Вечерний намаз как читать

правила совершения пятничной молитвы (Джума намаз)-фикх

вечерний намаз как читать

Пятничная молитва является персональной обязанностью каждого взрослого свободного мусульманина мужского пола, находящегося в разуме.

И нет никакого оправдания тому, кто оставляет ее. Доказательством этому является следующее:

1. Слова Всевышнего: “О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали”(Собрание, 9).

2. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Или люди перестанут оставлять пятничные молитвы, или Аллах непременно запечатает им их сердца, и тогда они непременно окажутся в числе пренебрегающих”. [Передал Муслим]

Пятничная молитва не является обязательной для женщин, несовершеннолетних, путников, и тех больных, которым трудно посещать мечеть.

Однако если эти категории людей придут на пятничный намаз вместе с остальными, то их молитва будет действительна.

Если же они не могут или не желают посетить пятничную молитву, то они должны совершить обеденный намаз.

Несовершеннолетний Больной Путник Женщина

Достоинства пятницы

Пятница является наилучшим днем недели. Аллах предпочел для этой общины пятничный день после того, как остальные общины оказались в неведении относительно этого дня.

И о достоинстве пятницы упомянуто множество хадисов:

1- “Наилучшим днем, в которой когда-либо восходило солнце, является пятница: в нем был создан Адам, в нем же он был введен в Рай, и в нем же он был выведен из него”. [Передал Муслим]

2- От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто должным образом совершит омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать имама, храня молчание, пока тот не завершит проповедь, а затем совершит вместе с ним молитву, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и предыдущей пятничной молитвой, а также ещё в течение трёх дней” [Передал Муслим]

3- От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пять молитв, совершение пятничной молитвы после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий Рамадан после предыдущего искупают то, что было между ними, если при этом не было тяжких грехов”. [Передал Муслим]

1. Время. Если пятничная молитва совершена до отведенного ей времени или после него, то она является недействительной.

А временем пятничной молитвы является время обеденного намаза.

2. Наличие соответствующего количества людей. Один человек не может совершать пятничную молитву.

Наименьшим же количеством для совершения пятничной молитвы является три человека.

3. Проживание на определенной местности. То есть, если люди проживают на определенной местности, будь это село или город, и не кочуют в зависимости от сезона, то они должны совершать пятничную молитву.

Что же касается кочевников, проживающих в степях или пустынях (например, бедуинов) и меняющих свое местожительство в зависимости от сезона, то на них нет такой обязанности как совершение пятничной молитвы в подобных временных селениях.

И даже если они захотят сделать пятничную молитву в таких селениях, то она не будет являться действительной.

4. Предшествование двух проповедей молитве, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда обращался к людям с двумя проповедями прежде, чем совершить пятничную молитву.

Время пятничной молитвы Совершается в коллективе Пятничная молитва, совершаемая жителями пустынь и степей в своих временных поселениях, не является действительной.

Как совершается пятничная молитва?

Пятничная молитва состоит из двух рака’атов, при этом чтение в ней производится вслух.

Желательно, чтоб после завершения чтения суры аль-Фатиха имам прочитал в первом рака’ате суру “Собрание”, а во втором – суру “Лицемеры”.

Также желательно читать в первом рака’ате суру “Высочайший”, а во втором суру “Покрывающее”. [Передал Муслим] .

Шариатское постановление относительно двух частей хутбы

`Две части хутбы являются обязательным, а также они являются одним из условий действительности пятничной молитвы.

Если большинство пришедших для совершения пятничной молитвы понимают арабский язык, то проповедь дается на арабском языке, так как это является частью руководства пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

А также это является побуждением людей к изучению языка Корана. Если же большинство присутствующих не понимают арабского языка, то нет ничего порицаемого в том, что проповедь дается на общедоступном языке.

Ведь целью проповеди является назидание и обучение, а не простое произношение слов.

Вместе с тем тому, кто обращается к людям с проповедью не на арабском языке, следует стараться упоминать аяты и хадисы также и на арабском языке, дабы его проповедь была действительной и с позиции тех ученых, которые считают арабский язык обязательным элементом проповеди.

То, что придает проповеди более полноценный вид

Некоторые ученые считают, что у пятничной проповеди нет определенных столпов.

Поэтому, с их позиции, любые предложения и словосочетания, называющиеся в народе проповедью, являются достаточными для выполнения этой обязанности.

Однако, есть некоторые моменты, которые делают проповедь более полноценной (по мнению другой группы ученых, некоторые из нижеследующих пунктов являются столпами хутбы):

1. Восхваление Аллаха.

2. Произнесение двух свидетельств.

3. Благословение пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

4. Призыв к богобоязненности.

5. Чтение чего-либо из Корана.

6. Увещевание.

Желательные действия при обращении к людям с проповедью

1. Обращение к людям с минбара.

2. Приветствие людей перед поднятием на минбар.

3. Разделение между двумя частями хутбы посредством непродолжительного сидения.

4. Краткость проповеди.

5. Совершение ду’а.

Запрещенные в пятничной молитве действия

1. Запрещено разговаривать во время проповеди имама.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если ты в пятничный день скажешь своему спутнику “замолчи” в то время, как имам обращается с проповедью, то это тебе зачтется как болтовня”. [Передал аль-Бухари]

2. Является крайне нежелательным перешагивать через головы людей, если только перешагивающий не является имамом.

Также это допустимо в том случае, если впереди есть свободные места, и человек не может дойти до них, кроме как посредством этого.

Когда считается, что человек успел на пятничную молитву?

Каждому мусульманину следует спешить на пятничную молитву.

Если же по какой-то причине человек опоздал, но при этом застал имама в поясном поклоне второго рака’ата, то это записывается ему как пятничная молитва.

Если же он присоединился к имаму позже поясного поклона, то в этом случае ему следует дополнить ее как обеденную молитву.

Также и тот, кто пропустил пятничную молитву полностью, должен совершить обеденный намаз в четыре рака’ата.

Желательные действия в пятничный день

1. Чтение суры “Пещера”. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому, кто прочитал суру “Пещера” в пятницу, будет сиять свет вплоть до следующей пятницы”. [Передал аль-Хаким]

2. Многочисленные благословения пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Передается от Абу Мас’уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Молитесь за меня в пятницу больше, ведь поистине, нет никого, кто бы помолился за меня в пятницу, чтобы при этом его молитва не была показана мне”. [Передал аль-Хаким]

3. Полное омовение и использование благовоний.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому, кто совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет разделять между двумя, (сидящими рядом в мечети), и помолится столько, сколько ему было предопределено, а когда выйдет имам будет хранить молчание, внимательно слушая его, простятся его (грехи, совершённые им)между этой и предыдущей пятницей”. [Передал аль-Бухари]

1. Является сунной то, чтобы минбар состоял из трех ступенек, так как именно таковым был минбар посланника Аллах, да благословит его Аллах и приветствует.

Минбар из трех ступенек

2. Не является сунной то, что люди собираются перед пятничной молитвой и вплоть до азана слушают какого-либо, кто читает им аяты из Корана, или исполняет нашиды.

Также сюда относятся и групповые зикры с использованием звуковых колонок.

3. Если человек зашел в мечеть в то время, как имам уже начал хутбу, то ему стоит совершить два легких рака’ата для приветствия мечети.

Передано в хадисе: “Если кто-либо из вас придет в пятницу в то время, как имам обращается с проповедью, то пусть совершит два рака’ата, и пускай облегчит их”. [Передал Ибн Хузейма]

4. Во время ду’а имаму следует делать указания пальцем. При этом ему не следует поднимать руки, кроме как при мольбе о ниспослании дождя или мольбе о его прекращении.

Передается от Хусейна бин АбдуРрахмана, что он сказал: “Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время проповеди, делал вот так, когда взывал (совершал ду’а)” и он сделал указание своим указательным пальцем”. [Передал Ахмад]

Указание пальцем

5. Перед пятничной молитвой нет какой-либо утвержденной сунны в отношении дополнительных молитв.

Однако при этом является желательным совершение добровольных намазов вплоть до азана.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому, кто совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет разделять между двумя, (сидящими рядом в мечети), и помолится столько, сколько ему было предопределено, а когда выйдет имам будет хранить молчание, внимательно слушая его, простятся его (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей”. [Передал Ад-Дарими]

6. После совершения пятничной молитвы есть сунна в два и четыре рака’ата. Сказал Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после пятничной молитвы совершал два рака’ата у себя дома” [Передано в шести известных сборниках хадисов] .

В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-либо из вас совершает молитву после пятничного намаза, то пускай совершает четыре рака’ата”. [Передал Муслим] Молитва же дома является лучше.

7. Если праздничный день выпал на пятницу, то лучше совершить как праздничную молитву, так и пятничную.

Если же он совершил только праздничную молитву, то ему следует выполнить и обеденный намаз.

Для тех, кто приезжает с далеких мест, является дозволенным не совершать в этот день пятничной молитвы, если они молились праздничный намаз.

Сообщается, что Ийас бин Абу Рамля аш-Шами сказал: “Я видел, как Му’ауия спросил Зейда бин Аркама: “Видел ли ты с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтоб два праздника были в один день?” И сказал (Зейд): “Да. Он совершил праздничную молитву в начале дня, а затем облегчил в отношении пятничного намаза, сказав: “Кто пожелает совершить пятничную молитву, то пускай совершит”. [Передал Ахмад]

Источник: https://www.al-feqh.com/ru/%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%BC%D0%B0

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Намаз для женщин

вечерний намаз как читать

Как правильно делать намаз женщине, с чего начать? Для начала нужно узнать, что такое намаз и зачем его делать. Намаз в Исламе – это один из пяти столпов Ислама, выполнение его предписано каждому мусульманину и мусульманке. Намаз – это поклонение мусульманина Аллаху, совершение которого, очищает человеческую душу, освещает его сердце и возвеличивает этого человека перед Великим Аллахом. Только во время намаза человек напрямую общается с Аллахом.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал о намазе: «Намаз – это опора религии. Кто оставляет намаз, тот разрушает свою религию». Совершающий намаз, помогает очищению своей души от всего порочного и греховного. Намаз для женщины является неотъемлемой частью ее поклонения Всевышнему.

В свое время Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил у своих сподвижников: «Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, никакой грязи не останется».

На это Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это и есть пример пяти намазов, которые совершает верующий, и посредством этом Аллах смывает у него грехи, как эта вода смывает грязь». Намаз будет определяющим при расчете в Судный день, по тому как человек относился к выполнению намаза будут судить и его дела земные. Намаз для женщин является обязательным как и для мужчин.

Многие из мусульманок боятся  начать читать намаз из-за того, что не знают как правильно совершать намаз, но это не должно служить препятствием перед совершением мусульманкой ее обязанностей перед Аллахом. Ведь отказываясь от намаза, женщина лишает себя не только награды от Всевышнего но и покоя и света в своей душе, мира в семье и возможности воспитывать детей в соответствии с Исламом.

Как  же делать намаз женщине?  Для начала нужно выучить количество обязательных намазав и из скольких ракатов они состоят. Кроме того каждый намаз состоит из фард-намаза, сунна-намаза и нафль-намаза. Очень важно выполнение фард-намазов, которые являются обязательными для мусульман: аль-фаджр (утренний) — 2 раката, аз-зухр (полуденный)- 4 раката, аль-‘аср (послеобеденный)- 4 раката, аль-магриб (вечерний) – 3 раката иаль-‘иша’ (ночной)- 4 раката + витр-намаз, состоящий из 3-х ракатов.

Ракат — порядок слов и действий в намазе. Один ракат состоит из одного руку ( поясного поклона) и двух сажда (земных поклонов). Для  выполнения этих намазов начинающей женщине необходимо в короткие сроки выучить суры и дуа, которые читаются в намазе и освоить необходимые действия в намазе и порядок их выполнения. То есть как правильно делать гусль и вуду (об этом подробно рассказывается в соответствующих разделах сайта), выучить минимум 3 суры из Корана и суру Фатиха, несколько дуа.

Что бы научиться делать намаз начинающая женщина может обратиться за помощью к мужу или родственикам, но лучше наглядно увидеть как правильно совершать намаз для женщин.

подробно показывает последовательность действий, в каком порядке читать дуа и суры, правильное положение тела во время руку и сажда. С помощью видео можно научится  читать намаз женщине.

Ведь как написал Аллама Абдуль-Хай аль-Лукнави (да смилуется над ним Аллах): «Многие действия женщины во время намаза отличаются от действий мужчин» («Ас-Сиая», том 2, стр. 205).  

Намаз для начинающей женщины из 2 ракатов.

Утренний намаз-фаджр состоит из 2 ракатов. Еще двухракатный намаз используется в дополнительных молитвах. Как правильно делать намаз из двух ракатов женщине? Правила выполнения этого намаза одинаковы для всех мусульман. Единственное, что отличаются лишь положения рук и ног в намазе. Чтобы правильно совершать намаз, женщиненеобходимо знать не только как произносятся на арабском дуа и суры, но и понимать их смысл.

Внизу будет приведена схема выполнения намаза с переводом смыслов на русский язык. Желательно выучить чтение сур и дуа с учителем арабского языка или использовать для этого программы. Очень важно – правильное произношение слов.  Для того чтобы намаз смогла выполнять начинающая  женщина при написании сур и дуа использован русский алфавит, но к сожалению такое написание не передает правильность произношения.

                                                       Фард-намаз из 2-х ракатов:

1. Женщина должна находиться в состоянии ритуальной чистоты. Сделать гусль (если необходимо) и вуду.

2. Убедиться, что все тело прикрыто. Остаются открытыми: лицо, кисти рук и ступни.

3. Встать, повернувшись лицом с сторону Каабы.

4. Выразить намерение сердцем о совершении намаза (называется какой намаз будет выполняться и количество ракатов), к примеру: «Намереваюсь ради Аллаха совершить  2 раката фарда сегодняшнего утреннего намаза».

5. Далее поднять обе руки, чтобы кончики пальцев находились на уровне плеч, а ладони были обращены в сторону Каабы, и произнести Такбир  ифтитах  (начальный такбир):  اَللهُ أَكْبَرْ«Аллаху Акбар» (Аллах велик!).

  Положение тела во время Такбира: смотреть нужно на место, которого будет касаться голова при земном поклоне, руки расположить на уровне груди, кончики пальцев — на уровне плеч, то есть как подняли руки после намерения так и держим пока произносим Такбир, ступни ног в это время расположены параллельно друг другу, расстояние между ними должно быть примерно в четыре пальца.

6. После произнесения Такбира руки нужно сложить на груди, причем  кисть правой руки ложиться поверх кисти левой руки. Женщины не обхватывают запястье левой руки как мужчины, а просто кладут руку сверху.

7. Затем в таком положении, не отводя глаз от места сажда глаз читать дуа «Сана».

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، وَتَبَارَكَ اسْمُكَ، وَتَعَالَى جَدُّكَ، وَلَا إِلَهَ غَيْرُك

 «Субханакя аллахумма ва бихамдикя Ва табаракя-смукя ва та‘аля джаддукя ва ля иляха гайрук». ( Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе,  бесконечно присутствие Имени Твоего во всем, высоко Величие Твое, и кроме

Тебя мы никому не поклоняемся). Айша (да будет доволен ею Аллах) передала хадис, где говорится: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) начинал молитву после вступительного такбира этим славословием: «Субханака».

(Тирмизи – Салят 179 (243); Абу Дауд – Салят 122 (776); Ибну Маджа – Икамати-с-Салят 1 (804)).

            Далее прочитать  

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

«Ауузу бил-ляяхи мина-шайтаани р-раджим»  (Я ищу прибежища у Аллаха от сатаны,побиваемого камнями).

       بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ

           «Бис-ми Лляяхи-Ррахмани-Ррахим»

        «Во имя Аллаха, Милостивого Милосердного».

8. В том же положении читать суру Фатиха:     

بِسْمِ اللَّـهِ الرَّ‌حْمَـٰنِ الرَّ‌حِيمِ

 الْحَمْدُ لِلَّـهِ رَ‌بِّ الْعَالَمِينَ

الرَّ‌حْمَـٰنِ الرَّ‌حِيم

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ

اهْدِنَا الصِّرَ‌اطَ الْمُسْتَقِيمَ

 صِرَ‌اطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ

 غَيْرِ‌ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

Источник: http://kurgan-mechet.ru/ru/view/page/5/namaz-dlya-jenshin

Времена намазов – игра света и тени

вечерний намаз как читать

Умеете ли вы определять время совершения намаза?

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

حافظوا على الصّلوات

Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов» (сура «Аль-Бакара», аят 238).

А в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот в опасности. Аллах по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение».

Пять обязательных намазов

1. Утренний намаз («ас-субх»).

2. Полуденный намаз («аз-зухр»).

3. Послеполуденный намаз («аль-‘аср»).

4. Вечерний намаз («аль-магриб»).

5. Ночной намаз («аль-‘иша»).

Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин (мукалляф), кроме женщины, находящейся в периоде менструации или послеродового очищения, должен выполнять пять намазов в сутки.

Первой молитвой, совершённой Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва. Имам Табарани передал в книге «Авсат» от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и Абу Саида (да будет доволен им Аллах): «Первой обязательной молитвой, возложенной Господом на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва».

С той поры проходит уже около полутора тысяч лет, и сложно даже угадать, какое количество молитв было совершено на этой земле мусульманами.

Одним из условий обязательной пятикратной молитвы (намаза) является совершение каждого из пяти намазов в определённый для него промежуток времени. Поэтому обязательную молитву нужно выполнять только после того, как наступит время соответствующего намаза. Следовательно, необходимо знать, как определить начало и окончание времени молитвы.

Современные мусульмане привыкли, что азан провозглашают с минаретов мечетей, время молитвы можно узнать в интернете или в календарях с расписанием молитв. Но при этом в разных расписаниях время намазов часто различается, то же самое и в интернете.

Это создаёт определённое неудобство, плюс к этому верующие в большинстве своём даже не имеют представления о том, как определяется время каждой из молитв.

Что делать мусульманину, окажись он в каком-нибудь месте, где нет мечетей, нет интернета и календаря с расписанием молитв?

Поэтому мусульмане должны знать, когда наступает пора каждой молитвы, и при необходимости самим определить нужный час, чтобы своевременно помолиться.

Любимец Аллаха – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал о пятикратной молитве «В намазе – свет моих очей».

Он же сказал: «Лучшее из деяний – это вовремя совершённый намаз» (Джамиуль-ахадис, № 3957).

أفضل الأعمال الصلاة لوقتها

Преждевременно выполненный намаз (даже за мгновение до наступления его времени) является недействительным. А если человек не совершил намаз в течение времени, определённого для него, не имея на то уважительной с религиозной точки зрения причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо возместить этот намаз.

Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраила (мир ему), как определить время для каждого из намазов.

При определении времён молитв очень важную роль играет солнце, а также такое пространственно-оптическое явление, как тень.

В исламских книгах, где пишется о временах намазов, первым указывается время обеденной молитвы.

Полуденный намаз («аз-зухр»)

По мнению имама Ан-Навави, обеденную молитву назвали «аз-зухр», потому что время её наступает в середине дня.

Начало. Время полуденного намаза начинается с момента отклонения солнца от зенита в сторону запада, и отклонение должно быть не просто предположительным, а фактическим. А определить наступление времени намаза можно по тени какого-нибудь предмета. Во время зенита тень предмета бывает самой короткой, и с момента отклонения от точки самой короткой тени в сторону увеличения начинается время обеденной молитвы.

Конец. Время обеденной молитвы длится до тех пор, пока длина тени определённого предмета не станет равной его высоте, плюс тень, которая была во время зенита.

В дни весеннего и осеннего равноденствия, т. е. 2 раза в год, солнце на экваторе находится в зените, прямо над головой, и предметы не отбрасывают тени.

Время, отведённое для совершения обеденного намаза, делится на две части. Первое – наилучшее и самое ценное время для молитвы – это первый начальный период. Как пишется в книге «Мукадиматуль хадрамия», этот промежуток времени длится примерно 35 минут. А второе – допустимое для молитвы время, которое длится до начала времени следующей молитвы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как вымолить прощение у любимого

Послеполуденный намаз («аль-‘аср»)

Его именуют так, потому что это время, завершающееся заходом солнца.

Начало. Время послеполуденного намаза начинается сразу же после того, как заканчивается время полуденного намаза. То есть когда тень предмета, равная его высоте, и плюс тень, которая была во время зенита, начинают движение в сторону дальнейшего увеличения.

Конец. Заканчивается с полным заходом солнца, когда солнечный диск полностью исчезнет за западным горизонтом.

Время послеполуденного намаза в книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» делится на пять частей. Первое, как и для всех молитв, наиценнейшее время – первые полчаса в самом начале. Второе – время, в котором ещё есть выбор для беспрепятственного и полноценного совершения молитвы, – до того момента, пока тень предмета не станет больше него в два раза.

Третье допустимое время – до захода солнца, совершение намаза в котором считается исполненным. Четвёртое допустимое, в котором ещё нет нежелательности, – с момента, когда тень стала в два раза длиннее предмета, до того, пока не появится на горизонте отсвет жёлтого цвета. И четвёртое – близкое к заходу солнца, которого недостаточно для своевременного совершения молитвы.

Откладывать намаз до этого времени является запретным.

Вечерний намаз («аль-магриб»)

Его назвали так, поскольку его время начинается с заката солнца.

Время вечерней молитвы начинается после полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево, т. е. красная полоса заката на западном горизонте.

В книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» сказано: по новому слову (джадид) имама Аш-Шафии, время вечернего намаза – это время, которое необходимо человеку для провозглашения азана, совершения омовения или таяммума, одевания, как положено для намаза, чтения икамата и совершения пяти ракаатов.

По истечении временного отрезка, примерно необходимого для совершения всех этих действий, заканчивается время для совершения вечерней молитвы. А по старому слову (кадим) имама Аш-Шафии, время вечерней молитвы заканчивается с исчезновением зарева, которое и знаменует начало ночного намаза.

Следование второму слову имама Аш-Шафии (кадим) выбрал и имам Ан-Навави.

Из этого нам следует понимать, что вечернюю молитву нужно совершать без отлагательств – сразу же после наступления её времени.

Время вечерней молитвы делится на две части: первая – это начальный промежуток времени, в котором лучше всего совершить молитву, а далее уже наступает время, на которое нежелательно оставлять совершение намаза.

Ночной намаз («аль-‘иша»)

 Его назвали так потому, что связано это время с ночной тьмой.

Начало. Время ночного намаза начинается после исчезновения зарева, т. е. после исчезновения красной полосы заката на западном горизонте.

Конец. Время этого намаза заканчивается с появлением истинного рассвета, при котором отсвет в небе равномерно расстилается по горизонту.

Время ночной молитвы в некоторых книгах делится на три части: самое ценное время для совершения намаза – это сразу после наступления его времени; первая треть ночи – время, в котором ещё есть возможность для полноценного совершения намаза; до момента появления истинного рассвета – это время, в котором обязанность совершения намаза считается исполненной.

По мнению имама Аль-Газали, откладывание молитвы на промежуток времени, попадающий между «ложным» и «истинным» рассветом, является нежелательным (карахатом).

«Ложный» рассвет, или «зодиакальный свет»

 В книгах по исламскому праву, в тех разделах, где говорится о временах молитв, встречаем такие понятия, как «ложный» и «истинный» рассветы.

«Ложный» рассвет, или по-научному «зодиакальный свет», – это астрономическое явление, которое появляется в виде конусовидной вертикальной полосы света. Он выступает с горизонта, и его свет идёт вверх по небу. В определённые времена года при благоприятных погодных условиях зодиакальный свет можно увидеть невооружённым глазом.

После «ложного» рассвета вновь наступает мрак. А потом через некоторое время наступает «истинный» рассвет, при этом свет равномерно расстилается по горизонту. Это знаменует конец времени ночной молитвы и начало утренней.

Утренний намаз («ас-субх»)

Он назван так, потому что связан с началом дня.

Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца, т. е. до тех пор, пока солнечный диск не покажется на восточном горизонте.

Время утренней молитвы в книге «Мукадиматуль хадрамия» делится на четыре части.

Первое – это начало времени молитвы, самое ценное для совершения намаза.

Второе – когда немного рассветёт и можно будет отличить предметы, находящиеся рядом. Это время, в котором ещё можно совершать молитву без потери вознаграждения за неё. Третье, допустимое время – до появления отсвета красного цвета на горизонте.

Далее идёт время, до которого нежелательно откладывать совершение молитвы. Молитва, совершённая до восхода, считается исполненной.

Но является запретным откладывать молитву до момента, близкого к восходу, которого недостаточно для её исполнения и после которого молитва не будет уже считаться совершённой своевременно.

Молитва за полярным кругом

Всевышний Аллах создал нашу планету Земля очень красивой и удивительной. На земном шаре есть и такие территории, где нет разделения между днём и ночью, то есть наблюдаются такие явления, как полярный день – когда солнце не заходит за горизонт дольше 24 часов, – и полярная ночь – такой период, когда солнце более 24 часов не появляется из-за горизонта.

Во время полярного дня на протяжении каждых суток солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. Самый короткий полярный день равен почти двум суткам, самый же долгий наблюдается на полюсах – более шести месяцев.

На одной и той же широте относительно экватора основные характеристики полярной ночи аналогичны в Северном и в Южном полушариях. Самая короткая полярная ночь длится почти двое суток, самая длинная – на Южном полюсе – чуть менее шести месяцев.

И возникает вопрос: как же совершать молитву в таких условиях и определять время намазов?

Ответ простой: обязательный пятикратный намаз совершается там согласно расписанию ближайшего населённого пункта, где смена дня и ночи происходит в обычном режиме. Вот в этом специфика длительной ночи и нескончаемого дня.

Молитва в космосе

Справедливо будет спросить: а как определить время намазов в космосе? Как молиться космонавтам-мусульманам?

По мнению современных исламских учёных, в космосе, где нет понятий «день» или «ночь», время для молитвы необходимо привязать не к восходу и закату солнца, а к 24-часовому ритму жизни. При этом часовой пояс для отсчёта будет определяться относительно региона, откуда осуществляется запуск космического корабля.

Как мы видим, молитву нельзя пропускать и откладывать даже в космосе.

Чем больше мы откладываем выполнение намаза, тем меньшее вознаграждение мы получаем за него. Поэтому необходимо спешить с совершением обязательного намаза при наступлении его времени.

Да примет Аллах все наши молитвы!

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43349

Вечерний намаз магриб: когда и как читать молитву ахшам

Мусульмане не устают из раза в раз повторять, что ислам – это не столько набор каких-то ритуальных предписаний, а настоящий образ жизни, который распространяется абсолютно на все аспекты деятельности человека. Намаз, будучи действием, совершаемым, как минимум, пятикратно каждый день, помогает не забывать об этом.

5 молитв распределены по времени суток таким образом, чтобы у человека было время на работу, творчество, посредством которых он зарабатывает для себя и своих близких на пропитание. Неправильно как-то выделять какой-то из обязательных намазов, все они должны быть выполнены в предписанное время:

Поистине, верующие должны совершать намаз в определённое время (4:103)

Четвёртой по счёту ежедневной молитвой является магриб (также известный как намаз ахшам либо акшам у тюрков или вечерняя молитва на русский манер). В настоящей статье все эти обозначения будут использоваться нами в равной степени. Ведь мир ислама крайне многообразен, он состоит из множества течений, народов, языков, а потому понимание этого разнообразия лишь укрепит единство уммы.

Обратите внимание, что детальное описание движений в описании ракаатов представлены для мужчин. То, как женщины должны держать руки, совершать поклоны и т.п., можно узнать здесь.

Время наступления намаза магриб

Вопрос момента наступления акшам-намаза не вызывает среди богословов споров, в отличие от дневной и предвечерней молитв. Так, магриб можно читать после того, как происходит заход солнца, и до тех пор, пока не пропадает шафак (краснота) и горизонт не становится тёмным.

Как правило, процесс исчезновения вечернего света длится около получаса (летом ситуация обстоит иначе, но это – предмет отдельного разговора). То есть в течение тридцати минут мусульманин должен успеть совершить магриб. Желательно, если обращаться к хадисам Заключительного посланника Всевышнего Мухаммада (с.г.в.), сделать это в самом начале времени молитвы.

Приведём в качестве иллюстрации только один пример: «Как только зайдёт солнце, принимайтесь читать молитву магриб» (Ат-Табарани).

Расписание совершения вечернего намаза в различных городах СНГ можно посмотреть здесь.

Как правильно совершать молитву магриб

Намаз ахшам образуют три ракаата фардовой части и два ракаата суннат. В том, как совершается каждая из них, мало отличий и идентично молитвам, читаемым верующими в иное время суток. Однако следует учитывать одну важную особенность обязательных намазов с нечётным числом ракаатов, с которыми можно ознакомиться также на видео.

3 ракаата фарда

Ракаат №1

Намерение (ният). В исламе прежде чем приступить к предписанному религией ритуалу человек должен правильно сформулировать у себя в голове, что и для чего он это делает. Данный момент, несмотря на кажущуюся простоту, крайне важен, потому как «дела оцениваются по намерениям» (Аль-Бухари, Муслим).

Для совершения трёх ракаатов фарда магриба достаточно непосредственно перед намазом, стоя по направлению к кыйбле, подумать о том, что сейчас будет совершаться именно эта молитва. Кроме того, можно проговорить эту мысль словами на любом языке (далее – пример на русском): «О Всевышний Аллах! Я вознамерился совершить три ракаата фарда вечернего намаза».

Намерение прочитать намаз подразумевает, что человек не будет совершать посторонних действий и говорить не относящиеся к молитве слова на всём протяжении этого акта поклонения. Его взгляд должен быть направлен вниз – на то место, где окажется лицо человека при совершении земного поклона (суджуд).

Такбир-тахрим. Проговаривание слов «Аллаху Акбар» («Аллах Велик!») таким образом, что ладони молящегося поднимаются до уровня лица.

При этом большие пальцы рук соприкасаются с мочками ушей (во всяком случае так делают ханафиты и маликиты, а шафииты с ханбалитами зачастую могут позволить себе просто поднять ладони до уровня лица).

В ханафитском и маликитском мазхабах молящийся произносит такбир вслух только когда большой палец касается мочки уха. В остальных двух мазхабах выражение «Аллаху Акбар» проговаривается, когда руки подняты на уровне лица.

Сана. После такбира молящийся (придерживающийся ханафитского, маликитского или ханбалитского мазхабов) произносит про себя следующую дуа-мольбу:

СубЭханяка Аллахуммя ва бихамдикя, ва табаракасмукя, ва та’аля джаддука, ва ля Иляха гайрук

Перевод: «Слава и хвала Тебе, Всевышнему Аллаху! Твоё имя является величайшим. Никто не может быть равным Тебе. Никому нельзя поклоняться, кроме тебя. Только Ты этого достоин»

У шафиитов молитвенная формула «Сана» выглядит иным образом:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что готовят на пасху

Ваджяхту ваджхия лиллязии фатарас-самаваати валь-ард, ханиифям муслима, ва ма ана миналь-мушрикиин, иннас-саляати ва нусуки, ва махъяйя, ва мамати лилЛяхи Раббиль-‘алямиин, ля шарикя ляХ, ва би зяликя умирту ва ана миналь-муслимиин

Перевод: «Направлен мой лик к Создателю небес и земляной тверди. Я не поклоняюсь кому-либо ещё, потому как, воистину, моя вера, молитвы, воздаяния, просьбы, нрав, жизнь и смерть – всё это принадлежит Аллаху, Господину, Который не имеет никакого сотоварища. Это то, что мне велено совершать. Я, воистину, мусульманин».

Кыям (стояние).

Молящийся стоит по направлению к кыйбле, его взгляд, как было отмечено выше, направлен на место земного поклона, а руки расположены ни животе, чуть ниже пупка (ханафитский мазхаб) таким образом, что правая кисть обхватывает левую большим пальцем и мизинцем, а остальные пальцы располагаются вдоль левой руки. Шафииты располагают руки выше пупка, но ниже груди. Если молящийся придерживается маликитского мазхаба, то он может руки вообще не поднимать, а располагать их по швам. Ханбалиты имеют право сами решать, как именно располагать руки во время стояния.

Вслед за «Сана» мусульманин про себя проговаривает «та’авуз» и «басмалля»: «А’узу билЛяхи минашшайтаанир-раджиим, бисмилЛяхи-р-Рахмяанир-Рахиим» («Обращаюсь к Аллаху от козней дьявола, который достоин быть побитым камнями.

Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного [начинаю дело]»). Далее следует первая сура Священного Корана «Аль-Фатиха». Она читается вслух, с соблюдением правил таджвида.

Потом молящийся так же не про себя читает ещё одну суру (как правило, короткую, к примеру, «Аль-Филь») или идущие последовательно три аята из Книги Аллаха.

Руку’ (поясной поклон). После кыяма молящийся проговаривает вслух такбир и кланяется таким образом, что, поставив руки на колени, прогибает своё туловище в форме буквы «Г». Спина и голова должны быть параллельны полу, взгляд направлен на стопы. В состоянии поясного поклона человек троекратно говорит слова: «Субэханя Раббиаль-‘Азыйм» («Пречист [от плохого] наш Господь»).

Потом верующий выходит из состояния земного поклона, сказав: «Сами’аАллаху лимян Хямидя» («Всевышнему известны все прославления, [которые поступают в Его адрес]»). Приняв вертикально положение (руки опущены, держатся по швам, взгляд направлен на место земного поклона) проговаривает про себя один раз: «Раббаня, ЛяКа-л-хямдэ» («О Господин миров! Для тебя все эти восхваления»).

Суджуд (земной поклон). Находясь в вертикальном положении, молящийся произносит такбир и делает земной поклон. Сначала он опускается коленями на пол, далее ставит руки также на пол и располагает между ними свою голову, держа глаза открытыми. В рамках ханафитского мазхаба руки должны находиться на уровне головы, тогда как шафииты ставят их на уровень плеч.

Приверженцы ханбалитского мазхаба немного переиначивают порядок совершения земного поклона таким образом, что сначала на пол опускают руки и только потом – колени.

Когда лоб и переносица соприкоснутся с полом, молящийся трижды говорит следующие слова: «Субэханя Рабби аль-А’ля» («Пречист [от любого негатива] Мой Великий Господь»). Далее он произносит такбир и садится на левую ногу.

Правая нога при этом согнута таким образом, что на неё верующий не садится, а её пальцы направлены в сторону кыйблы. В таком положении молящийся находится две-три секунды, после чего снова говорит «Аллаху Акбар» и совершает суджуд.

Там также повторяются слова из первого земного поклона.

Из суджуда человек выходит, проговаривая такбир и возвращаясь в положение кыяма (стояния). Фактически это начало второго ракаата молитвы магриб.

Ракаат №2

Молящийся снова вслух читает суру «Аль-Фатиха» и дополнительную суру (скажем, «Курайш»). Потом совершаются по описанной выше схеме руку’ и суджуд.

Ку’уд (сидение). После земного поклона молящийся не переходит сразу в третий ракаат, а садится в таком же положении, что он занимал между двумя частями земного поклона. В сидячем положении он проговаривает дуа «Ташаххуд»:

Аттяхияту лилЛяхи вас-салявату ваттаиибят. Ассаляму ‘аляйка, айюханнабийу, ва рахматулЛахи вабаракатуху. Ассаляму ‘аляйня ва ‘аля ‘ыйбадиллахи-с-салихиин. Ашхаду ал-ля-иляха илля-Ллаху, ва ашхаду ан-на Мухаммадан габъдуху ва расулух

Перевод: «Наши приветствия, молитвы и восхваления Тебе, Всевышний. Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Всевышнего Творца и Его благословения. Свидетельствую, что нет никого, кто достоин поклонения, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник».

Некоторые мусульмане во время чтения «Ташаххуда» в словах свидетельства «Ашхаду ал-ля-иляха илля-Ллаху» поднимают указательный палец правой руки и держат его в таком положении до того момента, как произносятся слова «ва ашхаду ан-на Мухаммадан габъдуху ва расулух». После завершения дуа молящийся переходит в третий ракаат – завершающий в рамках этой части ахшам-намаза.

Ракаат №3

В рамках третьего ракаата молитвы магриб стоит обратить внимание на самый финал. В кыяме молящийся вновь читает «Аль-Фатиху» (но уже про себя). Дополнительная сура или аяты здесь уже не нужны – сразу следуют поясной и земной поклоны.

После суджуда необходимо остаться в сидячем положении (ку’уд) и протзнести «Ташаххуд», после которого следует дуа «Салават»:

Аллахуммя салли аля Мухаммадин ва ‘аля Али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима ва ‘аля Али Ибрахиим. Инняка хамидум-маджиид. Аллахумма бярик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля Али Мухаммад. Кямаа барактя ‘аля Ибрахиима ва ‘аля Али Ибрахиима, инняка хамиидун маджид

Перевод: «О Аллах! Просим благословить Мухаммада и его семью, подобно тому, как Ты в своё время благословил Ибрахима и его семью. Поистине, Ты Достойный похвалы. О Аллах! Просим послать благословения Мухаммаду и его семье, подобно тому, как Ты послал благословение Ибрахиму и его семейству. Поистине, Ты Достойный похвалы и славы».

Далее молящийся должен продекламировать аят из суры «Аль-Бакара»:

Раббаня-аттииня фид-дунья хасанатя ва филь ахиираати хасаната-у ва кыйна газабаннар (2:201)

Перевод: «О наш Господь! Просим Тебя подарить в этом мире и мире Вечном добро. Также просим защиты от Ада и его мучений»

«Ташаххуд», «Салават» и отрывок из Корана произносится молящимся про себя.

Таслим (приветствие). После отрывка из суры «Корова» молящийся в обе стороны громко говорит слова приветствия: «Ас-саляму галяйкум ва рахматулЛаа» («Приветствие вам и милость Всевышнего Творца»). Под «вами» в приветствии имеются в виду другие молящиеся, ангелы и джины-мусульмане. Важно при этом устремить свой взор сначала на правое, потом – на левое плечо.

Далее, трижды сказав «Астагфируллахи» («Прости меня, о Аллах»), молящийся произносит завершающеедуа:

Аллахумма Антас-саляяму ваминКя-с-саляму. Табаракта йа заль-джаляали валь-икрам

Перевод: «О Аллах! Ты – это мир, и Ты являешься источником этого мира. Подари нам Своё благословение».

Молитва приветствия человек читает, глядя на свои раскрытые ладони, приподнятые на уровень груди. После её завершения он произносит слово «аминь». Таким образом завершаются три ракаата фардовой части вечерней молитвы.

2 ракаата суннат

Эта часть общей молитвы магриб мало чем отличается от фарда. Разве что суры в первых двух ракаатах, такбиры и приветствия не произносятся вслух. Кроме того, во втором ракаате после «Ташаххуда» сразу следуют «Салават», «Раббаня», таслим и делается заключительное дуа. После этого верующий может приступить к чтению «Аятуль-Курси», зикров и тасбих-дуа. 

Источник: https://Islam.global/verouchenie/namaz/poryadok-soversheniya-vecherney-molitvy-v-islame/

Время вечерного намаза (Магриб)

«Первое, за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения – молитва». (ат-Табарани). Пророк (мир ему и благословение): «Когда мусульманин совершает намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как листья» (Муслим). Вечерний – один из обязательных молитв.

Время вечернего Магриб намаза

Сразу после захода дневного светила начинается время вечернего намаза. Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Совершайте вечернюю молитву, как только зайдет солнце». (ат- Табарани). Из сказанного следует, что как только диск солнца исчезнет за горизонтом, наступает время богослужения.

Не путать с началом времени Иша намаза, который начинается с полным исчезновением вечерней зари. Промежуток, отведенный на вечернюю молитву, короткий: нужно торопиться с Ахшамом, время Магриба не стоит откладывать. Хадис о приходе Джибриля (мир ему) в течение двух дней к Пророку (мир ему и благословение) дает понять, что данный намаз предпочтительно читать в самом начале.

Получив ответ на вопрос, во сколько читать вечерний намаз, мусульманину следует выполнять его своевременно, уповая на милость Всевышнего.

Когда вечерний намаз считается сделанным вовремя

В отличие от других молитв, срок на выполнение которых может растянуться: (выбор и необходимость), вечерний намаз следует выполнять в строго определенное время. Магриб намаз будет считаться выполненным в срок, если приступили к нему после захода дневного светила и закончили до растворения зари.

«Время вечерней (Магриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари». (Муслим). Нужно уложиться за отведенный промежуток времени.

О важности своевременного соблюдения вечернего намаза сказал почтенный Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует): «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд». (Ахмад, Абу Дауд).

Объединение намаза Магриб и Иша

Если время чтения намаза Магриб начинается с заходом солнца и заканчивается с растворением зари, то Иша намаз длится до рассвета. Причем до середины ночи – время выбора, до рассвета – по необходимости.

Последователи Абу Ханифы соединяют вышесказанные намазы лишь при совершении хаджа. В одном из риваятов сообщается, что пребывая на Арафате и Мудзалифе, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совмещал вечерний и ночной намазы.

Ученые ханафитского мазхаба придерживаются того мнения, что во время военного похода или хаджа досточтимый Расулюллах (мир ему и благословение) вечерний намаз совершал в самом конце предписанного срока, а ночной в самом начале по времени. Из чего следует, что каждый намаз читался в свое время.

Никто из ученых Ислама никогда не говорил о дозволенности объединения Магриб и Иша намазов вне путешествия. Последователи Абу Ханифы под путешествием подразумевают хадж.

Правоверный мусульманин должен остерегаться совмещать вечерний и ночной намазы без уважительной причины. Нужно выполнять каждый намаз в соответствии с установленным временем. О важности выполнения намазов в соответствующий срок Всевышний говорит: «Воистину, молитвенный обряд для верующих предписан в строго определенное время». (Священный Коран. Сура «ан–Ниса», аят 103).

Что делать, если невозможно определить время намаза по солнцу

Трудности в определении точного времени намаза могут возникнуть при отсутствии солнца. Такая проблема актуальна в северных широтах, где несколько дней или месяцев устанавливается полярная ночь. Невозможность установления точного времени, сложные метеорологические условия также вызывают затруднение в совершении обрядовой молитвы. В таких случаях возможны три пути решения:

  1. в местах с отсутствием солнца время намаза соблюдать аналогично расписанию ближайшего города, области, любого близлежащего населенного пункта, где существует четкое разделение между днем и ночью, утром и вечером
  2. время намаза установить по мекканскому времени
  3. совершать ориентировочно, приблизительно.

В любом случае не следует отчаиваться, а уповать на милость Всевышнего, так как намаз является высшей формой поклонения. Недаром Аллах, свят Он и велик, сказал: «Поистине, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитвы». (Священный Коран. Сура «аль-Муъминун», аят 1,2).

Совершение ритуальной молитвы несет в себе неисчислимые блага. Благодаря намазу между правоверным мусульманином и большими грехами возникает непреодолимая преграда. Человек очищается от мирского и уповает на прощение Господа миров.

Источник: http://salyat.com/review/vremya-vechernogo-namaza-magrib

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный Богослов
Что такое слава божья

Закрыть