображает Деву Марию с Богомладенцем на руках, Иосифа-обручника и старца с ритуальным ножом, готовящегося совершить ритуал.

Нравственный урок

Литургические гимны содержат не только хвалебный контент, но и обладают значительным дидактическим смыслом. Любое событие из жизни Иисуса Христа, Богородицы или святых может стать поводом для извлечения нравственного урока.

Не остается в стороне и Обрезание Господне.

Что это весьма важный прецедент, можно убедиться, рассмотрев следующую выдержку из богослужебных текстов: «Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона — закон исполняет».

Лейтмотивом поучений, звучащих с церковных амвонов в день Обрезания Господня, является нравственный пример повиновения законам для собственного блага. Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в совершении над ним какого-либо религиозного ритуала. Но имел ли право Основатель нового духовного общества требовать от своих последователей постоянного подчинения, если бы Сам не исполнял законы, установленные посредством Божественного откровения?

Ветхозаветная традиция и тайна имени

Также церковь в этот день обращает внимание верующих на их имена. Имя христианину дается при крещении не произвольно, а в честь святых. При этом читается особая молитва, связывающая нового члена христианской общины с его небесным покровителем.

Кроме определенной смысловой нагрузки (например, Александр по-гречески означает «мужественный», Виктор — «победитель» и т. п.) имя является важнейшим компонентом формирования внутреннего мира человека, тайной его личности.

Это особенно актуально в современном мире, когда экзальтированные родители в угоду современным трендам нарекают своих детей едва ли не собачьими кличками.

У многих народов древности существовал обычай наречения двумя именами. Первое, истинное, знал только сам носитель и его близкие. Второе имя предназначалось для пользования в повседневной жизни.

Делалось это для того, чтобы недоброжелатели посредством мистического воздействия не могли причинить вреда субъекту.

Если столь важное значение именам придавали наши предки, то тем более христианское имя должно быть не пустым звуком, а свидетельством принадлежности к высшей нравственной категории общества.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43250-obrezanie-gospodne.html

Что за праздник Обрезание Господне и что нельзя делать в этот день

Праздник Обрезание Господне православная церковь отмечает 14 января — на восьмой день после Рождества Христова. Он считается великим и посвящен событию, описанному в Евангелии. В чем смысл праздника Обрезание Господне и что запрещено делать в этот день — в материале altapress.ru.

Церковь. Храм. Православие

СС0

Согласно Евангелию, на восьмой день после рождения Иисус Христос принят обрезание, пишет «Фома».

По еврейскому закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу и не мог быть причислен к народу Израилеву, объясняет «АиФ». Это был древний обычай.

В книге Бытия говорится, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему, что от него произойдет великий народ. Авраам же на тот момент был бездетным. Когда праведнику исполнилось 99 лет, ему снова явился Бог и сказал:

«Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между мною и вами»

Авраам и его домочадцы исполнили это. Через год жена Авраама родила ему долгожданного сына. С тех пор иудеи (потомки Авраама) обрезали новорожденных младенцев мужского пола в знак своей верности завету с Богом.

Молитва. Свечи. Церковь

СС0

В чем смысл обрезания господня

Приняв обрезание, Иисус Христос исполнил закон.

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех», — цитирует pravmir.ru.

Кроме того, праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла ересь «докетизм». Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. То, что в Евангелии говорилось об обрезании Христа, стало важным свидетельством истинного воплощения Бога.

Церковь. Религия. Кадило

СС0

Что нужно сделать в праздник Обрезание Господне 2020

В православные праздники нужно сходить на богослужение в храм.

Что нельзя делать в праздник Обрезание Господне

Многие интернет-ресурсы сообщают о большом количестве запретов, связанных с важными православными праздниками. Якобы нельзя делать уборку, шить, заниматься огородом. Это неправда.

В церкви рекомендуют посвятить праздничный день Богу и близким, но если у человека нет возможности не работать, это не считается грехом. Как и в любой другой день, в праздник не стоит увлекаться приметами, проводить оккультные и магические обряды.

Источник: https://altapress.ru/zhizn/story/chto-za-prazdnik-obrezanie-gospodne-i-chto-nelzya-delat-v-etot-den-260561

Обрезание Господне

14 января: Великий Церковный Праздник Обрезания Господня.
В этот же день, 14 января, день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.

История праздника Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа
Духовный смысл праздника Обрезания Господня
Молитвословия в праздник Обрезание Господне
Величание
фильм

Различные события земной жизни Иисуса Христа и Богородицы в Церкви отражаются в Великих праздниках. Их называют Великими двунадесятыми праздниками по их числу – двенадцать. Но два события из жизни Спасителя не вошли в это число: Пасха (величайший праздник) и Обрезание Господне.

Между двумя Великими праздниками – Рождества Христова и Крещения Господня незаметно, как звезда, слабо различимая при свете солнца, стоит праздник Обрезания по плоти Господа Иисуса Христа. У него даже нет ни  предпразднства, ни попразднства, всего лишь один только день, и среди верующих он известен не настолько хорошо, как любой из других Великих церковных праздников.

 ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ

По прошествии восьми дней после Рождества Христова, которое произошло в Вифлиемской  пещере, Святая Мария и Ее обручник Иосиф пришли в Иерусалимский храм с Младенцем. Они должны были исполнить обязательный иудейский обряд – обрезание крайней плоти.

По закону, при обрезании, Младенец получил имя Иисус. В переводе с еврейского, Спаситель (Иисус — греческое слово от еврейского) — Иехошуа (или сокращенно Иешуа, Иешу), что значит «Бог Спаситель».

Это имя Ему дал архангел Гавриил еще при Благовещении Деве Марии.

После этого ритуала обрезания Младенец стал официально считаться полноценным потомком Авраама, Он получил право быть настоящим Мессией для соплеменников и наставлять их. А в Церкви этот праздник стал называться Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. В этот день прославляется и наречение чудодейственного имени.

Духовный смысл праздника обрезания господня

Самому обряду обрезанию, который исходил из Божиего завета Аврааму, уже много веков. В Библии об этом завете говорится так:

«Обрежется от вас всякий мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу. И будет в знамение завета между Мною и вами. И младенец осми дней обрежется вам И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен. Необрезанный же мужеский пол, еже не обрежет плоти своея крайния в день осмый, погубится душа та от рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17:10 — 14).

Крайняя плоть считается очагом страстности, а ее обрезание символизирует непорочную жизнь и свержение греховности для тех, кто хочет жить по Божеским заветам. Обрезанием символизируется утверждение любви к Богу, преданость Ему и, если это необходимо, готовность принести себя и свою жизнь в жертву Господу.

Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.

Тот, кто устанавливает законы и следит за их выполнением, сам должен быть образцом для их исполнения. В жизни мы, конечно, часто видим обратную картину – закон выполняется только там, где выгодно, а если нет – придумываются новые правила.

Иисус Христос, сразу же после рождения, выполнил первое священное действие – обрезание. Закон был исполнен!
Богочеловек показал нам пример подчинения законам для нашей же пользы. Вряд ли кто захочет подумать, что Иисус Христос имел необходимость совершать какой-либо религиозный ритуал. Но без исполнения основ, Отец новой Церкви не имел права требовать от своих последователей настоящей веры.

Таким образом, Спаситель «ветхого» человека делает его «новым», а Новый Завет зарождается из Старого. Поэтому праздник Обрезания Господня стоит именно после Рождества не столько из-за того, что этот обряд проводится на восьмой день, а больше по смыслу цепочки событий:  прежде всего Рождение, затем подтверждение начала Служения людям (Обрезание), а потом – Крещение.

«Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона — закон исполняет».

 МОЛИТВОСЛОВИЯ В ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь, глас 1

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величание: Величаем Тя,  Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея  законное обрезание.

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/obrezanie-gospodne/

14 января — Обрезание Господне | Храмы Янёва

Обрезание Господне (полное название праздника — По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа) отмечается Русской православной церковью 14 января.

История празднования

На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание

Обрезание в качестве обряда посвящения божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян.

В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар.

У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом:

Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.

Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой. (Быт. 17:10—14)

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещённое Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения Пресвятой Деве Марии:

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. (Лк. 2:21)

Традиция нарекать имя младенцу на восьмой день после рождения сохранилась у христиан. Существует обряд наречения имени на 8 день и специальные молитвы на этот случай. 

Значение праздника

Пройдя обряд Обрезания, Иисус Христос показал, что Новый Завет не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, и Он соблюдает его

По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Смиренно пройдя обряд Обрезания, наш Спаситель Иисус Христос показал всем своим ученикам, что Новый Завет, который Он нам принёс, не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, но соблюдает его. И таким образом доводит его до совершенства, упразднят грубое плотское и утверждая главенство духа. Чтобы проповедовать среди народа израильского, Иисус должен был быть полноценным членом общества: ходить в храм, молиться, жить в семье израильтян. Все это было совершенно невозможно для необрезанных.

В 49 году на Апостольском соборе было официально отменено обрезание для желающих крестится. В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнём с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

Богослужение

Обрезание Господне соединяется с памятью святителя Василия Великого

Христиане чтут и славят это великое чудо — готовность Бога смиряться и принимать все, предписанное Законом человеку. В этот день служится в храме литургия, в которую включены специальные песнопения праздника Обрезания. 

Обрезание Господне — Господский праздник, соединяется с памятью святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. При соединении этих двух служб предпочтение отдаётся службе святителя Василия Великого.

Совершается всенощное бдение, полиелей поётся святителю, «Честнейшую» не поётся, а поются припевы праздника и святого. Положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения».

Совершается литургия Василия Великого, читается два евангельских зачала, поётся величание Василию Великому. Читается Иисусова молитва.

Молитвы

Тропарь и кондак к празднику

  • Тропарь Обрезанию, глас 1: 

Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

  • Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3: 

Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак въедается в тело, растёт за счёт его, и лишь тяжёлая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым.

Потому что, как без обрезания, которое совершалось в Ветхом Завете на 8-ой день после рождения младенца, человек не мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания христианин не может войти в Царствие Божие.

Мы должны постоянно, ежедневно и даже ежеминутно, совершать над собой эту духовную операцию. 

Источник: https://hramy-janevo.ru/obrezanie-gospodne/

14 января 2020 года – Обрезание Господне: история, значение праздника

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое молебен в церкви

Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Слово на Обрезание Господне

Проповедь священника Михаила Немнонова

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

Священник Михаил Немнонов

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь.

Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа да даст вам верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18).

На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает.

И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал.

И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого.

Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество.

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку.

Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу.

И как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие.

Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи.

Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.

Обрезание Господне. Читайте на «Правмире»:

  • Отрезать от себя грех
  • Обрезание Господне – «странный» праздник?

Обрезание Господне. Фильмы о смысле праздника:

Источник: https://www.pravmir.ru/obrezanie-gospodne/

Все, что нужно знать о празднике Обрезание Господне – от запретов до поздравлений

Обрезание Господне. Икона / hram-kupina

14 января отмечается великий православный праздник Обрезание Господне.

Для православных, среди которых обряд обрезания проводить не принято, этот праздник может показаться странным, однако православная Церковь чтит этот день не менее рьяно, чем чтят Обрезание Господне у католиков или евреев.

Обрезание Господне: история праздника

Согласно Библии, Иисус был обрезан на восьмой день своей жизни: его Мать, Дева Мария, со своим мужем Иосифом Обручником специально принесли младенца в храм, куда в тот момент пришел и старец Симеон, дабы провести там обряд обрезания, который считается жизненно важным у евреев.

Обрезание Господне: смысл праздника

Что надо знать о Дне Василия 2019 – от примет до поздравленийПо еврейскому обычаю, именно после обряда обрезания Христу дали имя, заранее предсказанное Деве Марии архангелом Гавриилом – Иисус.

Но смысл праздника – не просто в имянаречении. Как поясняют священники, обряд обрезания установлен для людей, простых смертных. Иисус – Сын Божий. Он мог бы не следовать человеческим законам, однако тот, кто не следует законам, который сам и установил – не может быть лидером и пастырем. А посему, показывая пример подчинения законам, следуя правилам – Иисус с первых дней своей жизни показал пример, как надо жить достойно и праведно.

Пусть человек не может вознестись до высот Бога – но Бог с своей любви и милости может снизойти до человека, уподобившись Ему.

«Если бы воплощенный Сын Божий не подчинился обряду обрезания, то Он не мог бы быть в обществе избранного народа еврейского, не мог бы входить в храм не мог бы иметь нравственного влияния на народ и, наконец, не мог быть признан Мессией никем из народа иудейского. Так Сын Божий, будучи равен Богу Отцу, в Своей человеческой природе служил Ему как раб», – разъяснил настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Обрезание Господне: молитва

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

***

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Обрезание Господне: что нельзя делать

«Сію, сію, посіваю, щастя-радості бажаю»: беспроигрышные варианты посевалок на Старый Новый годВ один день с праздником Обрезания Господнего отмечается день памяти святого Василия, а также светский праздник Старый Новый год, когда с утра парни ходят посевать.

 При этом считается, что нельзя посевать гречкой и горохом: гречка, по народным приметам, спровоцирует в доме скандалы и споры, а горох – слезы. Поэтому сеют пшеницей, рожью, овсом или ячменем: они олицетворяют благополучие и достаток.

Также в старину не сеяли голыми руками – только в рукавицах, но сейчас этого правила придерживаются редко.

Считается, что в праздник 14 января нельзя:

  • отказывать человеку в прощении, а также в помощи – особенно, если тот прямо попросил;
  • ругаться и сквернословить;
  • давать в долг;
  • выносить мусор;
  • пересчитать мелкие монеты;
  • есть рыбу и птицы – а то счастье, мол, из дому «уплывет»/»улетит».

Приметы дня связаны, скорее, с Васильевым днем:

  • если на Василия мороз и снег – ждали богатого урожая зерновых;
  • если на Василия ветрено – ждали доброго урожая орехов в лесах;
  • если тепло и снега нет – не быть богатому урожаю.

Поздравления с Обрезанием Господним

В день Обрезания Господнего желаю мира за окном и счастья в доме, искренних молитв и благодати в семье, светлых надежд и взаимных чувств, щедрости души и милосердия, великой радости и крепкой веры.

***

Спаситель иудеем стал сегодня,

Младенца Иисусом нарекли.

Великий праздник — Обрезание Господне

И посвящение Его Творцу земли!

***

Поздравляю с праздником Обрезания Господнего. Желаю всегда находить светлый путь даже в самый мрачный день, желаю искренне любить и всей душой надеться на мир, удачу, благо и добро. Пусть Господь будет с тобой, пусть счастье наполняет твое сердце.

***

3 смс — 187 символов:

Обрезание Господне

Отмечаем мы сейчас,

Дружно вспомним про Иисуса,

Много сделал он для нас,

По законам, данным Богом,

Будем мы примерно жить,

Пожелаем христианам

Жизнь свою всегда ценить!

***

В день обрезания Господнего желаю светлых надежд души и благих стремлений сердца, небесной помощи в трудную минуту и доброй удачи, искреннего счастья и чистой любви, крепкой веры и благоразумия.

***

4 смс — 205 символов:

День обрезания Господня

Все люди празднуют сегодня,

Так разрешите вас поздравить,

И пожелания доставить

Здоровья, мира, пониманья,

Любви, удачи и вниманья,

Что вам родные уделяют,

Те, кто ценят и уважают!

Источник: https://glavred.info/life/10041539-vse-chto-nuzhno-znat-o-prazdnike-obrezanie-gospodne-ot-zapretov-do-pozdravleniy.html

Прообраз Крещения: как в старый Новый год Церковь отмечает Обрезание Христа

2018-01-14T08:00+0300

2018-01-22T11:20+0300

https://ria.ru/20180114/1512534734.html

Прообраз Крещения: как в старый Новый год Церковь отмечает Обрезание Христа

https://cdn21.img.ria.ru/images/32893/90/328939005_0:255:2627:1744_1036x0_80_0_0_0fc3ccc35e3e27e45c76126901241ca7.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 14 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. В старый Новый год православные верующие отмечают один из великих христианских праздников — Обрезание Господне. Как это событие, тесно связанное с иудаизмом, вошло в пятерку важнейших праздников православия, в чем его смысл и почему в этот же день вспоминают одного из отцов Церкви, святителя Василия Великого, — в материале РИА Новости.

Знак на всю жизнь

Согласно Евангелию на восьмой день после рождения Иисус Христос прошел обряд обрезания, как то предписывал ветхозаветный закон израильскому народу. Этот ритуал был установлен во времена праотца Авраама для всех младенцев мужского пола. Для иудеев он определял принадлежность к богоизбранному народу.

«Обрезание служило знамением (то есть знаком) заключения завета между Богом и людьми и символически обозначало, что человек отвергается собственной плоти и служит уже не своему телу, но Богу», — сказал в проповеди на праздник Обрезания Господня духовник Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга схиархимандрит Авраам (Рейдман).

Отрывок из Ветхого Завета, который читается в храмах во время праздничного богослужения, рассказывает о том, как Господь явился Аврааму на сотом году жизни и сказал ему, что Он есть «Бог Всемогущий» и Он «поставит завет» свой между ним и собой.

Аврааму Бог пообещал многочисленное потомство и благословение божие, а взамен от него и его потомков потребовал верность Богу.

Как символ этого завета и обещание исполнять божественные повеления было избрано внешнее действие — отсечение крайней плоти у мужчин.

Знак обрезания оставался на всю жизнь.

В библейской книге «Бытие» говорится о том, как «Бог повелел обрезать всякого человека мужского пола в восьмой день от рождения, включая младенцев, рожденных в доме и купленных за серебро у иноземцев».

При этом «душа тех, кто не совершит обрезание, будет истреблена». Далее Библия повествует о том, что «Авраам послушно исполнил волю Бога» и «все домочадцы мужского пола, как рожденные в доме, так и купленные, были обрезаны».

Самому Аврааму, уточняет Писание, «было 99 лет, когда была обрезана его крайняя плоть».

Также и над Богомладенцем, по иудейскому обычаю, на восьмой день совершили обряд обрезания. При этом ему было дано имя Иисус (Спаситель). По толкованию отцов Церкви, принимая обрезание, Бог Сын показал людям пример полного и неукоснительного исполнения закона — Божественных установлений, а также то, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком, имевшим реальную плоть и кровь.

«Для этого и установлен этот праздник: чтобы мы на примере обрезания поняли истинность Боговоплощения, действительность воплощения Сына Божия — второго лица, или ипостаси, Пресвятой Троицы», — отмечает схиархимандрит Авраам. 

Примечательно, что «священный препуций» (крайняя плоть) — одна из реликвий, связанных с телом Иисуса Христа, сведения о которой начали появляться в Средние века. По неподтвержденным данным, первоначально святыня находилась в Риме, но затем была выкрадена. С того времени целый ряд приходов в Западной и Южной Европе заявляли о том, что именно у них находится священная реликвия.

«Обрезание нерукотворенное»

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Апостол Павел в одном из своих посланий сравнивал христианское крещение с «обрезанием нерукотворенным, Христовым», которым с человека «совлекается греховное тело плоти».

Известный духовный писатель XX века, игумен Никон (Воробьев, 1894-1963 годы), в своем «Слове на Обрезание Господне» отмечает, что в ветхозаветные времена «обрезание телесное служило знаком нового обрезания в Новом Завете — обрезания уже не телесного, а духовного». 

«В чем состоит это духовное обрезание? Господь Иисус Христос неоднократно говорил: «Кто хочет идти по Мне, то есть за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, тот должен отвергнуться себя и, взяв свой крест, следовать за Мной». Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и тело каждого человека, что отвергнуть грех равносильно тому, как будто человек должен самого себя отвергнуться», — поясняет игумен Никон.

По его словам, подобно тяжкой раковой болезни, «грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым». 

Таким образом, заключал священнослужитель, как без телесного обрезания человек в свое время не мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания христианин не может попасть в Царство Божие.

Из церковной истории известно, что первые христианские общины в Иерусалиме и других городах составляли люди, обращенные из иудеев и потому обрезанные.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как собрать деньги на похороны

Однако после того как в Церковь начался приток язычников, среди верующих возникли разногласия по поводу того, следует ли обрезать и их. Многие христиане, пришедшие из Иудеи, настаивали на этом обряде, указывая на якобы необходимое для спасения значение обрезания.

В результате с участием апостолов был собран Иерусалимский собор, который единогласно решил, чтобы обрезание не совершалось над обращенными из язычников.

Дата праздника

До революции в Российской империи дата Обрезания Господня совпадала с началом нового года — гражданским новолетием. Тогда в стране одновременно отмечали эти два праздника. Сейчас же памятное событие церковной истории приходится на старый Новый год, который появился в России после введения большевиками западноевропейского календаря.

Связь праздника Обрезания Господня с новолетием священнослужители называют «чистой арифметикой» (или просто случайностью): Обрезание Господне всегда отмечается Православной церковью на восьмой день после Рождества Христова (25 декабря по старому стилю). Соответственно, восьмой день приходится на 1 января.

Раньше, даже еще каких-то 10-15 лет назад, в этот день во многих храмах Русской православной церкви совершался молебен о новолетии (наступлении Нового года), однако сейчас эта традиция уже во многом исчезла. Как правило, молебны служатся лишь 31 декабря по новому стилю, когда вся страна готовится к встрече Нового года.

«Здесь мы идем в угоду «гражданским» пожеланиям, потому что любое число — будь то день рождения человека, Новый год или начало нового учебного года — это благодарение за прошедшее и просьба милости от Бога для дальнейшей жизни.

А повод может быть совершенно любой», — сказал РИА Новости настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

Собственно, наверное, именно поэтому в расписании некоторых храмов и на Обрезание Господне, 14 января, значится все тот же молебен на новолетие.

Один против всех

Обычай отмечать Обрезание Господне установил, по некоторым сведениям, в IV веке святитель Василий Великий (примерные даты жизни — 330-379 годы).

В то время это делалось в условиях борьбы с различными еретическими сообществами, отрицавшими или божественную, или человеческую природу Христа. Именно с памятью Василия Великого и соединяется в Церкви этот праздник.

На 1 января приходится и день кончины святителя, бывшего архиепископом Кесарии Каппадокийской (древний город на территории современной Турции).

Василий (его имя означает «царский») родился около 330 года в Кесарии, происходил из знатного рода и получил блестящее образование. Но, раздав свое имущество бедным, он поселился на берегу реки и собрал вокруг себя иноков в общежитие.

Когда распространилось лжеучение ариан (утверждавших, что Бог Сын не равен Богу Отцу, а есть лишь Его творение), Церковь призвала Василия вернуться в Кесарию, чтобы отстаивать ее каноническое учение. И после смерти епископа Кесарийского Евсевия в 370 году Василий был возведен на его кафедру.

Впоследствии он мужественно противостоял последователю арианской ереси императору Валенту, который, увидев его непреклонность, в результате даже отказался от ссылки епископа. 

«Василий Великий — человек, в определенный момент единолично «подъявший» на себя сохранение христианской веры в Церкви, — сказал РИА Новости известный церковный публицист, иеромонах Макарий (Маркиш).

 — Это достаточно сложная история для православия, когда в силу неких богословских особенностей и административного ресурса середина IV столетия стала эпохой триумфа ереси арианства, в том числе в лице императоров, которые по тем или иным причинам поддерживали ариан. И в какой-то период Василий Великий на Востоке оказался единственным епископом, защищавшим православную веру.

Он сумел это дело пронести на своих плечах, притом что физически человек был далеко не крепкий и умер, когда ему не было еще и пятидесяти».

Скончался святитель в 379 году. Сразу после его смерти верующие стали отмечать день памяти Василия Великого. И его имя звучит во всех храмах Русской православной церкви и других церквей, живущих по юлианскому календарю, в этот праздничный день, который в народе окрестили «старым Новым годом».

«Больше того, — добавляет протоиерей Владимир Вигилянский, — по аналогии, как у нас Дед Мороз к Новому году детям какие-то подарки приносит, — так в православной Греции их приносит Василий Великий, и этот праздник там так и называется — Василиада. То есть у них роль Деда Мороза выполняет Василий Великий, такая вот сложилась традиция».

Источник: https://ria.ru/20180114/1512534734.html

Православный праздник Обрезание Господне — 14 января 2020 года

Христианская церковь широко и величественно отмечает основные события, которые происходили в жизни Иисуса и Пречистой Богородицы. Известно двенадцать такие праздников, поэтому их называют двунадесятыми. Праздник Обрезание Господне у православных не входит в список этих 12 торжеств. Ритуал, проведенный на 8 день после рождения Мессии, позволил считать Христа прямым потомком Авраама. Это дало право Спасителю морально наставлять свой народ и быть истинным Божьим Сыном.

В чем суть обряда

Это знаковое для религии событие свершилось на 8 день после непорочного явления на свет Младенца-Христа.

Пречистая Дева и ее покровитель (обручник) Иосиф принесли новорожденного в Иерусалимский храм. Обряд был необходим, потому что названные родители Спасителя являлись законопослушными иудеями, ценящими традиции и устои религии.

Обрезание в ветхозаветной традиции — обрядовое установление, состоящее из удаления крайней плоти у новорожденных на 8-й день. Всевышний предписал его Аврааму (духовному предку иудеев) и всем последующим потомкам. Обрезание стало рассматриваться как великое знамение завета между Всемогущим Богом и народом иудейским. В день ритуала давалось имя, служащее символическим закреплением божественного договора.

На заметку! Иудейская традиция утверждает, что человек — единственное вселенское существо, обладающее личностью. Поэтому процедуре наречения имени уделяется значительное внимание. После проведения этого ритуала человек выделяется из огромной массы народа, и его можно узнать.

Христос как потомок Авраама был обрезан в соответствующий день и обрел имя Иисуса. Младенцу было предначертано взять на себе грехи каждого и искупить их собственной кровью на кресте.

Ранее Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Мессию, которого она родит непорочно, назовут именем Иисус.

  • В Ветхом Завете утверждалось: ритуал обрезания проводится как знак истинного Завета с Всевышним Господом.
  • Процедура предназначена для очищения от первородного падения, которое символизируется крайней плотью.
  • К тому же обрезание — в качестве первого проливания крови — рассматривалось как наказание за прародительское ослушание.

Важно! Сын Божий не нуждался в этой процедуре, потому что, хоть и был в теле человеческом, греха не имел. Он проявил большое смирение и принял обрезание, так как пришел в мир, чтобы исполнить моральный закон. Этим жестом Спаситель показал, что близок каждому верующему, и ждет духовного совершенства от всякого человека.Обрезание Господне

Предмет торжества и богослужения

Праздник Обрезание Господне у православных отмечается 14 января. Также в этот день вспоминают о церковном наречении спасительного имени Божьему Сыну. Названный безгрешный Младенец является символом спасения и поклонения. Иисус утверждал, что его имя способно изгонять нечистых духов и приносить здравие всем истинно верующим. Даже язычники, вспоминая о Спасителе, могут надеяться на очищение от непонимания истинной природы вещей.

https://www.youtube.com/watch?v=uE7Vwd2H_n0

Праздник Обрезание Господне проходит в один день. Для него не предусмотрены ни попразднества, ни предпразднества. Также 14 января Церковь вспоминает святого Василия Великого.

На всенощном бдении во славу этого божественного торжества священнослужители произносят три паремии (притчи):

  • Первая рассказывает об Аврааме и его диалоге с Господом, который наказывает установить ритуал обрезания в знак единения с Ним.
  • Вторая и третья паремия восхваляет Самого Всевышнего и Его Сына, пришедшего в материальный мир для страдания за всех грешных людей.
  • Далее на божественной литургии Василия Великого читается тест Апостола. Здесь прихожане слышат о воплотившемся Спасителе и о нерукотворном (духовном) ритуале Обрезания через Крещение.
  • Священнослужители раскрывают Писание и благоговейно повествуют о наречении Мессии его истинного имени. Далее богослужение наполняется словами о бесконечной крепости духа Божьего Сына, его мудрости, благодати и нескончаемом человеколюбии.
  • После божественной литургии совершается молебен на Новый год.

Эти литургические гимны насыщенны хвалебными текстами, а также несут значительную мораль. Каждое событие из материальной жизни Христа и Богоматери становится поводом для извлечения соответствующих уроков.

Обрезание Христа является сюжетом, в котором можно найти определенный смысл. Сын Божий с самого рождения учит простых людей повиновению религиозным законам.

Христос не имел нужды в обрезании, но все-таки прошел этот ритуал, чтобы приблизиться к человеку и направить того на путь духовного возвышения.

Иконография торжества

Во время праздника Обрезания Господне у православных на церковный аналой возлагают изображение святого Василия Великого. Это торжество чаще наблюдается на внутренней росписи храмов. Образов этого события существует только небольшое количество.

Читайте о святом:

Святитель Василий Великий

  • На иконе демонстрируется сцена обрезания Младенца-Христа.
  • Внутри церковной обители, на специфическом возвышении, изображены священники с Мессией на руках. Голова новорожденного излучает яркое сияние.
  • Слева от основных событий располагается Богородица и её обручник Иосиф. Рядом находится слуга, вставший на колени и держащий блюдо для религиозных жертвоприношений.
  • Облаченный в торжественные одеяния первосвященник совершает акт обрезания крайней плоти. За ним располагается помощник, а в просвете церковной арки можно наблюдать яркий свет.

Важно! Сын Божий пришел для установления Нового религиозного закона, и Он обязан был подчиниться старому. Обрезание — самое первое священнодействие после Богоявления.

Оно уже говорит о том, что законодатель сам подчиняется закону. Это доказывает его праведную природу, а не ложную.

Это божественное событие празднуется ежегодно 14 января. В церковной литургии ему отводится только один день. Торжество устанавливалось для того, чтобы искоренить разнузданность обычных людей, пошло и развратно справляющих Новый год.

Символически акт обрезания указывает на связь Господа и всех людей, а также подтверждает причастность Спасителя к потомству Авраама.

Посмотрите видео о празднике Обрезания Господня

Янв 3, 2020 23:54 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-obrezanie-gospodne.html

Обрезание Господне 2020: история и суть праздника

Справки

20:15 13.01.2020Получить короткую ссылку

36220

Обрезание Господне православная церковь отмечает 14 января — праздничные богослужения в этот день проходят во всех храмах

Обрезание Господне празднуют один день – он считается великим праздником, но к двунадесятым не принадлежит.

Sputnik Грузия рассказывает историю праздника Обрезание Господне и в чем суть церковного торжества.

Обрезание Господне — история

Праздник Обрезание Господне имеет древнюю историю. Первые сведения о празднике относятся к IV веку, примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество.

Евангельское предание повествует, что Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания на восьмой день после Рождения. Богомладенца при совершении обряда назвали Иисус — Спаситель, имя которое Деве Марии назвал архангел Гавриил еще в день Благовещения.

Обрезание, как обряд посвящения Богу, существовал у многих народов. У евреев этот многовековой обряд был установлен в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками для всех младенцев мужского пола.

Ветхозаветный закон предписывал совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. Число «8» имело особое значение — оно выражало полноту и совершенство. Откладывать совершение повеленного на более позднее время считалось выражением пренебрежения, недопустимой там, где речь идет о повелении Божьем.

Правила касались мальчиков — освящения главы семьи было достаточно для продолжения рода, а жена с мужем составляла единое целое. Главное внимание было направлено первоначально на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете прежде всего строго узаконено единство крови и веры.

photo: Sputnik / V. Robinov

Фреска «Обрезание» XVIII века

В конце I века нашей эры, когда среди христиан возникло одно из первых лжеучений докетизм, название которого происходит от греческого «докео», что означает «казаться», праздник Обрезания Господня сыграл важную историческую роль.

Последователи докетизма считали Спасителя призраком или духом, не реальным человеком, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Иисус прошел обрезание стало в спорах того времени важным свидетельством того, что плоть Спасителя была осязаемой, а значит и Сам Христос был истинно воплощенным.

Обряд обрезания в Новом Завете уступил место таинству крещения.

Суть праздника

Полноценная жизнь христианина начинается с крещения — обрезание было его прообразом в ветхозаветной Церкви.

Спаситель, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь, пришел к людям, но, чтобы Ему поверили, нужно было исполнить Ветхий Закон.

Иисус, зачатый и рожденный без греха, с чистой и Святой плотью, в которой никаким мирским страстям не было места, подчинился не только обряду обрезания, но и другим предписаниям и постановлениям иудейского закона.

По сути, Христос, приняв обрезание, был причислен к грешному человеческому роду, взял на Себя все грехи людей, чтобы избавить их от проклятия и смерти.

Принимая плотское обрезание по Закону, Христос, тем самым показал людям необходимость духовного обрезания, то есть избавления от греховных страстей — эгоизма, гордыни и так далее.

Старый Новый год 2020: суть и обычаи праздника >>

Суть праздника Обрезание Господня в том, что и Пресвятая Богородица, и Иосиф Обручник были истинными иудеями, почитавшими Тору.

Праздник Обрезание Господне напоминает о том, что и Спаситель, и Его первые ученики, и первые христиане были иудеями, строго соблюдающие еврейский закон.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20200113/247478265/Obrezanie-Gospodne-2020-istoriya-i-sut-prazdnika.html

Праздник Обрезания Господня и загадочная судьба священного препуция

В первый день так называемого Старого Нового года (по юлианскому календарю, которого придерживается Русская православная церковь) — празднуется Обрезание Господне — один из великих праздников, отмечаемых в православии и католицизме.

Когда празднуется Обрезание Господне

В православии Обрезание Господне отмечается 14 января, что соответствует первому января по григорианскому стилю. Полное название праздника: «По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В католицизме этот праздник, соответственно, отмечается в первый день Нового года – 1 января. Праздник Обрезания Господня приходится на восьмой день после Рождества Христова.

Что такое праздник Обрезания

Праздновать Обрезание Господне, согласно историческим свидетельствам, христиане начали не позднее IV века нашей эры. В соответствии с ветхозаветным законом, на восьмой день после своего рождения (Рождества) Иисус Христос был обрезан, согласно правилу для всех еврейских младенцев мужского пола. Этот обряд до сих пор символизирует для евреев завет (договор) бога-отца с праотцом Авраамом и со всем еврейским народом.

При совершении обряда обрезания, как и было возвещено архангелом Гавриилом деве Марии в Благовещение, младенец и получил свое имя Иисус, что означает Спаситель. Судя по историческим источникам, обрезание Иисуса предшествовало бегству святого семейства в Египет и избиению младенцев.

В праздник Обрезания Господня церковь предписывает вспоминать, что и Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Этот праздник — также напоминание о том, что и сам Иисус, и первые апостолы, и первые христиане были иудеями, строго соблюдающими еврейский закон.

Связь обрезания с крещением

Христиане считают, что ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения. Поэтому через пять дней после праздника Обрезания православные верующие празднуют Крещение Господне. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с богом и «обрезаны обрезанием нерукотворным».

Что такое священный препуций

Как известно, процедура обрезания, как медицинского, так и предписанного религией, предусматривает отрезание крайней плоти (части кожи) на половом члене мальчика. Соответственно при обрезании Иисуса осталась его крайняя плоть, которая для христиан стала священной реликвией, по латыни препуций (prepucium).

А вот дальше с этим препуцием стали твориться удивительные вещи. Начиная со Средних веков, когда в Европе возникла мода на священные реликвии, в основном привозимые из крестовых походов, стали появляться заявления многочисленных монастырей и церквей, что именно у них находится священный препуций, обладающий, как водится, многочисленными чудодейственными свойствами и могущий творить разные чудеса.

Как рассказывает «Википедия», первые сведения о священном препуции появились 25 декабря 800 года, когда Карл Великий, предположительно, получивший реликвию от императрицы Елены (якобы нашедшей при раскопках в Иерусалиме сотни христианских реликвий), передал священный препуций Римскому папе Льву III. Этот препуций был украден из Рима во время разграбления в 1527 году.

Через 30 лет реликвия якобы снова была обретена – в 1557 году препуций нашли в тюремной камере, в которой сидел один из солдат, участвовавших в разграблении. После счастливого обретения крайняя плоть Иисуса до 1983 года благополучно хранилась в итальянском поселке Кальката. В день Обрезания Господня в Калькате ежегодно проходили праздничные шествия, при этом препуций носили по улицам.

Однако в 1983 году реликвию выкрал местный священник, и больше носить стало нечего.

Всего известно не менее 18 препуциев, в том числе якобы хранящихся в Антверпене, Конке, Лангре, Ле-Пюи-ан-Веле, Меце, Сантьяго-де-Компостела, Фекане, Хильдесхайме, Шарру, Шартре и других.

Источник: https://riafan.ru/495833-prazdnik-obrezaniya-gospodnya-i-zagadochnaya-sudba-svyashennogo-prepuciya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Икона неувядаемый цвет где находится

Закрыть